21 мая, состоялось открытие VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», сообщает наш корреспондент. Конференция, организованная Деловым сообществом «ДелоРус» и Александро-Невским Братством, проходит при информационной поддержке «Русской народной линии». Форум осуществляется в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Александр Суворов» по местам Северной Фиваиды.
Епископ Августин (Анисимов): Россия стоит на пороге испытаний, но у нее огромный потенциал
Круиз начался с посещения Городца, где в Феодоровском мужском монастыре была отслужена Божественная литургия по архиерейскому чину. Богослужение возглавил епископ Городецкий и Ветлужский Августин. По окончанию Литургии владыка произнес проникновенную проповедь о сущности Христианства и значении жития святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. «Сегодня мы должны в первую очередь сказать, а чем Христианство отличается от других религий. Мы задаемся вопросом: а где боги Египта, где боги Рима, где боги Греции? Если они реально были, то они должны остаться. Но их нет», — отметил владыка. «Сущность Христианства заключается в том, — продолжил архипастырь, — что человек настолько поврежден грехом, властью диавола и потребностями тела, живя только для их удовлетворения, что сам себя изменить и исправить не может. Это можно сделать только в соработничестве с Богом. Вторая тайна Христианства — Бог есть любовь». «Бог так возлюбил этот мир, что Сына Своего Единородного послал, чтобы каждый, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», — напомнил владыка евангельские слова.
«Третье определение сущности Христианства — без Христа нет Церкви. Если не будет Будды, то буддизм останется, потому что буддизм есть только система. Сам Будда призывал не верить ни в каких богов и брать пример только с него. А где сейчас Будда, куда он делся? Говорят, что он ушел в нирвану. Его ищут и не могут найти. Когда мы говорим о Мухаммеде и исламе, то задаемся наивным вопросом: а что ислам принес нового для человечества? Заповедь почитать родителей? Что еще? Какие чудеса совершил пророк? Он сам говорит о себе, что он только пророк, один из еврейских пророков. И пока евреи в Медине не благословили Мухаммеда на проповедь, у него ничего не получалось», — напомнил владыка Августин. «Если без Христа нет Церкви, — продолжил архипастырь, — то мы должны вспомнить тогда, что говорил важного для нас Основатель нашей Церкви, Церкви Божией. Христос сказал: Я есть путь, истина и жизнь. (…) Если Бог есть жизнь, тогда что нам еще искать? Кто из основателей других религий говорил о себе такие слова?» «Иудейские вожди сказали: мы поверим Ему (Христу), если Он Сам воскреснет. Многие подходили ко Христу и говорили: Ты воскрешал мертвых, теперь воскресни Сам; если Ты воскреснешь, тогда мы поверим, что Ты есть Тот, Кого мы ожидаем как Мессию. Вот что такое Христианство», — отметил епископ Городецкий и Ветлужский.
Владыка напомнил, что Иисус Христос, находясь на кресте, передает Божию Матерь на попечение Иоанну Богослову. «Он определяет будущее Своей Матери, которая будет жить до 69 лет у Иоанна Богослова, который будет каждый день ходить в Гефсиманский сад, где Христос произносил последнее обращение к Отцу Небесному, где Он показал нам как нужно молиться, как нужно освободиться от своих грехов. Капилляры лопались на Его лице и кровь текла по Нему. (…) Нам надо с кого-то брать пример. Мы берем пример с Иоанна Богослова. Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христа. Сегодня его память. Мы знаем, что Иоанн Богослов всегда был рядом с Господом. Он был девственник. Мы знаем, что когда Христос закончил Свою земную жизнь, он избрал именно Иоанна. И в Риме, когда хотели его лишить жизни, бросили в котел с кипящей смолой, то смола остыла. Император ничего не нашел другого, как выслать его на остров Патмос. А это уже была воля Бога. Когда он отправился со своим учеником Прохором на остров Патмос, он еще не знал, зачем он туда отправляется. Ему на острове Патмос Господь открывает ему судьбы человечества — Апокалипсис. Иоанн Богослов нам передает то, что он видел так, как он видел, но мы настолько безграмотно, что даже не можем читать эту книгу, мы ничего в ней не понимаем. (…) Сегодня мы вспоминаем его, который прожил на земле больше 100 лет. Когда ему было определено, что он должен окончить эту жизнь, то он пришел к своему ученику Прохору и велел ему выкопать для него могилу. (…) Церковь так любила Иоанна, что, когда он уже не мог ходить, его ученики выносили его к народу. В последние годы своей жизни он говорил только одно: любите друг друга, потому что Бог есть любовь, и выше любви ничего нет. Кто любит, тот с Богом. (…) Иоанн был живым закопан в землю, но когда вся Церковь собралась и прибыли все апостолы, а также его ученики, которые захотели на него посмотреть, тогда совершилось то, что случилось с погребением Божией Матери. Когда Фома вошел в пещеру, где была погребена Божия Матерь, ее там не было. Это был третий день после ее положения в эту пещеру. То же самое произошло с Иоанном Богословом: разрыли землю, но тело его не нашли. С тех пор существует тайна в нашей Церкви, предание, что Иоанн Богослов воскрес. Четырех человек Бог взял с телом на него: Еноха, Илью, Иоанна Богослова и Божию Матерь. Перед вторым пришествием Христа будут совершены два действия: Иверская икона уйдет с Афона таким же чудесным образом, каким она туда и пришла. Это будет знак того, что скоро Близь есть в предверях. Второе действие — три человека — Енох, Илия и Иоанн Богослов — будут три с половиной года проповедовать в Израиле. (…) Они будут убиты за эту проповедь, но после их убийства, когда они будут лежать в Иерусалиме на глазах у всех людей, они воскреснут. Когда они воскреснут, то огромное количество евреев уверуют в Христа», — отметил Городецкий и Ветлужский Августин.
