В феврале в Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается специальная выставка к 100-летию Александро-Невского братства. Мы побеседовали с Романом Сергеевичем Катаевым — магистром богословия, хранителем музея Древлехранилища Александро-Невской Лавры.
Расскажите, пожалуйста, о том, как формировалась коллекция музея, что связывает современныйлаврский музей с дореволюционным?
Музей Александро-Невской Лавры со времени основания получил название «Древлехранилища». Название -это, пожалуй, единственное, что связывает современный лаврский музей с дореволюционным, существовавшим до 30-х годов 20 века. Его собрание было полностью утрачено, известны лишь несколько предметов, оставшихся в государственных музеях. Новая коллекция нашего музея начала собираться в послевоенные годы, когда Церкви был возвращен Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Начались богослужения и верующие стали приносить сохранившиеся дома богослужебные предметы. Так постепенно формировался лаврский музейный фонд.
Недавно почившая Лидия Ивановна Соколова была первой заведующей и хранителем музея. Благодаря ей создавалась концепция музея, начала создаваться экспозиция. Лидия Ивановна много сделала, чтобы музей существовал. Она не успела доделать, что хотела, но ее преемники, в том числе и ваш покорный слуга, продолжили начатое ею дело.
В 2010 году появилось благословение наместника на организацию музея, у него же хранились многие вещи, который он передал в фонд музея. В год 300-летия Александро-Невской Лавры в помещении музея прошла первая выставка. Она была посвящена кампании по изъятиям церковных ценностей и связанных с ней трагических событий для истории русской Православной Церкви начала 20 века.
Зал музея находится на верхнем этаже так называемой «новой ризницы Александро-Невской Лавры», здание которой было построено по проекту Льва Шишко в начале 20 века. Кроме ризницы, располагавшейся на верхнем этаже, в нем находились библиотека и архив. Музей в лавре до революции располагался в одной из башен каре, он вырос из собрания предметов, хранившихся в ризнице, и в этом тоже прослеживается связь с современным музеем. В здании «новой ризницы» в советские годы располагался городской центр переливания крови, который не смог сохранить исторические интерьеры помещений, поэтому после возвращения здания Лавре в середине 2000-х годов пришлось провести их реконструкцию. В этом нам помогли фотографии, сделанные до революции знаменитым Карлом Буллой. Сохранился аутентичный пол из керамических плит, которые помнят шаги насельников Лавры 20 века.
Постоянная экспозиция общедоступного музея Александро-Невской Лавры была открыта 22 января 2016 года. Его можно посетить по средам и пятницам с 12 до 17 часов, есть возможность принять группы посетителей по заявкам.
На что вы ориентировались, создавая современную экспозицию музея?
Наш музей, в первую очередь — это собрание церковных древностей и предметов искусства: иконописи, деревянной резьбы, шитья. Во вторую очередь — это летопись трехсотлетней истории Александро-Невской Лавры. Третья линия, которую мы проследили нашей экспозицией — это традиция монашества в России. Четвертая линия — рассказ о личности покровителя нашего города святого благоверного князя Александра Невского.
Каждый посетитель, входя в музей, видит замечательный макет площади перед Александро-Невской Лаврой и двух древнейших лаврских кладбищ. Макет отображает, как выглядела площадь на начало 20 века, а с тех пор многое изменилось. Например, на кладбищах было много часовен, которые были утрачены, ряд художественно ценных надгробий был принесен в некрополь с других мест захоронений, некоторые памятники перевернуты относительно сторон света. Мы создавали макет, ориентируясь на начало 1918 года, указав на нем место погребения протоиерея Петра Скипетрова, расположенное за алтарем Тихвинской церкви.
То есть макет площади перед Александро-Невской Лавройслужит для посетителей ступенькой в прошлое, благодаря которой они оказываются в начале 20 века?
Не только, на основе его мы предлагаем посетителям сделать шаг в еще более глубокое прошлое и вспомнить, что здесь, на берегу речки Монастырки, начинается история монастыря. В 1710 году сюда приехал царь Петр Алексеевич и решил, что на этом месте необходимо воздвигнуть духовную твердыню новой столицы — Александро-Невскую лавру. С Петра Первого начинается наша экспозиция, куда вошли предметы, обнаруженные во время ремонта, проводившегося к 300-летию обители. На стенде представлены документы, рассказывающие о первых годах монастыря, из которых мы, например, знаем, что насельниками в Лавру набирали самых лучших монахов. Лавра волей государя была призвана стать образцовым монастырем, и какое-то время епископат Русской Православной Церкви состоял из насельников Александро-Невской Лавры.
Лавра строилась как архитектурный комплекс. Изначально все постройки были деревянные, в 1715 году был запечатлен первый проект регулярного каменного строения обители архитектора Трезини. Благодаря ему сформировалась концепция ансамбля Лавры. Она в том, что монастырь представляет собой архитектурное каре с большим внутренним двором, стены которого являются одновременно жилыми корпусами.
