Состоялась лекция «Самсон Суханов: каменолом, каменотес, ваятель. Жизнь, судьба, наследие» кандидата геолого-минералогических наук Валентины Петровны Столбовой

25 июня 2025 года в ГеоЛектории СПбГУ совместно с презентацией одноименной книги состоялась лекция «Самсон Суханов: каменолом, каменотес, ваятель. Жизнь, судьба, наследие»   кандидата геолого-минералогических наук Валентины Петровны  Столбовой, посвященная легендарному каменотесу Самсону Ксенофонтовичу Суханову. 

Валентина Петровна в течении 15 лет собирала материалы о Самсоне Суханове по трем направлениям генеалогия, история добычи и обработки камня, история строительства Санкт-Петербурга. В основу монографии легли архивные документы из 20 архивов и музеев 8 городов  России, а также литературные источники, эпистолярные и мемориальные материалы.

Монография напечатана на 488 страницах  и вышла издательстве АНО РОССИКА «Лики».

Книга получилась насыщенной документами, многочисленными  проверенными фактами и представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, любящих Санкт-Петербург и изучающих  воплощенную в камне его историю.

Изначально Петр Первый задумывал город как имперский, не уступающий по красоте и величию европейским столицам. По всей стране он запретил возведение каменных зданий, принуждая каменщиков со всей России стекаться в Санкт-Петербург. Но особенно большой размах каменное строительство приобрело с начала царствования Екатерины Второй.

Парадные архитектурные ансамбли в центре имперской столицы создавались руками тысяч и тысяч мастеров, воплощавших замыслы архитекторов и скульпторов. И среди них многогранностью своего таланта выделялся каменотес Самсон Суханов, оставивший яркий след в истории строительства Санкт-Петербурга. Он был известным в городе специалистом, его хорошо знали архитекторы, сведения о нем публиковали современники. О талантливом мастере писали литератор Павел Свиньин в 1817 год и будущий декабрист Александр Бестужев.   

Не забыли мастера и после его кончины. Так, в 1855 году вышел справочно-энциклопедический словарь, содержащий заметку  о Самсоне Суханове. В 1913 году мастер Суханов был включен в Русский биографический словарь. Отметим, что Суханов это единственный каменотес, о котором написано в этих словарях. То есть, наряду с именами великих ученых, исследователей, изобретателей и других знаменитостей в словари был включен простой каменотес. В последнем словаре приведена самая точная оценка деятельности Самсона Суханова: «Он довел способ ломания гранита до чрезвычайной легкости и простоты. Его каменные работы отличались грандиозностью и в тоже время красотою».

По мнению лектора, ключ к пониманию успеха Самсона Суханова лежит в его биографии. Он родился в 1768 году в Красногорском районе Архангелогородской губернии, в глухой деревушке Завотежицы, в старинном крестьянском роду Сухановых. Потом эту местность отнесли к Вологодской губернии, а сейчас она входит в состав Архангельской области. День его рождения пришёлся на День памяти Сампсона Странноприимца.

Первая часть книги полностью посвящена истории рода и биографии мастера. Приведено родословное древо династии Сухановых. Отметим, что семья мастера была очень бедной. В 9 лет он нанялся в батраки, а уже с 12 четыре лета тянул лямку бурлака на Волге, Каме и Северной Двине. В 1784 году возмужавший Самсон вступил в артель зверобоев промышлять пушного зверя, моржей и тюленей на далеком Груманте (Шпицбергене). В экспедиции  артельщикам приходилось не только плыть по морю, но и перетаскивать судно по волоковому пути. Может, именно в это время Самсон Суханов приобрел опыт перевозки тяжелых грузов, впоследствии использовав его в перевозке огромных глыб из гранита и мрамора? Вместо нескольких месяцев артельщики задержались на промысле целый год, пережив в тяжелых северных условиях полярную ночь.

Беспрестанная череда невероятных трудностей, неимоверных трудов и смертельных опасностей закалила характер Самсона Суханова. Известный биолог Сергей Обручев отмечал, что нигде русские не выполняли в обычной повседневной жизни таких героических подвигов, как при походах на Грумант.