По завершению Литургии эконом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонах Прокопий (Павлов) поздравил владыку Августина с недавней архиерейской хиротонией и передал приветствие от председателя правления Александро-Невского Братства, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископа Выборгского Назария. Владыку Августина также поздравил член правления Александро-Невского Братства Борис Сергуненков.
Затем в культурно-просветительском центре Феодоровского мужского монастыря состоялась встреча участников конференции с епископом Городецким и Ветлужским Августином. Владыка поделился своими взглядами на нынешнее положение в России. В частности, он признался, что не боится за будущее России, так как у нее есть огромный потенциал. По его словам, наша страна стоит на пороге испытаний, тем не менее, он не испытывает малодушия, напротив, у него есть решимость и благодарность Богу за то, что мы живем в «лучшее время для России». Владыка отметил, что Россия имеет три преимущества: огромную территорию, богатые природные ресурсы и талантливый народ, способный преуспеть в любой области человеческой деятельности. Сейчас, уверен архипастырь, в России начинается новый период. К власти вновь пришел Владимир Путин, который уже не является тем человеком, каким он был в 2000 году. «Это совсем уже другой человек. Это новый человек», — считает он. В то же время во главе Русской Православной Церкви встал Патриарх Кирилл, который, по словам владыки Августина, является «величайшим дипломатом нашего времени». Архипастырь вкратце напомнил биографию Патриарха Кирилла. По его мнению, те СМИ, которые не желают, чтобы Россия воспрянула, активно выступают против Владимира Путина и Патриарха Кирилла. Владыка выразил уверенность в том, что сотрудничество Путина с Патриархом Кириллом благотворно скажется на нашем обществе. Архиерей выразил опасение судьбой эмигрантов, которыми, по его мнению, никто не занимается, а ведь они, считает владыка, могли бы принести пользу нашей стране. Владыка дал свое благословение участникам конференции, пожелал им помощи Божией и призвал каждого на своем месте соединять воедино Православие, культуру, здравоохранение и образование. Этот проект, по его мнению, кардинально изменит и преобразит наше общество.
После этой встречи участники конференции разместились на теплоходе «Александр Суворов», где в тот же день состоялось открытие VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» и прошло первое пленарное заседание. Возглавили заседание эконом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонах Прокопий (Павлов) и член правления Александро-Невского Братства Борис Сергуненков. Отец Прокопий зачитал приветствие председателя правления Александро-Невского Братства, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископа Выборгского Назария участникам и гостям конференции. В приветственном слове, в частности, говорится, что «Александро-Невская Лавра удостоилась высокой чести благословения от Господа Вседержителя стать хранительницей цельбоносных честных мощей великого князя. Уже почти 300 лет святой Александр Невский пребывает в этой славной обители, возникшей на берегах Невы по воле императора Петра Первого, и по его же высокому указу, ставшем вместилищем святых мощей своего небесного покровителя». «Юбилей Лавры — событие не ординарное, а имеющее особое значение для всей России. Пусть Ваше путешествие станет символом этой общероссийской значимости духовного сердца Петербурга», — пожелал владыка Назарий. Затем отец Прокопий напомнил историю Александро-Невской Лавры, рассказал о ходе подготовки к юбилею обители. В данное время в Лавре идут реставрационные и ремонтные работы. Несмотря на это, остаются нерешенные проблемы — до сих пор обители не возвращены Благовещенская церковь и рака из-под мощей Александра Невского.
Со своей стороны Борис Сергуненков кратко рассказал о возрождении Александро-Невского Братства, в которое на сегодняшний день входит более 100 братчиков. Перед братством, по его словам, стоят грандиозные задачи. В связи с этим он озвучил обращение Братства, выражающее просьбу оказать посильную помощь в возрождении Лаврской библиотеки, музея и в создании аудио- и видеотеки. Позже на сайте «Русской народной линии» будет опубликован текст обращения.