Одна из витрин посвящена насельникам Лавры 18 века. Среди них святитель Иннокентий Иркутский — один из первых в братии обители. Он прибыл сюда в 19 году 18 века, получил должность, названную на немецкий манер «обер-иеромонах российского флота». Лаврские монахи несли свое послушание на Российском флоте вплоть до революции.
Расцвет духовной жизни, просветительской, благотворительной деятельности монастыря приходится на рубеж 19 — 20 веков. Этому периоду посвящена отдельная витрина, где представлена братская фотография насельников Лавры, на которой запечатлены около 100 человек, в центре — митрополит Владимир (Богоявленский) — будущих священномученик.
Вскоре будет торжественно открыта новая экспозиция музея, посвященная трагическим событиям первых месяцев 1918 года. Расскажите о ней подробнее, пожалуйста.
На этой экспозиции можно увидеть портрет протоиерея Петра Скипетрова, который пострадал в ту самую первую попытку захвата имущества Александро-Невской Лавры. Здесь же можно увидеть документы, обнаруженные в Государственном архиве, свидетельствующие о реквизиции имущества Александро-Невской Лавры.200 лет монастырь развивался, рос, а потом за 2 десятилетия все было утрачено, Лавру закрыли.
В экспозиции есть документ, подписанный известной Александрой Коллонтай — наркомом государственного призрения. Она направила письмо наместнику Лавры епископу Прокопию (Титову) с требованием отдать все имущество монастыря в ведение указанного наркомата. Это означало закрытие Лавры и изъятие ее имущества. Владыка отказал, и тогда в Лавру прибыл отряд красноармейцев и матросов. Это было 1 февраля (19 января), которое нами отмечается как дата образования Александро-Невского братства.
Когда в Лавру прибыл вооруженный отряд, то в тот же день в обитель пришел на прием к митрополиту настоятель одного из близлежащих храмов протоиерей Петр Скипетров. Он вошел в Троицкий собор, приложился к мощам Александра Невского и направился в митрополичий дом, в вестибюле которого он увидел, как несколько женщин сопротивляются солдатам в их намерении пройти к митрополиту. Отец Петр сделала замечание вооруженным людям, за что получил выстрел прямо в голову и через некоторое время скончался.
В ответ на эти события и было образовано Александро-Невское братство с целью защиты обители. По мере развития событий государственного переворота и гражданской войны, братство брало на себя и другие функции: просветительские, благотворительные. В нашей экспозиции представлены фотографии известных деятелей Александро-Невского братства, а также документы, ранее не публиковавшиеся, например, прошение иеромонаха Гурия (Егорова) принять его в число братии Александро-Невской Лавры. У нас есть трагический документ, связанный с жизнью священномученика архимандрита Льва (Егорова) — копия выписки из протокола архива ФСБ о его расстреле.
Часть фотографий мы расположили на фоне кирпичной расстрельной стены, где присутствует также настоящая расстрелянная икона, со следами от пуль и штыкового удара. Под иконой стоит манекен с облачением протоиерея Леонида Богоявленского. Он не был насельником Лавры, но память о нем в обители сохраняется, потому что он был одним из первых организаторов Александро-Невского братства. Рядом с облачением — его фотография. В свое время он был настоятелем Исаакиевского собора, Князь-Владимирского собора, несколько раз арестовывался, попадал в различные тюрьмы, в том числе, в тюрьму на Шпалерной улице.В этой тюрьме находились многие другие будущие священномученики, мученики, среди них — глава епархии, священномученик владыка Вениамин Петроградский. В экспозиции есть Библия, а также икона мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, подписанные им.
Из тюрьмы на Шпалерной улице вашу экспозицию пополнил уникальный экспонат — дверь в камеру?
Да, этот экспонат впечатляет посетителей. При реконструкции тюрьмы в наши дни председатель Комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин попросил передать старинную тюремную дверь в лаврский музей. За дверью находится маленькое помещение, оформленное нами в подобие тюремной одиночной камеры. Для создания ее мы использовали рисунок сидельца одной из одиночных камер известного архитектора Николая Лансере. В камере стоят подлинные тюремные нары. Есть также фотография преподобномученицы Марии Гатчинской, которая тоже находилась в тюрьме на Шпалерной улице. Фотография была снята с ее надгробного креста на Смоленском кладбище при перезахоронении ее тела в связи с прославлением в лике святых. Фото сохранила Лидия Ивановна Соколова.
Новая часть экспозиции, посвященная братству, завершается символично иконой, написанной в мастерской Александро-Невской лавры — образ преподобномученика архимандрита Льва (Егорова), одного из активных руководителей Александро-Невского братства. Тем самым, завершая экспозицию, мы говорим, что память о людях, отдавших свою жизнь за Церковь, веру, возрождается. Мы помним о них и молимся, благодаря молитвам святых, прославленных в лике новомучеников, Лавра в 90-е годы была возрождена и недавно мы отмечали 300-летие нашей обители.
Беседовала Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»