В рамках XVI Санкт-Петербургского международного книжного салона 26 мая в Эрмитаже состоялся «круглый стол» на тему «Князь Александр Невский — герой нашего времени: что важнее — реальный исторический персонаж или созданный образ?». Организаторы — городской комитет по печати, дирекция книжного салона, епархиальный издательский совет при содействии Александро-Невской Лавры. Модератором встречи стал заместитель председателя епархиального издательского совета иерей Илия Петров.
Преподаватель СПбГУ и СПбДА Сергей Фирсов напомнил, что 2008 году по итогам телепроекта «Имя России» святой князь был признан самым уважаемым и выдающимся государственным деятелем в истории страны. Соборным мнением потомков выбор этой личности получил высшее одобрение. За беспримерные подвиги Церковь признала его святым. Сакрализация образа началась уже в конце XIII века. Центром памяти стал Богородице-Рождественский монастырь Владимира, где великий князь был погребен 6 декабря 1263 года, перед кончиной приняв монашеский постриг. Первая редакция его жития появилась через 20 лет со дня его кончины. О внешнеполитическом аспекте его почитания можно говорить, начиная с XV века — сначала в Новгороде, потом в Москве. Прославление состоялось в 1547 году в эпоху царя Ивана Грозного. Окончательно внешнеполитический аспект проявился в эпоху императора Петра I. Именно он избрал великого князя в качестве центрального героя России. Для государя это предшественник в борьбе со шведами. Санкт-Петербург, строящийся в местах, где в XIII веке святой одержал победу над шведами, стал городом, где Петр правил как своеобразный его наместник. Царь задумал основать монастырь в честь Александра Невского и Святой Троицы. Великий князь стал восприниматься как победитель врага силой оружия и силой веры. Будучи небесным покровителем новой столицы, он выступал не только в роли защитника от врагов, но и объединителя, символа преодоления розни и достижения национального сплочения. Это объясняет и перенос его мощей из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году.
Преподаватель РГПУ Денис Игнатьев сделал акцент на дипломатических качествах Александра Невского, который объединил в себе единство героизма и подвижничества. Князь-герой был готов в трагической красоте положить жизнь за други своя, и в то же время совершал подвиг уничижения себя перед Ордой. Этот подвиг требовал праведности и духовной интуиции.
Художник и режиссер, сооснователь творческого объединения «Митьки» Виктор Тихомиров отметил, что миф важен для широких слоев населения, и главное в нем — художественность, потому что в отличие от исторической правды миф окрыляет. Фильм Сергея Эйзенштейна об Александре Невском духоподъемный и вызывает патриотическое настроение: часто надо иметь перед собой образец, на который можно ориентироваться, это духовная потребность, потому что человек либо растет, либо деградирует. Но, создавая мифы, художнику нельзя сбрасывать со счетов историческую достоверность. Художественное произведение исполняет свою роль, когда является духоподъемным и побуждает наиболее пытливые умы искать историческую правду.
Архитектор и художник Евгений Антипов подчеркнул, что важно разделять реальные исторические события и миф, который складывается в зависимости от политической и идеологической обстановки и меняющегося со временем контекста. Как относиться к ментально значимым фигурам в истории и можно ли пересматривать их роль — вопрос нравственной ответственности.
Насельник Александро-Невской Лавры, преподаватель РХГА иеромонах Димитрий (Самойлов) отметил, что самый дипломатический лозунг на все времена — девиз Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде».
«Благоверный князь на востоке проявлял смирение, кротость, мудрость, а на западе — силу духа, твердость характера, мужество, стойкость. Востоку нужны были наши карманы, а западу — наша душа, нам хотели навязать чуждую идеологию, но Александр Невский выбрал путь следования нашему православному учению. Героизация свойственна любому жанру, и житийному тоже. Мы обязаны благоверному князю за то, что существуем не как исторический раритет, а как русский народ. Александр Невский — это имя России, символ единства, знамя победы, это действительно наше все», — подвел итоги отец Димитрий.
ИА «Вода живая», 26.05.21