- Image
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – один из крупнейших архитектурных ансамблей XVIII века, который создавался по проектам известных архитекторов Д. Трезини и И. Старова. Это уникальный историко-художественный комплекс. Сегодня происходит процесс возрождения монастыря и литургической жизни в Лавре. С Божией помощью налаживается быт. Открылись иконописно-реставрационная, ювелирная, швейная, фарфоровая, гончарная, иконописно-киотная и эстампная мастерские. Всем этим с 1996 года руководит епископ Выборгский Назарий, викарий Санкт-Петербургской епархии.
– Александро-Невская Лавра – уникальный памятник архитектуры, переживший годы закрытия и сегодня успешно возрождающийся. Какие значимые реставрационные работы ведутся сегодня?
— Сейчас мы как раз взялись за основную работу. До сих пор мы по большей части работали над восстановлением внутренних помещений Лавры. На сегодняшний день мы выполнили примерно 85 процентов этой работы.
– С какими трудностями приходится сталкиваться при реставрации передаваемых Церкви помещений Лавры?
— Работу затрудняет то, что здания Лавры передавались Церкви поэтапно, на протяжении 12 лет, и мы не могли выполнить комплексную реставрацию, приходилось восстанавливать архитектурный ансамбль по частям. Лавра, как вы видите, представляет собой каре, и в принципе было бы желательно сначала освободить все помещения, затем комплексно ремонтировать и реставрировать. Есть общестроительные работы, а есть реставрационные. Все, что касается отопления, водоснабжения и различных коммуникаций, следовало выполнять вначале, но нам пришлось делать все по частям, поэтому было сложно уже на стадии проектирования. Из-за этого проектировали буквально на ходу. И, конечно, это порождает сложности. Например, семь-восемь лет назад мы провели полную реставрацию внутри собора. Но сейчас снова приходится ставить леса…
– Почему?
— Потому что необходимо отладить систему вентиляции. Та система, которая была создана вместе с собором, оказалась безвозвратно утерянной. Многие из воздуховодов, которые шли из подвала, где воздух подогревался специальными печами, были просто забетонированы. Чтобы их восстановить, нам надо было разрушить половину собора. Хотелось бы восстановить хотя бы часть старой системы, но, видимо, придется переходить на современные системы вентилирования.
– Реставрация фасадов помещений Лавры уже начата?
— Да. Работы проводятся с полной заменой окон, которые занимают 70 процентов фасадов помещений Лавры. При этом практически каждое окно индивидуально. Лавра строилась очень долго, и поэтому каждый фрагмент отличался от других, так что окна у нас очень разные. Приходится каждое окно создавать индивидуально. В соборе также проводятся реставрационные работы с полной заменой окон.
– Такой объем реставрации невозможен без помощи крупных благотворителей!
— Мы каждодневно молимся об Алексее Борисовиче Миллере, который в свое пятидесятилетие попал к нам, увидел наши нужды и стал помогать. Когда мы ему рассказали о проблемах, встающих на пути восстановления Лавры, он сказал: «Я думал, государство тут уже все сделало, а оказывается, нет».
Был заключен благотворительный договор прямо между монастырем и благотворителем, без посредников. Мы непосредственно отчитываемся в том, куда пошли средства. Также нам помогает Владимир Андреевич Агиян из «Водоканалстроя».
– Кроме реставрации главного собора, какие церкви Лавры на очереди по восстановлению?
— Мы реставрируем Федоровскую церковь, которая находится у бывшего здания Духовной академии. К юбилею работы завершить не удастся, но все же храм возрождается. Министерство культуры завершает работы по фасадам, мы проводим внутреннюю реставрацию. На втором этаже этого храма мы начали восстановление живописи. Эти работы будут весьма длительными ввиду своего объема. Недавно введена в строй крестильная церковь с баптистерием. Возрождается надвратная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – там мы приступили к интерьерным работам и восстанавливаем художественное убранство; кроме того, практически готов иконостас храма. Этот храм мы планируем сделать венчальным, потому что он находится вне монастыря. В обители не положено совершать таинство брака, а люди по привычке хотят у нас обвенчаться, потому что привыкли к этому, когда Троицкий собор был приходским. Теперь это вновь станет возможным, но уже вне стен монастыря.
– Среди иконописцев ведется полемика: как следует возрождать храмы, построенные и расписанные в эпоху XVIII, XIX столетий в «европейском» стиле: восстанавливать ли их первоначальный облик или стремиться приблизить его к древнерусскому искусству? Что вы думаете по этому поводу?
— Я сторонник разумного подхода к реставрации, особенно если дело касается художественного убранства. Полагаю, не стоит помещать в храмы XVIII, XIX или XX века утварь, роспись и иконы в стиле преподобного Андрея Рублева. В Лавре архитектура и убранство в основном относятся к XVIII столетию. Поэтому даже иконы новомучеников мы выполняем в синодальном стиле. Чтобы пояснить свою позицию, приведу пример из другой области – церковной музыки. Все согласны: монодия – это хорошо, но наше ухо уже по-другому воспринимает монодию, чем ухо наших предков, живших в тиши. Нашим современникам будет легче воспринимать образ святого новомученика, если он будет похож на того человека, которого можно увидеть на фотографии или живописном портрете. Безусловно, у иконописи есть свои правила, которые должны быть соблюдены. Есть фазы развития иконописи и художественного убранства, и поэтому мне кажется, что, если реставрация выполнена корректно, в стиле самого памятника, это будет только лучше.
