Чин великого освящения надвратной церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершил 23 сентября в Александро-Невской лавре митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Священноархимандрит в сослужении наместника епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.
За богослужением владыка Варсонофий рукоположил диакона храма святых апостолов Петра и Павла в Парголово Сергия Чечаничева во пресвитера к тому же храму, иподиакона Антония Марущака во диакона Александро-Невской лавры.
Митрополит Варсонофий поздравил молящихся с праздничным событием и обратился к ним с архипастырским словом.
«Как вы знаете, с самого начала истории монашества во всех православных монастырях почитание Божией Матери было очень высоко. А кто бывал на Афоне, знает сказания о том, как Божия Матерь много помогала монашествующим в той или иной обители, защищая от различных внутренних проблем и внешних опасностей. На Руси монашествующие издревле усердно почитали Пресвятую Богородицу, возводили в Ее честь храмы, скиты, приделы и часовни. Вот и здесь, в нашей главной монашеской обители, есть храм в честь Пресвятой Богородицы, ибо и здесь Ее любят и чтут, как и Она любит монашествующих — тех, кто посвящает жизнь Богу, Ее Сыну. Монахи совершают длительные бдения в честь Божией Матери: поют и читают акафисты, совершают прославления. И как они Ее горячо любят, так и Она еще больше любит монахов», — сказал владыка.
«Но не только монахов любит Матерь Божия, а и весь человеческий род. Вот почему все православные христиане стараются приходить в Ее праздники в храмы, молиться Ей и просить Ее помощи. Матерь Божия слышит все наши молитвы, Она приносит их к Престолу Своего Сына, и Господь слушает Свою Матерь. Ведь как Матерь Божия любит Господа, Сына Своего, так и Господь любит Свою Матерь. Именно эта взаимная любовь совершает чудеса, с которыми мы постоянно сталкиваемся», — подчеркнул архиерей.
Он напомнил, что образ «Всех скорбящих Радость» сначала был обретен в Москве, а потом перенесен в Санкт-Петербург. Здесь было написано много его списков, потому что многие хотели помолиться перед ним.
«А Матерь Божия старается все скорби растворять в радости. Подобно погоде, когда дождь сменяется солнцем, — так скорбь сменяется радостью», — отметил митрополит Варсонофий.
По его словам, к Божией Матери надо приходить, не только в дни скорби, но и в моменты радости. И благодарить: «Матерь Божия, как все у меня хорошо, все получается, все идет прекрасно».
«Благодарить надо за то, что Она помогает нам в жизни. Ведь Она не только несет на руках Своего Сына, Богомладенца, как изображается на иконах. Она готова и каждого из нас нести на Своих руках. Только самое главное — надо хотеть быть на этих руках. Тогда Матерь Божия возьмет и понесет нас и принесет туда, куда нужно, а именно — ко спасению нашей души», — напутствовал верующих владыка.
Он выразил глубокую благодарность епископу Назарию за труды по воссозданию храма. «Он такой нежный, приятный, здесь легко молиться. Я думаю, это будет любимый храм нашей обители, мы будем сюда приходить и возносить молитвы перед образом Пресвятой Богородицы. Благодарю и всю братию за понесенные труды, благотворителей и благоукрасителей, кто постарался, совершая это благое дело. Желаю вам помощи Царицы Небесной в трудах и заботах о вечном спасении», — завершил свое слово правящий архиерей.
Надвратная церковь открыта после кропотливой реставрации летом этого года. В ответном слове епископ Кронштадтский Назарий рассказал об этапах восстановления храма. Надвратная церковь была передана Лавре в 1994 году, но работы по ее реставрации длились не один десяток лет. В советские годы храм, и без того малого размера, был поделен на три этажа, в нем находились различные учреждения. Владыка отметил: «Мы хотели воссоздать храм по всем законам архитектуры того времени, когда его строили. Многие люди ходили и не знали, что здесь храм, думали — просто красивое навершие, а другие сожалели об утраченной церкви. И вот, недаром этот храм станет радостью всем скорбящим. Я надеюсь, что этот храм, находящийся вне обители, станет тем местом, где будут приносит клятву верности любящие друг друга люди, молодожены» (по традиции, таинство венчания в монастырях не совершается, но надвратный храм находится вне монастырского каре).
Первый проект мансардной надвратной церкви — святых ворот Лавры — в конце XVIII века разработал архитектор Иван Старов (он же был автором главного храма Лавры — Свято-Троицкого собора), но ни один из его чертежей не сохранился, остались только дореволюционные фотографии. Главный реставратор Надвратной церкви Дмитрий Мироненко рассказал, что в ходе работ без импровизации не обошлось — иконостас церкви и до революции был «неродной», привезенный, «поэтому мы решили спроектировать новый, который бы перекликался с иконостасом Троицкого собора. Во многом участвовал и подавал нам идеи владыка Назарий».
«Мы все время помнили о том, что здесь люди будут венчаться, — добавил Дмитрий Геннадьевич. — Нам хотелось расписать храм празднично, светло, чисто, потому что роспись — это тоже проповедь, проповедь о том, как надо жить — радостно, в чистоте, в святости. Очень хотелось, чтобы молодые люди, пришедшие сюда, захотели стать такими, как этот храм».
«Вода живая» / фото — монах Лев (Чихирин)