В Санкт-Петербурге с 31 июля по 17 августа в Малом зале ЦВЗ «Манеж» пройдет выставка художника Игоря Бурмистрова «Невидимый град». Своими впечатлениями о творчестве Игоря Бурмистрова делится художница Марина Жукова.
Паломничества Бурмистрова совершаются в области духа, как иначе достичь Невидимого града? В мужественном небрежении о деталях, охваченный сильным и цельным чувством, он ищет Беловодье за горизонтами, слышит звоны Китежа со дна Светлояра, целует землю яффского порта . Эти могучие архетипы редко, однако, являются на холсте в виде соответствующего сюжета — часто они маскированны малым кругом памятных лиц, тесными пространствами любимых мест. « Вопрос о границе соприкосновения»* мира видимого и невидимого художник решает на высоком градусе интимности, но вместе с тем почти универсально — благодаря всерастворяющему свету и широким, живым цветовым полям, которые останавливают своё движение на самом рубеже узнаваемости и обобщённости.
Послеполуденный свет в ярком безтенном сиянии заливает холсты, однако нельзя не почувствовать, что его физика оборачивается иной, «невечерней» природой. Свет — при всех уже известных открытиях художника в области колорита, — следует признать не только главным формообразующим средством его работы, но, в духовном смысле, так же и её целью. На пути к этой цели стираются частности — остаются образы, «адекватные душе». Чуждаясь непосредственной эмпирики, художник пишет и рисует только образы, вещи, явления, пребывающие на уровне памяти в своих цветовых, тональных, композиционных константах, только ожидая подходящего момента для своего явления на холсте. Тогда, по уверению автора, действуют только самые светлые стороны его души, и мы с облегчением и благодарностью видим, что свет, который есть в нём — это свет. Путь беспощадного отбора — жертвенный и аскетический, — даёт надежду на то, что, по о. Павлу Флоренскому, восхИщенный от земли творец, по своём возвращении, вернёт нам её образы в виде символа.
Состояние, как заметил Борис Сергуненков — между землёй и Небом. Не думаю, что это упрёк, скорее именование вектора, действующего в тех пределах, что возможны для личного творчества. Но нельзя не увидеть иконописность его искусства — в памяти о Первообразе, непреложности, погружении самозамкнутых персонажей внутрь себя, отсутствии внешнего движения…
Бурмистров - зрелый художник. Но примечательно то, что круг его внимательных собеседников в искусстве составился из мастеров, как и писатель Сергуненков, поколением старше. Герман Егошин благословил — «считайте меня вашим поклонником», скульптор Евгений Ротанов одним из первых заметил переход цвета в свет, живописец Заславский с первого дня знакомства желал «больше фаворского света», Владимир Паршиков сопереживал наполнению чувством цветового поля.
Марина Жукова
O.Павел Флоренский, «Иконостас»
О картинах Игоря Бурмистрова
Потаенно здесь всё, потаенно.
Душа вышла из вражьего плена
Открывается Божие Око
И отходит людская морока.
……………………………….
Пройдёт всё это.
ТЫ сотрёшь воспоминание.
Какое долгое и грустное прощание.
––––––––––––-
Всё в этом мире -
Призрачно и зыбко.
Прощай, сей миръ…
И грустная улыбка
Игумен Мануил 2002г, село Якиманна