Встречи с военным священником …
Ирина Ахундова, Протоиерей Олег Тэор, Русская народная линия
Через год настоятелю храма Александра Невского протоиерею Олегу Тэору исполнится 70 лет. Хорошим подарком для него и его многочисленной паствы будет построенный при храме дом причта. О двух встречах с легендарным «военным батюшкой» — гордостью Пскова — мой рассказ.
24 октября 2013 г. Встреча вторая
Эту статью хочу начать с покаяния: «Дорогой отец Олег, простите меня, грешную, что не поздравила Вас 1 ноября с 69-летием. При встрече с Вами выяснилось, что 1 ноября 2014 года, когда мы будем праздновать 150-летие со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны, которую Вы очень почитаете, Вам исполнится 70 лет. Вы улыбнулись и добавили, что это еще и день рождения святого Иоанна Кронштадтского».
Узнав о таком «совпадении», я вспомнила фразу из какой-то статьи о Вас. Оказывается, в последние годы жизни старец Николай Гурьянов с острова Залит говорил своим духовным чадам: «Меня не станет — будете ходить к отцу Олегу. Мы с ним одной крови».
Вечером 24 октября 2013 года я собиралась поехать на Садовое кольцо, к женщине, у которой отец Олег, приезжая в Москву, останавливается все последние годы. Но сил ехать не было. Я сидела в бюро переводов «СтатусПеревод», расположенном неподалеку от м. «Красные ворота», и плакала. И вовсе не потому, что мне плохо сделали перевод. Напротив — начальник бюро Николай Лавров оказался очень добрым и отзывчивым человеком. Узнав, что я погорелец, его сотрудники быстро, качественно и недорого делали мне перевод паспорта брата с украинского языка на русский. Но полученный на сей раз перевод не пригодился.
Я плакала от дикой усталости и бесполезности прожитого дня. Специально взяла отгул, чтобы пойти на Солянку в ФМС по Московской области. За день до этого мне позвонили оттуда и предложили приехать с заполненной анкетой и подать заявление на вид на жительство для брата. Перечислили все необходимые документы. Я сделала фото брата, собрала справки и выписки, заказала перевод паспорта. Но забрать его не успела, чтобы не опоздать в ФМС. И вдруг слышу: «Вы можете подать их лишь 17 декабря и не у нас, а в Истре. Можете пойти в ФМС России, где пишут законы. Они и нарушить их могут». Но законы у нас нигде не нарушают! Так сказали в ФМС России…
День подходил к концу, сил не было, а надо было решать — ехать к больному брату в общежитие или на Садовое кольцо… Но стоит ли? Что нового скажет отец Олег? «Молитесь»? Так говорят все батюшки, и я молюсь… Евгений Теряев, который морально поддерживает меня в моей беде уже несколько месяцев, сказал: «Вам надо поговорить с отцом Олегом. Я сообщу, когда он приедет из Пскова» и дал телефон неизвестной мне Марины. После разговора с Мариной поняла, что ехать надо. Она была «проводником» к отцу Олегу еще для одного мужчины. Раньше он работал в милиции, а теперь служит охранником в Высокопетровском монастыре. Об этом узнала, когда ближе к полуночи мы вместе уходили от о. Олега.
Ждать его пришлось довольно долго. Кроме меня в квартире собралось еще человек 12-15, в том числе 5 детей. Самое удивительное, что ничего особенного отец Олег так и не сказал мне, ну совсем ничего, а уходила я просветленная. Усталость куда-то ушла. На душе было спокойно и мирно. Заходя к нему в комнату, думала, буду плакать, а вместо этого улыбалась так, словно брат не болен и дом не сгорел…
«Отец Олег, благословите!» — говорю батюшке, соорудившем на голове чурбан из полотенца. Он был очень уставший и, видимо, плохо себя чувствовал, поэтому принимал людей лежа в постели. Но при этом улыбался. Знаю, что, как бы плохо ему не было, он никогда это не показывает. Поздоровавшись, я напоминаю о нашей первой встрече в Пскове.
