Празднование 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры началось с праздничной Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе и молебном у входа в Благовещенскую церковь 7 апреля, а закончилось празднованием 750-летия со дня преставления своего святого покровителя 6 декабря.
- Владыка, в юбилейном году было много интересных мероприятий, праздничных богослужений, фестивалей, но на протяжении всего года не прекращались и реставрационные работы в Лавре, как удавалось все это сочетать?
- Это было не просто. Но мы поставили перед собой цель – вернуть Лавре былую красоту, величие спокойно и последовательно. Монастырь в центре города, на виду у всех. Пока Лавра была в запустении — мало кого интересовало, что она в таком виде. Когда ее вернули церкви, сразу начались вопросы: а почему штукатурка осыпается, почему стекла выбиты… Постоянно звучали реплики: «Лавру Церкви передали, а все разваливается», даже не пытаясь понять- каких усилий требует возрождение обители. Я всегда говорил людям: «Вот вы, когда делаете ремонт квартиры, вам это легко дается? А здесь не квартира- это памятник федерального значения».
- А в Лавре уже все отремонтировано?
- Работы еще много. Сейчас главный вопрос- возвращение к жизни зданий, которые стоят на углу Обводного канала. Есть идеи создания паломнического центра. Сейчас в Лавре открылся музей и в этом направлении тоже много работы: помещение надо оборудовать соответствующим образом. Кроме того, Благовещенская церковь все еще не передана Лавре. Всего и не перечислить. А фасадные работы почти закончены.
- Стояла ли задача — закончить реставрацию к самой дате- 300-летию Лавры?
- Провести масштабные реставрационные работы за короткий период очень сложно, и мы старались работать без суеты. В этом году нам очень помог «Газпром», но мы не сидели и не ждали этой помощи «сложа руки». Все 15 лет мы восстанавливали инфраструктуру, отопление, водопровод… Фактически основные внутренние работы мы сделали своими силами. Очень сложной была реставрация Троицкого собора. Федоровская церковь была самая разрушенная. Я видел, что мы не успеваем ее сделать к 300-летию. Спешка в строительстве только вредит. Хотя, конечно, хотелось побольше закончить к празднику.
- Владыка, кроме строительных работ, юбилей- это еще и праздник?..
- Да, это праздник и заботы, связанные с праздником: прием и расселение гостей… Например, когда проводился Александро-Невский хоровой собор, нам надо было разместить более шестисот певцов, приехавших на этот фестиваль музыки… Зато зрители до сих пор вспоминают этот фестиваль с благодарностью. В течение недели мы охватили множество площадок, а значит и множество зрителей. И сейчас я понимаю, что мы приняли правильное решение — не отмечать 300-летие каким-то одним концертом, а проводить праздничные мероприятия в течение всего года. Конечно, кульминацией празднования был крестный ход по Невскому проспекту от Казанского собора до Александро-Невской Лавры 12 сентября, в день обретения мощей святого благоверного князя. Мы возродили эту, когда-то, утраченную традицию. Я благодарю всех петербуржцев, которые откликнулись и прошли этот крестный ход вместе с нами. Возрождение крестного хода – это возрождение православных традиций в Санкт-Петербурге. Крестный ход, да и все наши мероприятия показали, что Православие в России – это не просто дань моде, как иногда говорят в СМИ. Наши юбилейные мероприятия показали, что есть множество людей, которые адекватно оценивают роль Православия в истории и современности нашего государства и нашей культуры.
В этом году прошел уже седьмой кинофестиваль «Невский Благовест». Он так же был посвящен 300-летию Александро-Невской Лавры. И я надеюсь, что этот наш фестиваль будет продолжаться, ведь у него есть свои зрители, своя аудитория. Очень важно, что фестиваль христианского кино является благотворительным, любой человек может прийти на киносеанс, на выставку совершенно свободно и вести дискуссию с режиссерами, и режиссеры видят, что их труд востребован и интересен. Когда происходит живое общение между режиссерами и зрителями – это значит фестиваль достигает своей цели и становится полезным многим людям.
Так или иначе, во всех наших мероприятиях мы старались показать, что Александро-Невская Лавра — это не просто Троицкий собор, а это действующий монастырь. Мы делали на этом акцент, потому что многие петербуржцы воспринимают Лавру, как приход Троицкого собора, а ни как монастырь, где братия живет по своим монастырским законам, служению, правилам. Монастырь в центре такого крупного мегаполиса – это очень сложно.
- Владыка, большой резонанс был от фотовыставки о жизни Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры…
-Это очень отрадно, но не все знают, что у нас три выставки, действующие совершенно самостоятельно. Одна находится в Петербурге. Вторая, передвижная, проехала от Пятигорска через всю Украину, Беларуссию и снова вернулась в Россию. И ее путешествие будет продолжаться и на будущий год. Третья выставка — заграничная. Она экспонируется в странах Европы. Сейчас она находится в Белграде в Сербии, была уже в Словакии, ведутся переговоры с Германией, Бельгией, Нидерландами и другими странами. Мы хотим, чтобы о нашей Лавре узнали больше и в других странах.
- Владыка, на протяжении многих лет вы собирали информацию о соборах, храмах, часовнях, криптах, носящих имя святого благоверного князя Александра Невского, во что это вылилось, что удалось сделать?
- В этом году мы много издали книг о Лавре, буклетов, альбомов… И, наконец, вышел первый том энциклопедии – в него вошло 477 храмов, во имя святого князя. И это только начало, потому что Александр Невский почитаем по всему миру. Впереди еще два тома — это очень серьезная работа. Мы попытаемся отразить в нашей энциклопедии все храмы, и не только действующие, но и разрушенные. Многие архивные данные по утраченным церквям невозможно восстановить, но мы ведем большую работу и уже нашли примерно 1700 храмов, часовен, церквей… Это будет альбом-энциклопедия в трех томах.
- Владыка, лично Вас, чем привлекает образ Александра Невского?
-У нас, у людей советской эпохи, любовь к Александру Невскому начинается с фильма Эйзенштейна. Этот фильм поднял патриотический дух народа на должный уровень. О святости тогда практически не говорилось и Александр Невский был для нас народным героем. Когда я приехал в Петербург и попал в Троицкий собор и увидел, что такая грандиозная Лавра названа его именем, я стал изучать литературу о нем, и о его исторической роли, и о том, почему он стал святым. Вообще история святости князей очень противоречива. Ответы на многие вопросы находишь только в процессе изучения. Князья были не просто охранителями государства – они были охранителями духовности. И, конечно, князья и вершили суды, и усмиряли непокорных… И в биографии Александра Невского очень много противоречий. Изучая историю, я все больше и больше понимал значение Александра Невского для всего нашего народа, для страны. Александр Невский оставил свой след в истории. Современники называли его Солнцем земли Русской, а сегодня он олицетворяет собой Имя России. А Лавра под его небесным покровительством начинает 301-й год своего бытия.
Записал Михаил Тимофеев.