В тридцать с небольшим Самсон Суханов переехал в Петербург, подрядившись на строительство Михайловского замка. В считанные месяцы Суханов освоил профессию каменотеса и показал себя хорошим организатором.

Далее лектор рассказала о личной жизни Самсона Ксенофонтовича, о судьбах  детей, о поисках его захоронения на Смоленском кладбище, пока не увенчавшихся успехом.

Во второй части книги приведено описание природного камня, с которым работал Самсон Суханов, рассказана технология добычи огромных монолитов по его способу и раскрыты некоторые секреты каменотесного мастерства.

Самсон Суханов был одним из старейших камнедобытчиков Санкт-Петербурга 19-го века. Более 40 лет он вырубал в каменоломнях, разрабатывал и поставлял в Санкт-Петербург разные виды природного камня. Но в первую очередь он был гранитчиком, выламывавшим из гранита огромные монолиты. Именно благодаря этой высокодекоративной прочной породе, ставшей символом нашего города,  Санкт-Петербург приобрел величавый имперский вид, за что поэт Серебряного века Николай Агни́вцев ( 20.04.1888 29.10.1932) назвал его «гранитный барин Петербург».

….И в этой сутолке всемирной,

Один на целый миp вокруг,

Брезгливо поднял бровь ампирный

Гранитный барин Петербург!

Самсоном Сухановым разработано не менее шести собственных и казенных гранитных каменоломен. Сердобольский гранит серого благородного цвета Самсон Суханов добывал в Северном  Приладожье, недалеко от города Сердоболя (Сортавала). Из него изготовлен цоколь Казанского собора, пьедесталы перед ним, 12 колон для Воронихинских колоннад в Петергофе, отделан цоколь и балкон его собственного дома, высечена ванна для Александровского дворца и многое другое.

Розовая разновидность гранита с крупными округлыми включениями (овоидами) добывалась из огромного Выборского массива. Каменоломни располагались на северном побережье и на островах Финского залива. Четыре другие собственные казенные каменоломни, разработанные Сухановым, были расположены в бухте Веролахте.

Сообщение о разработке каменоломен Валентина Петровна проиллюстрировала таблицей с фотографиями образцов гранита из разных памятников с указанием мест его выемки Самсоном Сухановым.

Выявление родины гранита имеет важное прикладное значение. Оно позволяет реставраторам восстанавливать памятники не произвольно взятым, подходящим по расцветке камнем, а аутентичным гранитом.

Во время строительства Исаакиевского собора, четвертого по счету, потребовалось для портиков храма вырубить первоначально 36 колоссальных цельных колонн из гранита высотой 17 м. Но никто из промышленников не соглашался взяться за столь невиданное дело, не хотели рисковать.Тогда комиссия решила приступить к хозяйственным работам за счет казны и назначила производителем работ Самсона Суханова. Судя по тому, что первоначально никто не хотел брать подряд на доставку и установку колонн, каждый этап представлял из себя исключительно трудную задачу. Выломать колоссальные монолиты гранита, погрузить на особые суда, перевезти, выгрузить, обработать заготовки и, наконец, поднять и установить это ведь не просто трудная задача, а рискованное предприятие.

А вот после того, как Самсоном Сухановым были успешно выломаны и привезены 11 колон и способ добычи стал известен всем подрядчикам, нашлось немало желающих взять подряд на вырубку остальных колон. И комиссия подсчитала, что для казны более выгодно отдать подряд купцу Якову Шихину, что привело к разорению Самсона Суханова. Причиной передачи было в первую очередь истощение ломки Суханова, а разрабатывать новую ломку казне было невыгодно. У Шихина же была хорошо обустроенная ломка.

Валентина Петровна рассказала и показала на слайдах, каким образом добывались Сухановым громадные 17-ти метровые колонны весом 114 тонн. Ведь никто еще в России не добывал такие колоссальные монолиты и в таком количестве.

