Основными задачами работы музея «Истории Ижорской земли и города Колпино» Дворца творчества детей и молодёжи Колпинского района является формирование у детей навыков культуроосвоения и культуросозидания в рамках программы развития учреждения «Мы - юные жители большого города великой страны» и городской комплексной краеведческой программы «Наследники великого города» Всероссийского движения «Отечество»;
содействие развитию духовно-нравственной сферы личности, социальный компетенции и гражданской культуры детей и молодежи, организация и проведение совместных мероприятий для воспитанников ДТДиМ.
В структуру работы музея входят следующие направления:
1. сохранение и развитие учебно- методической базы музея,
2. реализация ДООП,
3. интеграция в учебно-воспитательный процесс учреждения,
4. интеграция в учебно-воспитательную работу ОУ района,
5. развитие межмузейного взаимодействия и социального партнерства через деятельность в режиме районной инновационной площадки «Современный школьный музей» с 18.11.2016 года (выписка из протокола №2 заседания Совета развития образовательной системы Колпинского района СПб) по теме «Организация устойчивого музейно-образовательного пространства развития патриотизма и гражданственности детей и подростков» программы развития образования в Колпинском районе на 2015-2020 гг. сроком на 3 года 2017-2019.
1. Сохранение и развитие учебно- методической базы музея
Фонд музея пополняется благодаря инициативе педагогов музея дополнить ту или иную экспозицию. В этом полугодии поступило на хранение 4 экспоната. Среди них орден за оборону Ленинграда (легенда составляется, принесли жители Колпино буквально 20 декабря, копия блокадного дневника и др.) Готовится развернутая экспозиция истории здания, начата разработка нового информационного стенда на эту тему (согласно выполнению технического задания по закупкам следующего года).
На сегодняшний день в музее 269 экспонатов основного фонда, 65- вспомогательного. Порядок комплектования, учета и хранения экспонатов музея осуществляется в соответствии с положением о музее. Большая работа, по- прежнему, предстоит по научному описанию предметов.
Педагогами музея реализуется три программы дополнительного образования туристко- краеведческой направленности: «Юный исследователь», «Юный экскурсовод», «Колпинская слободка» Организована работа 18 групп детских объединений, которых занимается 264 воспитанника. В музее работают 4 педагога дополнительного образования: Корженко О.А., Андриенко К.Л., Алексеевой В.А., Таперо М.И.
Анализируя возрастной состав учащихся по программам музея, конечно же, хочется, чтобы охват среднего и старшего школьного возраста стал больше. Для этого планируется обновление программы «Юный исследователь», возможно она будет называться по-другому «История родного края».
Стабильно высокие достижения показывают обучающиеся по программе «Юный исследователь» (педагог до Алексеева В.А.) Воспитанники Валентины Алексеевны успешно участвовали в историко- краеведческих конкурсах по результатам своей исследовательской деятельности в городской комплексной историко-краеведческой программе «Наследники великого города» Всероссийского движения «Отечество»: конференции школьников «Война. Блокада. Ленинград» (2 лауреата,2 работы включены в сборник №3 «Война. Блокада. Ленинград»), на Всероссийском конкурсе «Моя Россия» Академии народной энциклопедии (АНЭ) , IV историко-патриотическом фестивале «Сыны России» ( диплом Лауреата- коллективный результат по итогам межмузейной программы «Защита Колпинских рубежей»), фрагменты своих исследований «Юные экскурсоводы» представили на выставке открытой городской конференции «Я на войне был школьником блокадным…» описания экспонатов - это были экспонаты музея школы. На районных рождественских образовательных чтениях «Великая победа: наследие и наследники» продемонстрировали на свои знания по краеведению на уроке мужества (ИМЦ, ЦДКиО Колпинского района).
Обучающиеся по программе «Юный экскурсовод» ( педагог до Таперо М.И.) представили на выставке открытой городской конференции «Я на войне был школьником блокадным…» описания экспонатов музея ДТДиМ (фото военных лет и блокадную игрушку «Мишка», подаренного Н.М.Левшиной), проведя мини- исследование, составили историю предмета из фондов музея. Надеемся, эта работа ляжет в основу более глубоких исследований экспонатов «Музея Ижорской земли и города Колпино». На IV историко-патриотическом фестивале «Сыны России» группа коллективная работа учащихся по итогам межмузейной программы «Александр Невский. В глубину веков» не заняла призового места, но заслуженно ребята получили благодарности от Комитета по культуре правительства СПб и Александро-Невской Лавры. Воспитанники М.И.Таперо приняли участие в районном конкурсе «Военно- оборонительное зодчество северо- запада Руси», посвященном Дню героев Отечества. Ребята детского объединения «Юный экскурсовод» активно участвуют в межмузейной программе «Александр Невский. В глубину веков». Ребята показали свои знания на старте программы – игре «Человек- Легенда» и готовятся в конце года к проведению части экскурсионного маршрута по Усть-Ижоре. Так же воспитанники объединений ДТДиМ готовятся к участию в районной олимпиаде по краеведению.