Затем состоялись выступления участников конференции. Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской Православной духовной академии, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский выступил с докладом «Новомученики Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». Ученый отметил, что почти все дореволюционные члены Александро-Невского Братства были репрессированы, а само Братство разгромлено в 1932 году. Тем не менее, Братство просуществовало вплоть до развала Советского Союза в виде полуподпольных кружков и тайных монашеских общин. Это оказалось самое жизнеспособное Братство из 200 аналогичных братств, существовавших в Петербурге до революции. В первые советские годы Братство боролось с обновленческим расколом, после своего официального разгрома — организовало нелегальные семинары, на которых священнослужители получали богословское образование. 5 членов Александро-Невского Братства, отметил историк, стали архиереями.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова Сергей Наумов выступил с докладом «Церковнославянский язык и русский дух», где рассказал о происхождении церковнославянского языка и его соотношении с литературным и разговорным стилями современного русского языка. Кандидат философских наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Азовского технологического института — филиала Донского государственного технического университета Андрей Стульцев в докладе «Старые и новые тексты богослужения: сходство и различие» рассказал о нынешней пагубной практике издания церковнославянских текстов с использованием русских букв. Также с докладами выступили преподаватель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина Михаил Хлыстов («Субъекты права в религиозных организациях и предпринимательство») и директор ООО «Агентство по управлению земельно-имущественными комплексами» Александр Толмачев («Оформление земельно-имущественных отношений на объектах Русской Православной Церкви»).
После пленарного состояния прошел мастер-класс на темы: 1. Церковнославянский язык: так ли он сложен?; 2. Церковнославянский язык: куда пойти учиться? Вел занятия кандидат филологических наук Сергей Наумов. Также состоялась презентация фильмов «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра» и «Спас-Камень. Остров надежды».
«Работа конференции проходит на высоком творческом подъеме»
Во вторник, 22 мая, прошел второй день VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», сообщает наш корреспондент. Конференция, организованная Деловым сообществом «ДелоРус» и Александро-Невским Братством, проходит при информационной поддержке «Русской народной линии». Форум осуществляется в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Александр Суворов» по местам Северной Фиваиды.
В рамках пленарного заседания состоялись выступления докладчиков. Директор центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН (ИНЭС) Леонтий Миронов рассказал о проектах Клуба православных предпринимателей. Одним из последних реализованных проектов Клуба, по его словам, стало строительство Храма-часовни во имя Всех святых в России просиявших в Московским парке Победы в Санкт-Петербурге. Храм построен, отметил Л.Миронов, в нем регулярно совершаются Богослужения, в частности, панихиды по жителям блокадного Ленинграда, чей прах покоится в этом парке. В данное время Клуб занимается реализацией проекта «единое проектное окно».
Директор ОАО «Научно-исследовательский институт инвестиционных форм «НИИ Инвест» Александр Князев презентовал проект агропромышленных комплексов «АК-300». Он отметил, что сегодня в России не обрабатывается около 40 млн. гектаров плодородной земли. Проект позволяет задействовать 4 млн. гектаров этой земли. А.Князев предлагает создать в 40 субъектах Российской Федерации 880 ферм, в которых работали бы православные трудовые общины. Реализация проекта направлена на самообеспечение Россией продуктами питание, благодаря чему нашему государство, по его мнению, удастся сохранить государственный суверенитет. Работа ферм будет отвечать девяти принципам: 1. Оборотные средства будут включены в имущественный комплекс; 2. Стоимость строительства ферм снизится в 4 раза; 3. Фермы будет построены по принципу вертикальной интеграции, включающей в себя, помимо производства продукции, ее переработку и реализацию на рынке; 4. Высокое качество продукции; 5. Доходность 30-40% годовых; 6. Абсолютная надежность инвестиций; 7. Артельная форма инвестирования; 8. Долевое финансирование; 9. Единство всех видов деятельности: культурной, религиозной, политической, социальной и экономической. На реализацию этого проекта потребуется 400 млрд. рублей. Александр Князев уверен, что производство сельскохозяйственной продукции может быть прибыльным. Срок реализации проекта – 2021 год.
Начальник отдела по туризму ООО «Транстур» Ирина Ковалева представила проект «Подготовка к 400-летию Дома Романовых. Венценосная семья». Преподаватель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина Михаил Хлыстов выступил с докладом «Субъекты права в религиозных организациях и предпринимательство», в котором рассказал о правовых проблемах церковно-государственных отношений в имущественной сфере.
Доцент, академик ПАНИ, кандидат технических наук Геннадий Колдасов в докладе «Язык и общество» заявил, что английский язык является языковым обеспечением глобализационного процесса. Поскольку глобализация, по его мнению, направлена против Православия, поэтому надо выступать против диктата английского языка.