Известно, что в нашем отечестве при выломке крепких пород, таких как гранит и мрамор, обычно применялся буроклиновый способ с использованием пороха. Однако при таком способе невозможно было добыть гигантские монолиты без дефектов. Имея за плечами 20-ти летний опыт работы на гранитных каменоломнях, Суханов опытным путем разработал собственный метод отделения огромных блоков финского гранита от материнской скалы только с помощью человеческих рук, без применения пороха.

В дальнейшем все камнедобытчики применяли при выломке крупных монолитов способ Суханова. Как известно, его методом добыта и Александровская колонна.

Деятельности Самсона Суханова как каменотеса и ваятеля посвящена третья часть книги.  

Ремесло каменотеса Самсон Суханов начал осваивать при строительстве Михайловского замка, работая в артели своего родственника Григория Копылова и найдя в этой деятельности свое призвание.

В начале 19-го века, когда артель Копылова участвовала в масштабных работах по реконструкции Нижнего парка Петергофа, Самсон Суханов был уже поставлен приказчиком артели и не только руководил рабочими, но и выполнял на объекте самые сложные работы.

Самсон Суханов участвовал в строительстве самых известных в нашем городе соборов: Казанского, Исаакиевского и Князь-Владимирского. Но главным его детищем был, конечно, Казанский собор. На строительстве Казанского собора он взял свой первый подряд.

Валентина Петровна очень подробно остановилась на истории создания колонн Казанского собора и внутренней отделки архитектурного шедевра.

По окончании строительства собора, за свои многолетние, огромные и кропотливые труды Суханов был награжден золотой медалью на красной ленте.

Также артель Самсона Суханова вела все каменотесные работы при создании жемчужины градостроительного искусства мирового значения  грандиозного ансамбля Стрелки Васильевского острова, созданного по проекту Жана-Франсуа Тома де Томона.

Одновременно с сооружением здания Биржи артель Суханова занималась и возведением гранитных набережных по всему периметру Стрелки. Самсоном Сухановым возведены и Ростральные колонны, символизирующие морские победы России и служившие маяками. Об этом свидетельствует  найденный в архиве контракт, заключенный именно с Самсоном Сухановым 18 июня 1808 года. По моделям скульпторов Жозефа Камберлена и Жака Тибо из пудостского туфа Самсоном Сухановым были высечены все аллегорические статуи. Архивные документы сообщают, что именно за создание фигур к маякам его наградили почетным кафтаном с золотыми позументами.

Впоследствии Самсон Суханов высекал скульптуры как по чужим моделям, так и по своим собственным.

По царским заказам Самсоном Сухановым были вырублены колоссальные, поражавшие воображение современников цельные ванны для Зимнего, Петергофского, Баболовского и Александровского дворцов. К сожалению, из них чудом сохранилась только ванна -бассейн на руинах Баболовского дворца в Царском Селе.

Мастер Суханов принимал участие в создании сложных инженерных сооружений шести мостов. Каждый из них имел свою конструкцию и свое декоративное оформление. Например, мост через Славянку в Павловском парке, возведенный по проекту Андрея Воронихина. В Санкт-Петербурге Суханов участвовал в построении  береговых устоев Каменноостровского моста через Малую Невку, Суворовского  ныне Троицкого моста через Неву, Синего моста через Мойку и Пантелиймоновского моста через Фонтанку у Летнего сада, который за изящные конструкции называли Эоловой арфой.

В первоначальном виде до наших дней сохранился только мост на колоннах в Шлиссельбурге. Его уникальная конструкция была выполнена в стиле классицизма с опорами в виде монолитных колонн и не  имела аналогов в Европе. Поэтому логично было бы назвать мост не Петровским, а Сухановским.

В 1815 1817гг. Сухановым был изготовлен, перевезен и установлен на Красной площади в Москве огромный, высотой в 4 м, гранитный пьедестал для памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Беспримерным была и доставка частей монумента в Москву. За 104 дня суда с драгоценным грузом благополучно прошли через 2 озера, 4 канала и 10 рек, преодолев почти 3000 км. Памятник стал первым монументом в возрождавшейся из пепелища Москве, поставленным в честь народных героев, а не правителей России.

