В день 250-летия со дня рождения Самсона Ксенофонтовича Суханова в Казанском кафедральном соборе совершен молебен

В день 250-тилетия со дня рождения великого русского каменотеса и ваятеля Самсона Ксенофонтовича Суханова (27.06.1768 ст.ст. — ок.1844), 10 июля 2018 года с 9:00 до 9:30, по благословению настоятеля собора протоиерея Павла Красноцветова, в Казанском кафедральном соборе был совершен благодарственный молебен в честь юбилейной даты.

Молебен, с чтением в конце молитв  «Благодарственная» и «На всякое благое дело», совершил протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства собора – ключаря собора прот. Андрея Герасимова, иерея Георгия Христича и диакона Симеона Сорока. По окончании молебна была провозглашена «вечная память» рабу Божиему Самсону.

Протоиерей Николай перед началом молебна, обращаясь к собравшимся в соборе участникам научно-практическая конференции, посвященной  250-летию со Дня рождения Самсона Ксенофонтовича Суханова, в преддверии открытия этой конференции (в 11:00 в Доме Архитектора: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.52, Особняк А.А. Половцова), в частности отметил, что «празднуемое ныне юбилейное событие совпадает с Днем воинской славы России (победа Петра I над шведами под Полтавой  27 июня ст.ст 1709 года, в день памяти преп. Сампсона Странноприимца) и, что примечательно, совершается оно в храме, ставшем, по инициативе М.И. Кутузова, храмом воинской славы – в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в строительстве и каменном украшении которого  принимали участие с 1803 года целых восемь лет Самсон Суханов и его артель.

С Казанским собором тесно связано имя выдающегося русского полководца, генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Он, призванный в августе 1812 года возглавить русскую армию, молился в соборе перед особо чтимым списком Казанской иконы Божией Матери. И вскоре после этого, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери 26 августа ст.ст. (ныне 8 сентября) в кровопролитном Бородинском сражении и дальнейшей сдачи неприятелю Москвы, проигрывая тактически, но побеждая стратегически, он добился того, что эти события стали переломными в победоносной Отечественной войне 1812 года. Русская армия от сожженной Москвы прошла, по окончании Отечественной войны в декабре 1812 года, до покоренного Парижа в Заграничном походе 1813-1815 гг. Знаменательно, что М.И. Кутузов, скончавшийся 16 апреля по ст.ст. 1813 года в Бунцлау, нашел свое последнее пристанище в Казанском соборе, где 13 июня по ст. ст. был погребен его прах. Таким образом, начало и конец последнего и наиболее яркого периода его жизни оказались связаны с Казанским собором.   

Весьма знаменательно, что начало и конец творческой жизни Самсона Суханова также были связаны с Казанским собором. Самсон Суханов, после женитьбы в 1798 году, перебирается из родной своей деревеньки в Вологодской губернии в Санкт-Петербург, где после непродолжительного участия в составе артели каменотесов под управлением своего шурина Григория Копылова в работах по строительству Михайловского замка (замок строился в 1797-1800 годы), он сумел настолько овладеть искусством обработки камня, что обратил на себя внимание архитектора и строителя воздвигаемого Казанского собора Андрея Воронихина. Самсону Суханову и его артели был предоставлен крупный заказ на изготовление колонн Казанского собора (внешней колоннады со стороны Невского проспекта из 94-х колонн из пудожского камня, высотой с базами и капителями ок. 13 метров, и 56 монолитных колонн, высотой ок.9 м., диаметром ок. 1 м., для внутреннего свода – только уже из гранита, каждая весом более 100 тонн). Были и другие его работы по камню во внутреннем убранстве собора. А вообще с его именем только в Санкт-Петербурге насчитывается ок. 30-ти архитектурных и скульптурных памятников (в их числе колоннада Исаакиевского собора, Александровская колонна на площади перед Зимним дворцом). Последним творением Самсона Суханова, исполненным для оформления площади перед Казанским собором, явились гранитные пьедесталы (высотой 3,5 метра) для двух памятников великим полководцам, фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли (первая версия пьедесталов утонула в бурной Ладоге при перевозке, а вторая версия, выполненная мастером за свой счет, окончательно его материально разорила). Умер великий каменотес и ваятель в нищете, могила его не найдена.