16 июля 2012 г. Встреча первая
В тот теплый радостный день участники школы-экспедиции «Из Новгорода и Пскова в Киев: путем рождения Руси», посетив обзорную экскурсию по Пскову, побывав в Псковском Кремле, Снетогорском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы и в Мирожском монастыре, познакомились с легендарным протоиереем Олегом Тэором.
Редко встретишь батюшку, на рясе которого нет свободного места от орденов и медалей. А грудь отца Олега Тэора украшена множеством наград, ведь он — настоящий фронтовой батюшка: за плечами у него две чеченские кампании и военная операция в Югославии. Отец Олег Тэор является лауреатом премии «Народное достояние» в номинации «Пастырское служение обществу». Он много раз бывал в горячих точках, летал на военных самолетах и вертолетах, ездил на танках. В одном интервью с о. Олегом прочитала, что в Сирии один генерал — начальник местной десантной школы — после общения с батюшкой снял со своего кителя орденскую планку, приколол на рясу и попросил его быть духовником сирийских десантников.
Школа-экспедиция, проводившаяся Фондом Андрея Первозванного в год празднования 1150-летия государственности России, не случайно начала свою работу на Псковской земле — одной из древнейших территорий России, щедро сохранившей единение национальной памяти и русского духа. Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». Псковская земля является одним из центров российской государственности и национальной культуры. Она граничит сразу с тремя государствами — Эстонией, Латвией и Белоруссией. В этих местах родилась святая равноапостольная княгиня Ольга, первая христианка на Руси. На Псковской земле произошло знаменитое Ледовое побоище. В память о победе в нем на Псковщине установлен величественный памятник святому благоверному князю Александру Невскому.
В честь Александра Невского назван воинский храм, настоятелем которого является «военный батюшка» митрофорный протоиерей Олег Тэор. Он духовник воинов, которые служат в 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой десантно-штурмовой дивизии ВДВ. В расположении дивизии отец Олег отслужил при нас литию по погибшим воинам 6-й роты. В 2000 году именно он отпевал героически погибших десантников этой знаменитой роты. По окончании литии каждый из нас, участников школы-экспедиции, возложил алую гвоздику к памятнику 6-й роте, изображающему раскрытый парашют внутри которого стоят 84 свечи — по числу погибших воинов. На обелиске выгравированы имена каждого из героев.
Гвардии подполковник Константин Владимирович Эккерт рассказал историю полка и 76-й дивизии. Мы осмотрели местный музей, сфотографировались у танка, подержали в руках несколько видов оружия, после чего в актовом зале при участии солдат и офицеров дивизии состоялась потрясающая встреча с Николаем Красиковым, который в свои 26 лет был руководителем поискового движения «Костер».
Но особенно врезался в память облик отца Олега с развевающейся на ветру седой бородой, с звенящими орденами и медалями на рясе. Говорят, что отец Олег исходил пешком весь Псковский край. Он один из лучших знатоков его истории и святынь. Возле своего храма батюшка собирает «святой холм» из камней, привезенных со святых мест. Есть здесь камни со дна Ижоры, где Александр Невский одержал первую победу, из Ганиной ямы, с Бутовского полигона, с мест гибели воинов Псковского гарнизона.
Отец Олег всегда окружен молодыми людьми, которые души в нем не чают. Все хотели с ним сфотографироваться. Вот и я не удержалась. Когда мы фотографировались с героическим батюшкой, я и предположить не могла, что эта встреча с ним не последняя, что через год с небольшим я приду к нему за советом: что делать, как жить дальше, когда дотла сгорел дом во время моей горячей молитвы о брате, находившемся на грани жизни и смерти?
24 октября 2013 г. Встреча вторая
Рассказываю отцу Олегу, что благодаря пожару добрые люди начали собирать нам с братом деньги на его лечение и восстановление дома. Но за пересадку почки в Москве в НИИ трансплантологии запросили с жителя Украины около трех с половиной миллионов рублей. В Белоруссии за эту же операцию с него возьмут от 50 до 55 тысяч долларов. Что делать, если мы не соберем нужную сумму на пересадку почки?
