1 октября, мы вспоминаем Сергея Андреевича Зегжду. Год прошел со дня его кончины. Кончины страдальческой, может быть, не безболезненной, но как свидетельствуют — христианской, непостыдной и мирной.
Сергей Андреевич Зегжда — это подвижник благочестия, замечательный православный ученый, богослов, духовный писатель, последний из членов Александро-Невского братства. Жизнь его была тяжелой. Он рано лишился отца, который был расстрелян в 1937 году. Он познал тяготы эвакуации, послевоенного голода, притеснений. Тем не менее, всегда держался бодро, жизнерадостно и благодарил Бога даже во время последней тяжелой болезни, которая унесла его в могилу. Он являлся духовным чадом многих видных подвижников благочестия: митрополита Гурия, архимандрита Серафима (Суторихина) и, наконец, отца Кирилла (Павлова). И от них питал дух Православия новомучеников и исповедников российских.
Что это за дух? Это, в первую очередь, незлобие. Он говорил, что мы гонений не замечали, мы жили с Богом и в Боге. Это скромность, нестяжательность, удивительная щедрость. И духовная, и не только духовная. В нем запечатлелась удивительная красота русского православного духа. Та красота, которая привлекает и коллег математиков, и студентов, и многих православных. Промыслом Божиим, несмотря на то, что он был сыном «врага народа», несмотря на то, что он поступил на математико-механический факультет, стал великим ученым (накануне своей кончины он находился на пороге одного из великих математических открытий), тем не менее, он был удивительно скромен, никогда не козырял своими познаниями. В математике он видел ту науку, которая дает возможность людям приходить к абсолютному смыслу бытия, то есть к Богу. И любил повторять то, что малые знания уводят от Бога, а большие — приближают.
Как никто другой, он любил богослужения, прекрасно его знал. Сохранились книги Триоди, Миней, его домашние книги размечены им глубокими примечаниями относительно молитвенных литургических текстов. Он хранил память о новокомучениках и исповедниках российских. Настоящим сокровищем являлся его архив — это переписка с отцом Гурием, отцом Серафимом (Суторихином), со многими подвижниками благочестия ХХ века.
Он написал замечательные труды. Во-первых, «Александро-Невское братство». По сути дела, это фундаментальный труд, посвященный этому необычайному явлению жизни нашего города. Именно те портреты братчиков и братчиц, которые дает Сергей Андреевич Зегжда, незабываемы. Ему принадлежат также труды, посвященные отцу Варсонофию (Веревкину), чью память он глубоко чтил. И с духовной точки зрения является фундаментальным труд, посвященный Владыке Вениамину. Называется «Страдалец до Голгофы». С точки зрения внешних обстоятельств много чего о Владыке Вениамине сейчас известно. Но с точки зрения внутреннего понимания его духовного пути он перенес много страдания, и Сергею Андреевичу удалось издать, пожалуй, самый глубокий текст.
У него был дар духовного рассуждения и даже провидения будущего. Это был настоящий старец. Мы живо ощущаем его потерю. Не стало мудрого наставника молодежи, который многих привел к Богу, к Церкви и даже к священному сану. Не стало замечательного ученого. Не стало хранителя памяти о новомучениках и исповедниках российских. Уверены, что его святая душа упокоилась в райских селениях.
Редакция «Русской народной линии»