В 1818 году Александр Первый подписал рескрипт о сооружении перед Казанским собором памятника двум выдающимся полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли. Но его идея воплотилась в жизнь только при царствовании Николая Первого.

У Суханова был личный интерес к личности Кутузова, и он считал своим долгом приложить руку к созданию его памятника. Поэтому мастер без колебаний согласился взять на себя сооружение пьедесталов за рассчитанную по смете цену, которая, как выяснилось впоследствии, была сильно заниженной. Несмотря на отсутствие достаточных средств и неблагополучные обстоятельства, работа по сооружению пьедесталов артелью мастера была выполнена.

Торжественная церемония открытия памятников  в честь двадцать пятой годовщины Победы в Отечественной войне состоялась 25 декабря 1837 года. Но вряд ли 70-летний Самсон Суханов, отдавший последние силы на их возведение, на ней присутствовал.

Каменотес был сломлен недавней потерей сына, окончательным разорением и был тяжело болен. Гранитные пьедесталы стали его последней работой, лебединой песней мастера.

За время своей профессиональной деятельности мастер Суханов проявил себя в разных ипостасях: камнедобытчика, каменотеса и ваятеля. И во многих начинаниях он был первопроходцем.

Как истинный патриот, он построил церковь на своей родине, пожертвовал деньги на памятник Минину и Пожарскому, на народное ополчение в годы войны и даже на дорогое многотомное издание книги о полководце Михаиле Кутузове. Хотя сам не умел читать.

За сорок с лишним лет работы Самсон Суханов со своей артелью принял участие в возведении более 50 архитектурных и скульптурных памятников в Санкт-Петербурге, Петергофе, Царском Селе, Павловске, Стрельне, Шлиссельбурге, Москве, Риге и у себя на родине. Многие из них являются всемирно известными памятниками, вошедшими в свод объектов культурного наследия России и Всемирного наследия  ЮНЕСКО. Только в историческом центре Санкт-Петербурга Суханов приложил руку к возведению более 29 сооружений.  

В слайдах к презентации книги  Валентина Петровна использовала не только фотографии известных архитектурных памятников, но и цифровые реконструкции неосуществленных проектов, например, фигур Архангелов Михаила и Гавриила на постаментах у колоннады Казанского собора. Автор изображений, полученных с помощью  искусственного интеллекта, Георгий Николаевич Попов, генеральный директор полиграфической компании «Пангея».

По окончании презентации с приветственным словом к собравшимся обратился председатель Ленинградского областного отделения Александро-Невского братства, руководитель инициативной группы по празднованию 250-летия со дня рождения С. К. Суханова Николай Витальевич Иевлев. В дополнение к презентации он призвал слушателей посмотреть  фильм «Самсон Суханов» снятый Александро-Невским братством  в цикле документальных фильмов  «Нить поколений». От имени инициативной группы Николай Витальевич вручил памятный знак в честь юбилейной даты Марине Юрьевне Синай и Елене Владимировне Путинцевой за «ощутимый личный вклад в исследование и содействие сохранению историко-культурного и архитектурно-ландшафтного наследия С.К. Суханова». Одной из первых в  Санкт-Петербурге этим знаком была награждена Валентина Петровна Столбова, много сделавшая для прославления трудов и увековечивания памяти Самсона Суханова.

В заключение Николай Витальевич пригласил собравшихся посетить Александро-Невскую лавру, напомнив, что 10 июля, в день рождения мастера, по благословению наместника лавры епископа Кронштадтского Вениамина будет отслужена лития по Самсону Суханову и его строителям артельщикам. А также состоится круглый стол, где  Валентина Петровна Столбова выступит со специально подготовленным докладом.

Мероприятие готовится при участии Александро-Невского братства и Вологодского землячества в Санкт-Петербурге.

В Петрографический музей СПбГУ с приглашением сотрудничества были переданы номера журнала «Зодчий. 21 век». А организаторам мероприятия Николай Витальевич вручил книгу «Сказочный путеводитель по Коломягам», изданную по заказу МО «Коломяги».

 

Пресс-служба Ленинградского областного отделения Александро-Невского братства

текст: Г.А. Автушко