Преподаватель церковнославянского языка в воскресной школе Храма святого мученика Георгия Победоносца в Купчино, член Православного педагогического общества Любовь Маркова, выступая с докладом «Церковнославянский язык — корневая основа русского языка», изложила принципы корнеслова. По ее словам, с помощью корнеслова можно объяснить всю Вселенную. Церковнославянский язык, отметила Л.Маркова, — это душа русского народа. Перевод церковнославянских текстов на русский язык приведет, по ее словам, не только к снижению стиля, но и к утрате святыне. Церковнославянский язык, считает она, — это один из рубежей Православия. Целью изучения этого языка является воцерковление сознания и наполнение души ребенка святыми образами. Любовь Маркова отметила, что познание русского языка невозможно без изучения церковнославянского.
Профессор Первого военно-морского клинического госпиталя Евгений Никитин, напомнив историю Храма Александра Невского в Тунисе, рассказал о ходе его восстановления. Профессор Волгоградского государственного технического университета протоиерей Александр Половинкин в докладе «Проблема сохранения и возрождения России» рассказал о проектах Свято-Преображенской общины, о своих книгах и творчестве певца Игоря Талькова, гений которого, по мнению священника, большинству не понятен. Заместитель председателя Липецкой областной историко-патриотической общественной организации «Наследники Александра Невского» Юлия Сулимова в докладе «Десять лет под Знаменем святого благоверного Великого князя Александра Невского» рассказала о деятельности организации «Наследники Александра Невского». Организация занимается просветительской деятельностью, проводит конкурсы, творческие вечера, конференции, интеллектуальные и спортивные игры. Задачей организации является объединение кадетских классов в школах Липецкой области. В мероприятиях организации принимают участие не только кадеты, но и учащиеся воскресных школ и православных гимназий, а также журналисты, писатели и краеведы. Главный специалист ОАО «Газпром газораспределение», почетный член Клуба кавалеров ордена Александра Невского Анатолий Тарасов выступил с докладом «Проблемы внедрения системы менеджмента качества (СМК)». Он заявил о необходимости воспитания новых личностей по примеру Александра Невского. Главным их оружием должна стать система качества.
После окончания пленарного заседания работа конференции проходила по секциям: «Церковнославянский язык», «Домостроительство». В рамках секции «Церковнославянский язык» состоялось выступление доктора филологических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрия Демидова «Соотношения разговорного языка, кодифицированного литературного языка и церковнославянского языка». Ученый отметил, что в XVIII веке церковнославянский язык был единственной формой литературного языка. Кодифицированная грамматика церковнославянского языка появилась в 1619 году, когда был издан учебник Милетия Смотрицкого. В 1648 году появилось второе издание учебника, а в 1721 году по поручению Петра Первого появилось третье издание, по словам филолога, — самое зрелое и в научном отношении совершенное издание. Далее Дмитрий Демидов рассказал об особенностях стиля святителя Димитрия Ростовского, митрополитов Стефана (Яворского) и Феофана (Пропоковича). Все три архиерея были малороссами. Д.Демидов заявил, что одной из причин упразднения Патриаршества в России Петром Первым было отсутствие достойной кандидатуры на Патриарший престол среди великороссов.
Стиль трудов святителя Димитрия Ростовского был образцовым. В молодости святитель, отметил ученый, испытывал влияние украинизмов. Постепенно он преодолел это влияние. Язык Димитрия Ростовского – это общерусский правильный, блестящий, великий церковнославянский язык, считает филолог. Язык митрополита Стефана (Яворского) более архаичен и схоластически правилен. Стефан (Яворский) стремился сохранить старую норму церковнославянского языка. В ранних работах Феофана (Пропоковича) нет украинизмом и полонизмов, отметил ученый. Его ранние труды содержат богатый грамматический аппарат и находятся в строгом соответствии с нормой церковнославянского языка. После своего приезда в Петербург Феофан (Пропокович), не без влияния Петра Первого, переходит к упрощению церковнославянского языка, к собственно русскому языку. Дмитрий Демидов подчеркнул, что Петр Первый провел реформу азбуки, а не реформу языка. По его словам, переход от старой нормы церковнославянского языка к облегченной проходил медленно. Ученый отметил польское влияние на этот процесс.
После ужина состоялась презентация проектов. Председатель Ученого (проектно-экспертного) совета ГАОУ Колледж предпринимательства № 11 Александр Парамонов предложил создать сетевое отделение Александро-Невского Братства. Заместитель начальника управления Департамента образования города Москвы Дмитрий Тузов рассказал о проекте «Наследие». В рамках проекта проходил ежегодный фестиваль традиционных ремесел, осуществляется православная фалеристика, создается мобильная реставрационная мастерская, музей святого Алексия Сибирского, восстанавливается Введенский собор в селе Козлово и несколько часовен вокруг этого села. В селе построен по уникальной технологии рубленый храм в честь священномученика Алексия Сибирского. Член Правления Александро-Невского Братства Борис Сергуненков рассказал о ходе строительства часовни святого благоверного великого князя Александра Невского на острове Коневец. Возведение часовни приурочено к 300-летию Александро-Невской Лавры.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры катехизации и религиозного образования, заведующий Методкабинетом, эксперт (МЦКО) Российского православного университета Елена Макарова провела мастер-класс по каллиграфии церковнославянского языка. Координатор Межрегиональной общественной организации содействия возрождению культуры, духовности и патриотизма «Александро-Невское Братство», аспирант СЗИРАНХИГС Петр Серов рассказал о Втором Международном молодежном образовательном лагере «Тихвин — 2012. Прикоснись к святыне» и об участии Александро-Невского Братства в восстановлении Введенского женского монастыря в Тихвине. Главный редактор «Деловые партнеры» Галина Автушко представила проект «Сойкинская святыня». В рамках проекта идет восстановление Церкви святителя Николая Чудотворца на Сойкинском погосте. Проект осуществляется Александро-Невским Братством по благословению наместника Александро-Невской Лавры епископа Выборгского Назария. Директор ООО «Семейная студия «Дизайн Жизни» Ирина Перелыгина рассказала о создания детского журнала для семейного чтения «Семейная студия».
