31 марта в Санкт-Петербурге состоялся творческий вечер Бориса Николаевича Сергуненкова, посвященный 85-летию писателя. На вечере коллеги юбиляра по творческому цеху делились своими впечатлениями от его прозы. Выступления складывались спонтанно, не было заранее утвержденного списка ораторов. Из искренних отзывов выступавших складывался многогранный образ творческого наследия писателя, сумевшего донести до современников красоту неспешного общения с природой, гармонию молчания и созерцания величия Божьего творения. Каждый нашел какую-то близкую себе черту в творчестве Бориса Николаевича.
Сергуненков принадлежит к поколению «детей Победы», его, как и других писателей «шестидесятников», отличает жизнелюбие, позитивное мышление. Жизненный путь Бориса Николаевича был поиском своего голоса, своего языка. Он прервал успешную работу в газете, так как не желал писать неправду, испытал с десяток профессий, потребовавших самоотверженного и отнюдь не комфортного труда, был скотогоном, моряком, лесником, пока не нашел свой путь в литературе и не стал профессиональным писателем.
Важным событием на этом пути стало обретение им православной веры. Произошло это через чтение греческих мыслителей, в частности, Платона, через философию которого Сергуненков подошел к пониманию духовной жизни, а в дальнейшем и Православия. Для него смерть и возрождение, умирание и воскрешение — главный стержень размышлений. Писатель считает, что эта краеугольная для человека тема перекликается с темой осени и весны в природе.
Творчество его можно разделить на несколько этапов: писатель-прозаик, описывающий свои наблюдения из жизни природы; сказочник, чьи сказки в советское время издавались миллионными тиражами, иллюстрировались лучшими художниками. Третий этап – писатель-эссеист – наиболее ярко выразился в повестях «Три ключа» и «Шантилиха».
Своим восприятием писательского наследия Б.Н.Сергуненкова поделился ведущий юбилейной встречи Герман Николаевич Ионин, профессор, заведующий сектором критики и литературоведения петербургской писательской организации. «Мне стало ясно, почему Борис Николаевич считает сказку «божественным» жанром, ставит ее выше мифа, потому что сказка решает главный вопрос — вопрос преодоления смерти, поднимающий перед человечеством проблему смысла жизни. Религия дает ответ на этот вопрос силой веры, а сказка является проводником этой веры в сферу творчества, сферу литературы», — отметил Г.Н.Ионин.
По его мнению, жанр свободной миниатюры, «эссе молчания», который нашел для себя Борис Николаевич, перекликается с Розановым и с Пришвиным. Однако, в Розанове живет метание между вопросами плоти и духовности, а Борис Николаевич находит гармоничную, излучающую свет, выверенную опытом и воплощенную в подлинно-художественном и молитвенном слове версию преодоления смерти, чтобы человек был очищен этим опытом и ориентирован на целостное восприятие своей жизни, временной и вечной.
Говоря о книгах Б.Н Сергуненкова «Три ключа», «Шантилиха», ведущий вечера подчеркнул, что последнюю из них автор считает самым важным своим произведением, потому что она предельно глубоко раскрывает его внутренний мир, философию и поэтику. Шантилиха — название умирающей деревни на Псковщине, где писатель прожил 20 лет. «Эта повесть — необъятное море, из которого можно без конца добывать афоризмы и четкие формулировки и удивляться тому, что посвященный в проблемы нашей истории, автор победно преодолевает те тупики, в которые мы до сих пор упираемся, не зная, куда нам двигаться. Он указует нам и самому себе на глубокий духовный путь России, что ставит его в ряд с самыми большими писателями России», — заключил Г.Н.Ионин.
Издавший книгу «Три ключа» Анатолий Иванович Белинский, главный редактор издательства «Дума», заметил, что в настоящей литературе остается очень немногое, но то, что пишет Борис Николаевич, непременно останется в ней. По его мнению, причина этого в том, что юбиляр, апеллируя к своему личному жизненному опыту, размышляет в своих произведениях о коренных вопросах бытия.
Высокую оценку творчеству Б.Н. Сергуненкова дал Александр Георгиевич Скоков, председатель секции прозы Петербургского отделения Союза писателей России. «»Три ключа» — это чистые, светлые ключи, питающие нашу русскую литературу, – сказал он. — Удивительно, что сказки Бориса Сергуненкова, повествуя, вроде бы, о мирском, будничном, в то же время говорят о горнем – в этом благой дар писателя. Свет его глубинной философии связан с молитвенным приятием мира, событий жизни».
Известный петербургский философ, профессор, лауреат премии Президента РФ за книгу «Русская духовная философия» Александр Аркадьевич Корольков отметил глубину прозы юбиляра: «Борис Николаевич пишет, что молчание ему полюбилось еще в детстве. Кажется парадоксальным: молчание и слово, молчание и литература. На самом деле здесь большая глубина. С Бориса Николаевича можно брать пример как учиться самостоятельности видения мира, чтобы не превратиться в слепок чьих-то мыслей, а стать самим собой. Сказки Сергуненкова удивительные — это не фантастика, а жизнь, через образ доходящее до сердца слово».
О достоинствах прозы Б.Н.Сергуненкова говорили писатели Виктор Николаевич Кречетов, Вячеслав Александрович Овсянников, Людмила Леонидовна Бубнова, Александр Павлович Андрюшкин, Василий Иванович Чернышов и другие.
Не остался в стороне и сын юбиляра Борис Борисович Сергуненков. Его порадовало, что обсуждение получилось неожиданно емким: говорили о поэтике, о философии и религиозной составляющей творчества Бориса Николаевича, и это последнее для него, как сына, наиболее важно. «Борис Николаевич для меня не только отец, но и духовный советчик, например, по всем делам Александро-Невского братства советуюсь с ним. Его путь показывает, как атеист, воспитанный в антирелигиозной среде, через созерцание и размышление пришел к Православию. Борис Николаевич не просто крестился, а стал подлинно православным человеком», — подчеркнул Борис Борисович Сергуненков.
В ответном слове коллегам Борис Николаевич Сергуненков, поблагодарив собравшихся за добрые слова, поведал о том, что волновало его в этот вечер: «Я пришел в лес, когда мне было 26 лет, и с тех пор я все время в лесу. Для меня лес — это бытие, мир, человек, небо. И я об этом пишу. Я не считаю себя писателем, сочиняющим произведения, я — повествователь. Я ощущаю себя свидетелем того, что происходит, познавателем души человека. Платон мне нравится, потому что эта великая личность соединила понятие с Образом. Когда тебе 85 — хочется молчать».
Анна Бархатова, специальный корреспондент «Русской народной линии»