Пресс‑центр Александро‑Невской Лавры выступил с официальным заявлением по поводу Благовещенской церкви

В связи с многочисленными запросами и недостоверной информацией, распространяемой руководством музея городской скульптуры и группой депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в СМИ, по вопросу передачи Санкт-Петербургской епархии здания церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей Александро-Невской Лавры, считаем необходимым разъяснить свою позицию и довести до сведения общественности следующее:

Более 10 лет Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра ведет диалог с органами власти о необходимости возвращения монастырю одного из главных храмов обители — церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей.

Старейшая двухэтажная Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры, расположенная на территории действующего монастыря — непосредственно в составе монастырского каре, имеет для Лавры особое значение.

День праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь которого освящена нижняя церковь, является днем основания Александро-Невской Лавры. Верхний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского является единственным храмом в монастыре, освященным во имя небесного покровителя Санкт-Петербурга и Александро-Невской Лавры – хранительницы его мощей. На сегодняшний день монастырь, носящий имя святого князя, не имеет престола в его честь. Именно сюда собственноручно император Петр I перенес мощи святого князя в 1724 году. После постройки большого Свято-Троицкого собора и перенесения туда святых мощей благоверного князя назначение и посвящение храма в честь святого Александра Невского не изменялось вплоть до закрытия монастыря и храма в советское время.

Не соответствует истине утверждение музея городской скульптуры, что каменное здание Благовещенской церкви якобы строилось и использовалось как усыпальница.

Благовещенская-Александро-Невская церковь изначально строилась как православный храм, а не как пантеон («храм всех богов») – по наименованию музея. Здесь в полу нижней церкви хоронили известных людей и членов императорского рода Романовых, что полностью отвечало церковной традиции, когда верующие, ступая на могильную плиту, поминали того, кто под ней лежит. Благовещенская церковь была возведена, прежде всего, для совершения здесь богослужений. И документально подтверждается, что в храмах Лавры богослужения совершались регулярно. Даже после закрытия монастыря в 1933 году при Благовещенской церкви еще несколько лет существовал приход. Богослужения прекратились только после закрытия храма во второй половине 1930-х годов.

Из архивных источников следует, что в верхнем храме (святого благоверного Александра Невского) литургии совершались ежедневно. Что касается расположенной в Благовещенской церкви усыпальницы, то сохранились документальные свидетельства того, что изначально в подвале нижнего храма вообще предполагалось обустройство трапезной. И только позднее, за неимением других почетных мест в Петербурге для захоронения известных людей, в подвале церкви была устроена усыпальница. Многие люди хотели быть захороненными именно в храме, где ежедневно возносится молитва Богу. А оказались в нынешних условиях на несколько десятилетий в музейном учреждении. Полагаем, что великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, известный как глубоко верующий христианин, не хотел бы покоиться в музее.

В случае принятия решения о передаче в пользование монастыря Благовещенской церкви, захоронения и исторически относящиеся к нижней церкви-усыпальнице надгробные памятники, входящие в настоящее время в состав Музейного фонда РФ, будут переданы по договору в пользование религиозной организации, что соответствует действующему законодательству и не является каким-то исключительным случаем. Подобная практика существует по другим церковным памятникам, в которых расположены предметы, впоследствии включенные в Музейный фонд РФ. Например, при возвращении здания Казанского кафедрального собора Санкт-Петербургской епархии были переданы в пользование музейные предметы, исторически относящиеся к интерьеру собора, в частности, находящиеся над усыпальницей М.И. Кутузова мемориальные доски, трофейные знамена и ключи от взятых крепостей и городов.

Следует особо отметить, что в действующей церкви надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата. (В отличие от того, как сегодня музеем городской скульптуры взимается входная плата для посещения только Благовещенской церкви в 100 рублей, а некрополей Александро-Невской лавры – в 300 руб.) Примером тому является Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, который ежедневно совершенно свободно посещают многочисленные паломники и туристы независимо от их вероисповедания. Стоит напомнить, что в Казанском кафедральном соборе похоронен другой великий русский полководец — Михаил Илларионович Кутузов, могилу которого могут свободно и бесплатно посетить все желающие.

Кроме того, положительный опыт возвращения храмов в составе монастырских комплексов, закрепленных в советские годы за музейными учреждениями, имеется во многих регионах России. Примером тому являются Новодевичий монастырь в Москве, Свято-Троицкая Сергиева Лавра и др.