Директор центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН (ИНЭС) Леонтий Миронов, закрывая второй день работы VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», заявил, что «работа конференции проходит на высоком творческом подъеме».
Дискуссия, паломничество и молитва
В среду, 23 мая, прошел третий день VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», сообщает наш корреспондент. Конференция, организованная Деловым сообществом «ДелоРус» и Александро-Невским Братством, проходит при информационной поддержке «Русской народной линии». Форум осуществляется в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Александр Суворов» по местам Северной Фиваиды.
В этот день, когда отмечалось Отдание праздника Пасхи, участники конференции посетили Кирилло-Белозерский мужской, Воскресенский Горицкий женский и Ферапонтов монастыри. В Кирилло-Белозерском монастыре была совершенна Божественная Литургия, которую совершили наместник обители игумен Игнатий, эконом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонах Прокопий (Павлов), клирик Белорусского экзархата настоятель Свято-Георгиевского храма в Витебске протоиерей Николай Коляда и известный волгоградский священник протоиерей Александр Половинкин. По окончании Литургии состоялся Крестный ход. Некоторые участники конференции приобщились Святых Христовых Таин. В Горицком женском монастыре был совершен молебен святому благоверному Великому князю Александру Невскому.
После обеда прошло заседание Оргкомитета по церковнославянскому языку, состоялись два мастер-класса «Первые четыре шага в оформлении родословной семьи» (Ведущая — Миронова Елена Геннадьевна, начальник отдела «Первый шаг в родословии» ООО «Родословное дерево») и «Родословная — оформление, архивный поиск, составление и регистрация семейных гербов (традиции и современность)» (Ведущий — Юрий Федорович Миронов, генеральный директор ООО «Родословное дерево»). Также прошла презентация новых книг: «Александро-Невское Братство» (Сергей Зегжда); «Беседы о святых словах отечественного языка» (В.В.Семенцов, С.Ф.Щукина); «Дерево сказок» (Борис Сергуненков).
Вечером состоялась концертная часть конференции, в рамках которой выступил детский коллектив. Дети пели песни, танцевали, декларировали стихи. Участники форума также прослушали фрагменты оперы «Александр Невский». Руководитель проекта — Вячеслав Владимирович Лопухов. Эконом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонах Прокопий (Павлов) отметил, что опера имеет огромный потенциал стать гимном Александро-Невского Братства. Кроме того, прошел творческий вечер «Песня о высоком, вечном и земном» с участием Анатолия Владимировича Тарасова и Александра Львовича Саватеева, почетных членов Клуба кавалеров ордена Александра Невского. В тот же день прошла работа секции «Здоровый образ жизни» (Ведущая — Марина Александровна Зверева, директор компании «Арго»).
24 мая конференция продолжила свою работу. В этот день прошел круглый стол «Церковнославянский язык: вчера, сегодня, завтра», состоялась презентация мультимедийных и печатных изданий, посвященных изучению церковнославянского языка.
Перед церемонией награждения участников конференции эконом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонах Прокопий (Павлов) совершил водосвятный молебен. Затем кандидат философских наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Азовского технологического института — филиала Донского государственного технического университета Андрей Стульцев провел мастер-класс по чтению на церковнославянском языке.
25 мая состоялось обсуждение и принятие итоговых документов. Резолюция конференции позже будет опубликована на нашем сайте. Торжественное закрытие VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» завершилось панихидой по нашим предкам, которую совершил иеромонах Прокопий (Павлов) на теплоходе «Александр Суворов». После Богослужения отец Прокопий отметил, что завершившаяся конференция гармонично сочетала серьезное обсуждение насущных проблем, связанных с подготовкой празднования 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и изучением и преподаванием церковнославянского языка в России, с паломничеством и молитвой. В тот же день участники конференции прибыли в Санкт-Петербург, посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, где их встретил наместник обители епископ Выборгский Назарий. Затем паломники приложились к мощам святого благоверного Великого князя Александра Невского.