Из активов детских объединений «Юный экскурсовод и «Юный исследователь» в следующем полугодии планируется составить группу участников проекта РДШ «Школьный музей». Определены основные темы работы.
Основные мероприятия интеграции в учебно-воспитательный процесс учреждения запланированы на II полугодие этого учебного года. Это дни открытых дверей в музее (январь- февраль), недельный историко-краеведческий вояж или парад музейного досуга «Дети в музее» к Международному Дню музеев, к Международному Дню семьи (май). Музей ДТДиМ является открытым образовательным пространством и мы рады сотрудничеству с педагогами учреждения.
Воспитательная работа в ОУ района в 2019/20 учебном году строилась на основе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и районной программой развития образования в направлении «Современный школьный музей».
Организация и проведение
районных смотров и конкурсов
Мероприятия этого раздела реализуются музеем «Истории Ижорской земли и города Колпино в рамках районной инновационной площадки «Организация устойчивого музейно-образовательного пространства развития патриотизма и гражданственности детей и подростков» программы развития образования в Колпинском районе. В районе в этом направлении реализуются две программы:
Районная военно-историческая музейно-краеведческая межмузейная программа «Защита Колпинских рубежей» (в программе зарегистрировано 14 команд участников из 12 школ района, всего 140 участников-402, 588,452,404, 476, 446, 461, 402, 446, 467, 454, 400, 451, 621)
Районная военно-историческая музейно-краеведческая экскурсионная программа «Александр Невский В глубину веков». (участие 11 ОУ района, 266 человек 452, 402, 432, 446, 404, 520, 621, 451, 523, 400).
Обе программы состоят из комплекса мероприятий. Посредством игровых познавательных форм деятельности, интерактивных экскурсий, участники должны будут пройти по определенному экскурсионному маршруту школьных музеев и музеев- социальных партнеров на протяжении всего учебного года, выполнить задания рабочей тетради.
В следующем полугодии по лану должен пройти конкурс активов школьных музеев и смотр-конкурс сайтов музеев ОУ.
Районные этапы городских и всероссийских конкурсов
городской программы «Наследники Великого города»
Всероссийского движения «Отечество»
Конкурса юных экскурсоводов школьных музеев
В конкурсе приняло участие 32 человека: из них 15 конкурсантов (шк.621, 402, 446, 476), а так же руководители школьных музеев, педагоги, родители. Экскурсии являются одной из наиболее распространенных форм работы в школьных музеях, которую проводят юные экскурсоводы под руководством своих педагогов и руководителей. Конкурс является подведением итогов работы музеев образовательных учреждений, обменом опытом работы, своеобразной школой мастерства. Конкурс юных экскурсоводов школьных музеев является районным этапом городского конкурса, проходящего в рамках Городской комплексной краеведческой программы «Наследники великого города».
Историко-краеведческого конкурса «Военно- оборонительное зодчество северо-запада Руси»
Посвящен Дню героев Отечества. Прошел согласно плану в рамке требований городского. (37 участников- 452, 621, 402, 520. 446) Районный этап городского конкурса исследовательских работ школьников (направления: -исследования родословных «Родословные колпинских семей в истории Колпино Санкт-Петербурга, России» перенесен запланированный на декабрь 2019 года перенесен на февраль 2020 в виду изменения условий проведения городского этапа (перенесен на март, идут консультативные встречи).
Конкурс детских исследовательских работ «Колпино-город фронт» на базе музея «Истории Ижорской земли»- районный тур городской конференции «Война.Блокада.Ленинград» районная военно-историческая музейно-краеведческая межмузейная программа «Защита Колпинских рубежей», (18 участников 451, 402, 446, 467, 456).
Мероприятия с социальными партнерами в 2019 году совместно с ЦДКиО Колпинским благочинием и ИМЦ районные рождественские чтения в Колпинском районе «Молодежь: свобода и ответственность»- заменено на мероприятие (так же совместно с социальным партенром) Культурно- спортивным образовательным центром «Невский», музеем «Князь Александр Невский» проведена районная викторина «Александр Невский и его эпоха». В ней приняли участие команды Колпинских школ 523,452, 400, 404, гимназии 446. Общий охват детей-37 человек).
Игровые и Досуговые программы
Организуются с целью популяризации краеведческих знаний. Сценарии фольклорных народных праздников разрабатываются педагогом- организатором музея. Проведены все в полном объеме. Охват мероприятиями в общем количестве более 600 человек.
Игра «Турне по Ижорской земле» заменена на аналогичную краеведческую викторину «Я люблю свой город» проведена так же для детских городских лагерей. Проведено музейное занятие для школьников района «Каменные стражи» на основе экспозиции музея ДТДиМ «Оборонительные сооружения Северо-запада Руси». Занятие предполагало, для желающих, подготовку к районному туру городского конкурса «Военно-оборонительное зодчество Северо-запада Руси» (проведено для 25 школьников)
Работа с общественностью
- Проведена экскурсия для Колпинского социального дома прошла по инициативе социального работника учреждения. (Отв. Андриенко К.Л.)