– Что главное в жизни Лавры: внутренняя молитвенная жизнь, окормление прихожан, прием паломников, возрождение культурных ценностей, миссионерство?
— Молитва должна быть всегда и в любом месте, Господь ее принимает и в красивых храмах, и в руинах, поэтому возрождение духовной жизни и восстановление стен должны идти параллельно. Необходимы и прием паломников, и катехизаторская деятельность. Мы открыли духовно-просветительский центр, это миссионерское начинание: многие люди не могут сразу прийти в храм, они начинают с духовно-просветительского центра, потом постепенно воцерковляются. Эта работа идет параллельно с реставрацией зданий. Думаю, было бы неправильно все позолотить, выкрасить и только тогда сказать: «Приходите к нам»!
– При Лавре работает ювелирная мастерская. Расскажите о ней, пожалуйста: в чем ее особенности, может быть, есть какие-то уникальные работы, технологии?
— Ювелирная мастерская у нас работает давно, и я могу сказать, что мы открыли ее в свое время, имея совсем простую цель: я хотел, чтобы мастерские, не только ювелирные, но и другие, давали прибыль, потому что никаких спонсоров у нас не было. Отличительная черта наших мастерских – честность. Мы работаем по официальным ценам, не используем левый материал, у нас есть все необходимые лицензии. Работаем не только для себя, есть и оптовое дело по продаже изделий.
– При Лавре осуществляется немало начинаний. Как в наши дни успешно вести дело и в то же время не начать вместо Бога служить мамоне?
— Это философский вопрос. Служить Богу не так просто, как может показаться со стороны. Мы живем в определенных материальных и общественных отношениях, и к сожалению, а может быть, к счастью, не знаю, мы не достигли того периода, когда будет можно трудиться по силам, а получать по потребностям. Товарно-денежные отношения – они и нас касаются. Меня обвиняли, что я открыл слишком много магазинчиков. Но это были единственные источники дохода. И если бы я этого не сделал, то мы бы не выполнили и доли того, что удалось. Я всегда говорю, что собираю не на свою личную дачу, которой у меня нет, что мы восстанавливаем памятник архитектуры мирового значения. Это не собственность Церкви, не собственность епископа Назария или еще кого-либо, это государственное достояние. В принципе, государство должно бы нам помогать, но, к сожалению, получается так, что если здания переданы Церкви, то все уже на наших плечах. Реальные условия таковы, что приходится думать, как заработать деньги, чтобы поддержать в порядке те же памятники архитектуры, не говоря уже о людях, живущих в монастыре.
– Давайте поговорим о предстоящем 300-летнем юбилее Лавры, ведь до него осталось совсем немного – всего год. Как проводится подготовка к этому событию?
— Конечно, подготовка идет разносторонняя, мероприятий запланировано немало. Мы уже два года проводим фестивали, конкурсы, среди которых, например, конкурс композиторов, конкурс художников, они посвящаются наступающему трехсотлетию.
– Скажите, а как будет проходить само празднование?
— Официально датой основания Лавры считается 7 апреля. На той стороне реки Монастырки, где сейчас стоит Лазаревская церковь, возведенная в XVIII столетии, триста лет назад был построен деревянный Благовещенский храм. Первая Божественная литургия в нем была отслужена на Благовещение в 1713 году. Эта дата и считается днем рождения монастыря, а позже Лавры. Триста лет мы не можем отметить в один день, и поэтому торжества будут продолжаться с апреля по начало декабря 2013 года. Будут особо отмечены, например, день рождения святого Александра Невского, дни Невской битвы, Ледового побоища. Апогеем станет главный праздник, связанный с Александро-Невской Лаврой, – 12 сентября, день перенесения мощей благоверного князя Александра. Уже традиционно, по крайней мере десять лет, в этот день проходит городской праздник. Мы надеемся, что в юбилейном году в нем примут участие Святейший Патриарх, первые лица государства. Кроме того, до революции в день святого Александра Невского из Казанского собора по Невскому проспекту к Лавре шел торжественный крестный ход. Мы хотим возродить эту традицию, насильственно прерванную в 1918 году. Городские власти поддержали эту идею.
– А зимний день благоверного князя будет отмечен торжествами?
— Безусловно! Мы планируем проведение в Петербурге хорового собора. Он уже два года проходит в местах, которые тоже связаны с именем Александра Невского: в Нижнем Новгороде, Ярославле. Мы хотим задействовать многие площадки в городе. Как раз 6 декабря мы завершим наш юбилейный год, подведем итоги.
– Наверное, будут выпущены и какие-то памятные издания?
— Мы планируем выпустить трехтомник, который будет содержать в себе историю Лавры за все 300 лет ее существования. В его основу лягут труды доктора наук М. В. Шкаровского, составившего историю Лавры за сто лет, и С. Г. Рункевича, описавшего 200 лет истории Лавры. Вообще у нас большая издательская программа.