Дмитрий Демидов: «В конференции проявилось удивительное сочетание трех компонентов»
Как сообщала «Русская народная линия», одной из основных тем VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» стал церковнославянский язык. В конференции принял участие ведущий специалист в области церковнославянского языка доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Григорьевич Демидов. Мы попросили Дмитрия Григорьевича поделиться своими впечатлениями от прошедшего форума.
Я впервые участвую в подобном плавании и даже не представлял, что таковые возможны. Когда-то в далеком советском детстве я плавал на теплоходе вместе с родителями по экскурсионной путевке Ленинград-Астрахань-Ленинград. Корабль заходил во все древние русские города, нам показывали монастыри, но показывали их только как достопримечательности, как объекты, которые интересны лишь туристам. Но и так ясно было, что монастыри — частица нашей истории.
Когда я стал филологом-русистом, то принимал участие во многих профильных конференциях. В основном это были специализированные конференции с участием педагогов-словесников, где обсуждаются проблемы культуры речи, преподавания в разных классах, организации олимпиад по русскому языку. Но всюду ощущался недостаток более широкого круга общения, взгляда со стороны и апробации своего материала, свежей реакции тех, кто говорит по-русски, молится по-славянски и имеет свое личное отношение к обсуждаемым вопросам.
Меня пригласили принять участие в путешествии-паломничестве, которое организовало Деловое общество «ДелоРус» и Александро-Невское Братство. Я слышал и до этого про это Братство и Александро-Невскую Лавру. Когда в Ленинграде были закрыты почти все храмы, кажется, только 15 действующих храмов было на весь город, я часто посещал Свято-Троицкий собор Лавры.
Сергей Анатольевич Наумов — мой коллега и бывший студент — предложил мне выступить на VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» с небольшим докладом и мастер-классом. Я смутно представлял себе, какая будет программа, взял материалы про запас, и оказалось, что не зря. На конференции пригодились не только те сведения, которые требуется донести в докладе для активизации знаний, необходимых для обсуждения твоего собственного доклада, но потребовался весь опыт, накопленный за 25-30 лет профессорско-преподавательской и научной деятельности не только в области церковнославянского языка, но и сравнительно-исторического языкознания, потребовалось приложить весь багаж знаний.
Отдельная благодарность нашим батюшкам, которые держали нас в «духовном тонусе». У меня было такое ощущение, что я оказался в монастыре. Я не знаю, по какому распорядку живет братия Александро-Невской Лавры, — наверное, не по такому свободному, какой был у нас на корабле, но какую-то часть монастырского обихода мы ощутили. В конференции проявилось удивительное сочетание трех компонентов, главный из которых — духовно-паломнический. Настоящая духовная жизнь с утренним правилом, с подготовкой к Причастию, с принятием Святых Христовых Таин. Я, например, сподобился причаститься в Кирилло-Белозерском монастыре. Это родина моей мамы, бабушки, дедушки. Мой дед похоронен там. К сожалению, его могилу я видел только из окна — она расположена близко к ограде, которая выходит на Вологодское шоссе, по которому мы ехали, возвращаясь из Ферапонтова монастыря.
Конечно, было бы лучше эти 8 километров до монастыря пройти пешком, с посохом, этот путь мы бы преодолели часа за 2-3, но времени у нас было мало, хочется попасть к началу службы, а до Ферапонтово еще дальше. Как бы то ни было, духовная составляющая концентрированно выразилась в поездке в Кирилло-Белозерский монастырь с поклонением мощам святого Кирилла, в ежедневных молитвах, в постоянном духовном окормлении отцом Александром Половинкиным, отцом Николаем Колядой и отцом Прокопием (Павловым). Многая и благая им лета. Отец Прокопий, например, всех вдохновлял, не давал нам дремать и унывать, вселял духовные силы. Он направлял не только молитвенную жизнь, но и течение заседаний конференции.
Второй компонент нашего путешествия был представлен разнообразными направлениями общественной жизни: здравоохранения, педагогики, творчества, юриспруденции, музыки, художественной самодеятельности и церковнославянского языка. Активное участие в поездке принимали также дети.
Третий компонент — собственно научный. Заседания проходили в форме конференций и обсуждений. Вопросы обсуждались важные: как быть в сложившейся социолингвистической ситуации начала XXI века, когда есть уже новая постсоветская система образования с программами, учебной литературой, кадрами? Есть требования обычного, светского образования в области русского языка, есть богослужение на церковнославянском языке, есть воскресные школы, где ведется подготовка детей и взрослых, катехизаторские курсы, где готовят кадры, семинарии. Мы накопили опыт изучения и преподавания церковнославянского языка. Он, конечно, больше обсуждается и изучается на Рождественских чтениях в Москве, где из него извлекаются поучительные выводы. Его требуется активизировать, так чтобы работа не велась вхолостую. В частности, требуется расширять практическое знание и понимание славянского языка. Требуется наладить книгопечатание, как Иван Федоров: печатать Азбуку и Букварь. Были жалобы еще в XVII веке на то, что отпечатанные тиражи быстро расходятся, поэтому в XVIII веке славянскую грамматику вновь составил Федор Максимов, переиздавалась грамматика Мелетия Смотрицкого, а в XIX веке уже были написаны десятки грамматик на все лады и вкусы, под различные методики. У нас есть периодическая печать в области словесности, где можно обсуждать все эти вопросы. Но очень-очень робко это делается, без интенсивных горизонтальных связей. Мы обсуждали в этой поездке, что нужно сделать для большей интенсивности просветительской работы в области церковнославянского языка.