«Вложите в недвижимость», — посоветовал отец Олег. Но сначала ведь надо спасти брата! Именно так поступила бы Великая княгиня Елисавета Феодоровна, родившаяся, как и о. Олег, 1 ноября (по новому стилю). Она часто приезжала в Псков в Спасо-Елиазаровский монастырь к своему духовному отцу — старцу Филофею, который создал известную государственную теорию «Москва — Третий Рим».
Конференцию с таким названием организовывала тут матушка Елизавета, недавно почившая в Бозе настоятельница Спасо-Елиазаровского монастыря. По словам отца Олега, она была настоящим патриотом, историком, философом. Мне посчастливилось несколько раз общаться с ней. Царство ей Небесное.
«Как Вы относитесь к идее отметить 150-летие Елизаветы Федоровны в рамках новой благотворительной программы фонда «Таланты мира» «Милосердия двери»?», — спросила я отца Олега.
«Божие благословение на эту нужную программу, проводимую для помощи больным людям. Мы будем рады видеть артистов фонда в Пскове и приглашаем в наш храм, где воспитывается много певцов и музыкантов. Наша молодежь поет и играет на инструментах. Певец нашего храма Ян Осин поехал петь на Северный Полюс. А недавно он пел в нашем храме. У нас и видеозапись есть», — сказал о. Олег и дал мне диск «12 сентября — престольный праздник воинского храма св. Александра Невского».
А потом при мне батюшка позвонил Яну Осину прямо на ледокол. Я тоже поговорила с Яном, рассказала о фонде «Таланты мира». Оказалось, что Ян знает Давида Гвинианидзе с 2001 года. Надеюсь, что увижу обоих замечательных баритонов на одной сцене.
На прощание я попросила отца Олега молиться о моей семье, а потом спросила, как живется ему. Он сказал, что его душа болит из-за того, что при храме Александра Невского нет дома причта, в котором можно было бы расположить созданный им музей воинской славы, собранную им уникальную библиотеку, которая насчитывает более 40 тысяч духовных и исторических книг, а также класс воскресной школы и класс для занятий рукоделием, благотворительную столовую для ветеранов, неимущих и детей из малообеспеченных семей, богадельню, комнаты для размещения многочисленных паломников.
«У нас много военнослужащих, которые отдали здоровье за нашу Родину, и часто нуждаются во внимании, — говорит отец Олег. — А нам при храме негде с ними заниматься, проводить беседы. Многие из них верующие. В нашем храме отпевают ветеранов войны. Подростки у нас поют, прислуживают на богослужениях, радуют военнослужащих во время разных мероприятий. Мне приходится много заниматься громадной стройкой — восстановить исторические здания Омского полка, которые принадлежат нашему храму».
Хочется верить, что через год, отмечая 150-летие Великой княгини Елизаветы Федоровны и свое 70-летие, отец Олег сможет принять гостей в новом доме причта, построенном к двойному юбилею. И тогда детям и солдатам не придется заниматься на улице. Может быть, батюшке, как и мне, помогут лауреаты премии Андрея Первозванного «Вера и верность»? А, может, как знать, и сам батюшка станет лауреатом какой-нибудь престижной премии? Или общественные организации, реализующие программу «Александр Невский», помогут в строительстве дома причта?
По словам отца Олега, «у России может быть крепкое прекрасное будущее, а если отвернемся от нашего настоящего многовекового уклада и веры, то можем превратить ее в неприятное помойное место, хуже, чем скотный двор. Надо за веру и Отечество трудиться, и тогда Россия еще выручит многие народы».
Воинский храм просит о помощи
Воинский храм во имя благоверного князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка в 1908 году. Это удивительная по архитектуре церковь построена в традициях древнерусского зодчества.
Усилиями верующих храм был восстановлен из руин. Но духовенство и прихожане мечтают создать целый храмовый комплекс. Пока все эти начинания благодаря усилиям и энергии протоиерея Олега Тэора развиваются успешно, но решать свои финансовые проблемы приходу становится все сложнее, хотя местные власти после долгих переговоров согласились передать в безвозмездное пользование земельный участок, на котором до революции располагался храмовый комплекс.
Кроме того, сейчас отец Олег занимается восстановлением храма пророка Илии XV века, который расположен на родине святой равноапостольной княгини Ольги — в селе Выбуты Псковской области.