Однако дело рук гениального мастера, не только было его радостью и вдохновением, но осталось и будет оставаться в веках как символ Божественной красоты, воплощенной в камне, как символ величия таланта, которым руководила «не корысть, а любовь к Отечеству»!  «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится», т.е. «имя его вовек не поколеблется; в вечной памяти он будет», гласит Священное Писание (Пс.111.6-7). И пусть не забываются его праведные труды на нашей грешной земле! Пусть наша память о нём и восхищение его трудами подвигнут нас вспомнить и о вечных ценностях духовных, и помолиться о его бессмертной душе, чающей от Господа утешения и спасения. Вечная память рабу Божиему Самсону Ксенофонтовичу Суханову»!


Самсон Ксенофотнович Суханов (1768-после 1844) — русский скульптор-камнетёс, работавший в Санкт-Петербурге в первой трети XIX века.

Родился в семье бедных крестьян в деревне Завотежица Юрьенаволоцкой волости, Вологодской губернии (ныне деревня в составе муниципального образования «Телеговское» Красноборского района Архангельской области).

Уже в 9 лет начал батрачить, затем работал в бурлацких артелях на Северной Двине и Волге. В 1783—1793 гг занимался пушным промыслом на Севере, в том числе посещал Шпицберген.

Около 1800 года приехал в Санкт-Петербург, начал работать каменотёсом на строительстве Михайловского замка. За короткий срок в совершенстве освоил мастерство каменотёса и вскоре стал широко известен в Петербурге как искусный каменщик-ваятель и строительный подрядчик. Когда началось строительство Казанского собора его назначили главным приказчиком.

Одним из примеров его мастерства являются два огромных гранитных шара на Стрелке Васильевского острова — он высек их по принципу «отсечь всё лишнее», не пользуясь при этом никакими измерительными инструментами.

Совместно с другими мастерами, им были выполнены: Ростральные колонны (проект архитектора Тома де Томона) и статуи на них, колоннада Казанского собора, колоннада Исаакиевского собора, цоколь здания Биржи, облицовка берегов Крюкова канала и Малой Невки, Синий мост, элементы здания Горного корпуса, Баболовская ванна в Царском Селе, ванны Зимнего и Александровского дворцов, колонны Скорбященской церкви, базы и капители здания Петербургской духовной академии в Александро-Невской лавре, Александровская колонна.

Кроме работ в Санкт-Петербурге он также работал и в Москве — благодаря ему появился пьедестал памятнику Минину и Пожарскому.

Проживал некоторое время в Санкт-Петербурге на набережной реки Пряжки в каменном трёхэтажном доме собственной постройки.


Автор фотоотчета Татьяна Горд

Ссылки на публикации по итогам празднования:
http://kazansky-spb.ru/events/a…
http://pravoslavnye.ru/politnew…
https://spbvedomosti.ru/news/cul…
http://sanktpeterburg.bezformat…
http://vologdazem.ru/news-merop…
Ссылки на публикации о подготовке к празднованию:
https://vk.com/wall-38288923_11…
http://www.pitert.ru/news/segod…
http://arcunionspb.ru/o-nas/nov…
Ссылки на публикации о презентации книги В.Васильева «Самсон Суханов»
http://ruskline.ru/politnews/20…
http://anbratstvo.ru/content/na-…
http://time-king.ru/news?id=1438
http://nature-and-people.ru/kor…
http://xn–-7sbjcioeighdzhcbn.xn…
Ссылки на публикации о выходе в свет благотворительной стенгазеты:
http://xn–-stb8d.xn—p1ai/Portfol…
http://xn–-stb8d.xn—p1ai/dom-so-…