Борьба за церковнославянский язык
В четверг, 24 мая, в рамках VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» прошел круглый стол «Церковнославянский язык: вчера, сегодня, завтра», сообщает наш корреспондент. Ведущий круглого стола кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова Сергей Наумов отметил, что церковнославянский язык стал одной из основных тем конференции. Целью круглого стола, по его словам, является пробуждение интереса к церковнославянскому языку.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры катехизации и религиозного образования, заведующий Методкабинетом, эксперт (МЦКО) Российского православного университета Елена Макарова в своем выступлении заявила, что спасти русскую речь может только изучение церковнославянского языка (ЦСЯ), именно поэтому необходимо возвратить ЦСЯ в школу. Эксперт напомнила, что до 1917 года ЦСЯ был основой всей русской системы образования. В дореволюционное время ЦСЯ не отделялся от русского языка. По ее словам, ЦСЯ является высоким стилем русского языка. В советское время ЦСЯ не преподается. Начиная с 90-х годов XX века, возобновляется его преподавание в православных гимназиях наряду с Законом Божиим. Однако православные гимназии — это, по ее меткому выражению, «капля в море» системы российской системы образования. За последние 10 лет было издано более 50 новых учебных пособий по церковнославянскому языку, не включая репринтные издания. До революции было издано несколько сотен учебных пособий по ЦСЯ. Елена Макарова отметила, что на сегодняшний день можно по пальцам пересчитать специалистов по ЦСЯ.
По словам эксперта, сегодня основной задачей является вхождение ЦСЯ в массовую школу. Поскольку введение ЦСЯ как отдельного учебного предмета маловероятно, поэтому необходимо продумать методы внедрения ЦСЯ в школе. Елена Макарова считает, что ЦСЯ можно ввести в школу через межпредметные связи, с помощью включения элементов ЦСЯ в те учебные предметы, которые соприкасаются с церковнославянским языком. Элементы ЦСЯ можно преподавать в рамках таких предметов, как русский язык и литература, история, музыка, математика и география. Эксперт призналась, что при попытках ввести ЦСЯ в школу приходится подстраиваться под существующую систему образования. В связи с введением предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) необходимо продумать возможности преподавания ЦСЯ в рамках Основ православной культуры (ОПК). Например, ЦСЯ можно преподавать при разборе молитвы «Отче наш» в рамках ОПК.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова Сергей Наумов выступил с докладом «Корпус церковнославянских текстов: формирование и исследование». По словам эксперта, церковнославянский язык стабилизируется не грамматикой, а текстом, поэтому важно знать его корпус. В ЦСЯ грамматика, отметил он, идет за текстом, а не наоборот. Ядром ЦСЯ являются богослужебные тексты. Также в корпус ЦСЯ входят летописи, переписка Иоанна Грозного с Курбским, святоотеческая литература, агиографические тексты. Сергей Наумов отметил, что корпус ЦСЯ имеет перспективы своего расширения. Его можно расширить за счет составления и перевода на церковнославянский язык житий новомучеников и исповедников Российских, перевода на ЦСЯ собрания трудов святых отцов, изданного в XIX веке, и Миней, изданных в советское время. Сергей Наумов обратил внимание на то, что разговоры о необходимости перевода богослужебных книг на русский язык возникли только в XX веке под влиянием безбожной русской интеллигенции и обновленцев. Перевод богослужения на русский язык — это, по его мнению, прямой путь к расколу.
Доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Демидов выступил с докладом «Соотношения разговорного языка, кодифицированного литературного языка и церковнославянского языка». Ученый рассказал о соотношении русского и (обще)славянского, церковнославянского языка IX-XXI вв. и русского языка, славяно-русского языка и ЦСЯ. Говоря о соотношении разговорного языка (РЯ), кодифицированного литературного языка (КЛЯ) и церковнославянского языка, эксперт отметил, что если в РЯ норма может входить в противоречие с узусом (практикой употребления), то в КЛЯ узус строго соответствует норме. В ЦСЯ норма и узус входят в соответствие с системой (совокупностью элементов языка и их отношений). Филолог также описал этапы формирование языка: 1. Филогенез в масштабах всего народа, говорящее на языке и переживающего его влияние; 2. Онтогенез в устах отдельной личности от раннего детства до глубокой старости; 3. Аналитическое усвоение письменных форм родного и иностранных языков; 4. Построение отдельного высказывания. По его словам, если первый этап длится тысячелетия, то четвертый этап может длиться секунды.