Странно и даже дико звучат тиражируемые в СМИ предположения, что необходимо, к примеру, демонтировать и куда-то перевозить надгробные плиты и памятники, захороненных в Благовещенской церкви знаменитых людей России. Их присутствие в храме не мешало совершению богослужений до революции, не станет препятствием и впредь. Александро-Невская Лавра готова полностью взять на себя уход за захоронениями, а также обеспечение сохранности памятников Благовещенского храма и будет осуществлять его строго по музейным правилам. У монастыря есть для этого и специалисты, и технические возможности. Монастырь уже в течение двух последних лет за свой счет обеспечивает отопление здания Благовещенской церкви, находящейся в управлении музея.

Важно также отметить, что исторически на территории Лавры Благовещенская церковь была не единственной церковью, являвшейся одновременно усыпальницей. Двухэтажная Федоровская церковь-усыпальница, симметричная Благовещенской, построенная в более поздний период, возвышается в юго-восточном углу монастырского ансамбля.

Погребения в церкви производились с 1806 г. до начала XX в. Здесь хоронили в основном представителей грузинских княжеских родов, а также духовенства. Из Федоровской церкви происходит эпитафия царевича Т. Багратиони, выдающегося грузинского литератора, а также надгробный знак митрополита Евгения Булгара, известного греческого эрудита и духовного писателя, одного из создателей новогреческого литературного языка. В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, в здании разместили рабочее общежитие и считалось, что надгробия безвозвратно утрачены. После передачи здания церкви в пользование монастырю была начата сложная научно-реставрационная работа, в результате которой были обнаружены надгробные плиты, сокрытые в советские годы под забетонированным полом. Монастырю удалось установить имена погребенных в усыпальнице, которых насчитывается 130 человек, восстановить надгробные плиты. Восстановление Федоровской церкви в своем историческом виде близится к завершению. Вскоре начнется регулярное совершение богослужений, однако судьба этого храма (не многим по своему назначению отличающегося от Благовещенской церкви) у группы людей, позиционирующих себя как ревнителей сохранения культурного наследия и выступающих против передачи Благовещенской церкви, почему-то не вызывает никакого интереса или опасений за его сохранность.

В аргументах противников передачи Благовещенской церкви отдельное место занимает их беспокойство в связи с расположенными на первом этаже памятниками фельдмаршалу князю А.М. Голицыну, изображающего нагого гения славы, и полуобнаженного юноши в надгробии графа Н.И. Панина. Как указывается в протестных заявлениях, эти памятники якобы имеют особо «смутительный» характер для верующих, и в связи с этим могут быть недоступны посетителям в условиях действующего храма. Данное мнение приводится в качестве чуть ли не главного аргумента невозможности передачи здания Благовещенской церкви монастырю. Смеем заверить, что музейные объекты останутся на своих местах без изменения их внешнего вида, и все желающие смогут производить их осмотр. В договорах о передаче религиозной организации в пользование надгробных памятников предусматривается невозможность перемещения, изменения внешнего вида переданных объектов.

В связи с многочисленными последними заявлениями директора музея городской скульптуры В.Н Тимофеева, тиражируемыми СМИ, о том, что музей «выбрасывают» на улицу, бесценные надгробные памятники усыпальницы «пострадают» или «станут недоступными» для посетителей, а епархия и лавра не готовы идти на переговоры, считаем необходимым подчеркнуть следующее. Все последние годы музей не готов был рассматривать хоть какие-то компромиссные варианты использования храма, в связи с нежеланием признавать церковь-усыпальницу, имеющую историко-культурную ценность, одновременно духовной ценностью и культовым сооружением. Напротив, табличка с надписью «пантеон» на здании Благовещенской церкви и ограда вокруг нее, отделяющая здание Благовещенской от всех остальных зданий лаврского каре, появились уже после возрождения в Лавре монастырской жизни. При этом долгие годы после официальной передачи монастыря Санкт-Петербургской епархии братия обители ждала переезда из занимаемых зданий станции переливания крови, предприятия «Прометей» и других учреждений, проявляя при этом большое терпение и понимание.

За последние годы монастырь провел огромный объем восстановительных работ в лаврских зданиях, относящихся к памятникам федерального значения, переданных ему в пользование в разоренном, порой аварийном состоянии. Проделана огромная работа по возрождению старейшей обители Санкт-Петербурга, которая после торжественного празднования своего 300-летия оценивается как один из главных духовных центров страны. Труды по восстановлению лавры подтверждают состоятельность монастыря в деле восстановления и сохранения культурного и исторического наследия.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра неразрывно связана с историей России и ее культурой, искусственное противопоставление культуры и Церкви, свидетельствует о желании пренебречь нашей общей историей.

Главный монастырь Санкт-Петербургской епархии — Александро-Невская лавра выражает надежду, что Благовещенской церкви будет возвращено её первоначальное историческое и богослужебное назначение, и она, как и прежде, станет местом молитвы, в том числе по всем погребенным в этой церкви.