- Работа с Советом ветеранов в музее, жителями Колпино проводится традиционно. В этом полугодии состоялись встречи старейшин Колпино и актива группы «Юный экскурсовод». Бывшие выпускники школы, в здании которой находится наше учреждение, поделились своими воспоминаниями расположением кабинетов в здании. Эта информация пригодиться нам при подготовке информационного стенда об истории здания, составлении экскурсии, а, возможно и новым исследованиям.
Всего педагоги музея в этом учебном году выступили и стали участниками на 7 семинарах и конференциях различного уровня:
2- Уровень учреждения
1- Уровень района
2- Уровень города
1- Уровень межрегиональный
2- Уровень всероссийский
5 из 6 педагогов музея дважды опубликовании материалы своей работы в двух изданиях c ISBN. Педагоги музея успешно приняли участие в 2 неофициальных педагогических конкурсах различного уровня: 1-городского, 1-ом Всероссийском.
Публичное представление
собственного педагогического опыта
Участие в семинарах и конференциях
Педагоги музея имеют активную профессиональную позицию. Продуктивно участвуют в семинарах различного уровня. Каждый педагог (кроме вновь пришедшего пдо Андриенко К.Л., имеют в этом полугодии по две публикации с ISBN Всероссийского уровня).
1. Круглый стол «Современный школьный музей»: школьный музей как средство духовно- нравственного воспитания» «Уроки мужества: наследие и наследники» Рождественские образовательные чтения «Великая победа: наследие и наследники» (шк. 467, ИМЦ, ЦДКиО Колпинского района)
- Мастер- класс «Воспитательный и образовательный потенциал школьных музеев. Уроки мужества: наследие и наследники» Алексеева В.А.
- участники круглого стола Бирюкова Л.А., Смагина М.П., Корженко О.А., Андриенко К.Л.
2. Открытая городская конференция «Я на войне был школьником блокадным…» Подготовка фрагментов тематической межмузейной выставки с экспонатами музея В.А.Алексеева, М.И.Таперо, М.П.Смагина
3. Участие в публикациях материалов научно-практической конференции «Колпинские чтения по краеведению и туризму»
- Школьный музей-важное звено в решении педагогических задач В.А.Алексеева
- Традиционный праздник как средство формирования национальной идентичности Л.А.Бирюкова
- Исторический поход как форма работы межмузейной историко-краеведческой программы «Защита Колпинских рубежей» Смагина М.П., В.А.Алексеева
- Игровые технологии как основа проведения краеведческих межмузейных программ Корженко О.А.
- Историко- культурный потенциал поселка Усть -Ижора для развития туризма. Таперо М.И.
4. Участие в публикациях Всероссийского журнала «Экология и география в школе XIX века» - - Школьный музей-важное звено в решении педагогических задач В.А.Алексеева
-Традиционный праздник как средство формирования национальной идентичности Л.А.Бирюкова
- Исторический поход как форма работы межмузейной историко-краеведческой программы «Защита Колпинских рубежей» Смагина М.П., В.А.Алексеева
- Игровые технологии как основа проведения краеведческих межмузейных программ Корженко О.А.
- Историко- культурный потенциал поселка Усть -Ижора для развития туризма. Таперо М.И.
5. Всероссийский конкурс «Моя Россия» Академия народной энциклопедии (АНЭ) в рамках реализации Общероссийского инновационного проекта «Моя Россия» Методическая разработка
- Номинация «Старт инноваций» Исторический поход как форма работы межмузейной историко-краеведческой программы «Защита Колпинских рубежей» (в рамках районной инновационной площадки). Диплом лауреата I степени Смагина М.П., Алексеева В.А.
- Номинация «Старт инноваций» Методические материалы районной межмузейной программы «Александр Невский. В глубину веков» (в рамках районной инновационной площадки) Диплом лауреата I степени Корженко О.А.
6. Участие в проекте «Азбука методов и технологий освоения культурного наследия» Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Вебинар «Сторителлинг» Смагина М.П., Корженко О.А.
7. Вебинар для координаторов школьных музеев по вопросам работы на портале «Школьный музей» Федеральный центр детско- юношеского туризма и краеведения. Смагина М.П.,
8. Телекоммуникационные проекты в художественно-творческом и социальном развитии обучающихся. Проект «Цифровое образование: новый вектор развития дополнительного образования» ГБУДО ДТДиМ . Корженко О.А.
9. Методическая панорама ДТДиМ по итогам курсовой подготовки. Андриенко К.Л.
10. Межмузейная программа как инструмент доступной среды Методический проект «Время профессионалов» ГБУДО ДТДиМ. Подходы к практике реализации и обновления ДООП с учетрм особых потребностей различных категорий учащихся. Андриенко К.Л., Корженко О.А.
Смагина М.П.