Кандидат философских наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Азовского технологического института — филиала Донского государственного технического университета Андрей Стульцев в докладе «Старые и новые тексты богослужения: сходство и различие» провел сравнительный анализ дореформенных богослужебных текстов и новых текстов. Эксперт напомнил, что в 1929 и 1971 годах были упразднены клятвы Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года в отношении старообрядцев. Обряды православных и старообрядцев были признаны равночестными и равноспасительными. Однако сравнение старых и новых текстов показывает, что хотя между ними и нет догматических противоречий, тем не менее, они содержат смысловые различия. Эксперт на многочисленных примерах продемонстрировал, как изменение старых дореформенных богослужебных текстов на новые тексты приводило к смысловым искажениям.
Андрей Стульцев подверг жесткой критике проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века», составленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства. По его словам, данный проект не только противоречив сам в себе, но и опасен, так как содержит возможность русификации богослужения. Ученый предложил обратится к Священноначалию с просьбой создать экспертную группу, состоящую из специалистов по церковнославянскому языку, с тем, чтобы обстоятельно изучить этот проект, который вызвал в экспертном сообществе настороженность.
Доклады участников сопровождались заинтересованным и живым обсуждением. Позже на сайте «Русской народной линии» будут опубликованы все доклады круглого стола «Церковнославянский язык: вчера, сегодня, завтра», состоявшегося в ходе VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры».
«Пусть помогает вам воин, дипломат и святой великий князь Александр Невский…»
Епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской Епархии Назарий (Лавриненко)
Приветствие участникам VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры»
Дорогие отцы, братия и сестры, участники Восьмой Международной конференции сообщества ДелоРус и Александро-Невского Братства «Навстречу 300-летшо Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры»!
Сердечно приветствую всех, ныне собравшихся в сердце России, на великой русской реке для того, чтобы в очередной раз полюбоваться Отечеством нашим, данным нам Богом в охрану и заботу. Наша земля прославилась великими и славными именами, которые составляют славу Руси не только земную, но и небесную. Одно из таковых имен — имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Это имя связывает воедино тех, кто любит свою Родину, наш трудолюбивый и, по природе своей богобоязненный народ.
Скоро 800 лет минет со дня его рождения, но имя его не забыто и недаром оно стало «Именем России». Александро-Невская Лавра удостоилась высокой чести и благословения от Господа Вседержителя стать хранительницей цельбоносных честных мощей великого князя. Уже почти 300 лет святой Александр Невский пребывает в этой славной обители, возникшей на берегах Невы по воле императора Петра Великого, и по его же высокому указу, ставшей вместилищем святых мощей своего небесного покровителя.
Юбилей Лавры — событие не ординарное, а имеющие особое значение для всей России. Пусть Ваше путешествие станет символом этой общероссийский значимости духовного сердца Петербурга. Юбилей — это не подведение итогов, это шаг в четырехсотлетнее бытие и в вечность.
Желаю плодотворной работы, добрых и полезных встреч, новых идей как сделать Отечество свое краше, духовно богаче, дабы оно и далее было домом Пресвятой Троицы и уделом Преблагословенной и Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии.
Пусть помогает Вам в этом воин, дипломат и святой великий князь Александр Невский!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Председатель Правления Александро-Невского Братства, Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Викарии Санкт-Петербургской епархии Епископ Выборгский Назарий
17 мая 2012 года
* * *
Краткая историческая справка
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — ныне действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП. Расположен у впадения Чёрной речки (ныне р. Монастырки) в р. Неву. Впервые упомянут в записке «О начале Невского монастыря» в июле 1710 г., когда царь Петр I, осмотрев место близ Чёрной речки, где, по преданию, сын князя Александра Ярославича (Невского), Вел. Кн. Андрей в 1301 г. одержал победу над шведами, повелел основать здесь монастырь.
Одной из основных целей создания Александро-Невского монастыря по замыслу Петра I была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников других обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1712 г. Петр I назначил первым архимандритом обители администратора духовных дел столицы Феодосия (Яновского), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Средства на строительство давал состоятельный Валдайский Иверский Святоезерский муж. монастырь, приписанный в 1712 г. с вотчинами и доходами к новой обители, а также имения Александро-Невского монастыря в Олонецком крае. В 1713 г. архим. Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В первые годы существования монастыря братия была непостоянной и малочисленной (в 1714 — 1 иеромонах, в 1715 — 4 иеромонаха и 2 иеродиакона), но уже в 1716 г. насельник обители иером. Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иером. Павел — во епископа Вологодского. В дальнейшем значительная часть епископата РПЦ вышла из стен Александро-Невского монастыря. В 1720 г., когда настоятель архим. Феодосий (Яновский) был хиротонисан во епископа Новгородского, Александро-Невский монастырь стал резиденцией Новгородских архиереев. После образования Санкт-Петербургской епархии с 1742 г. архимандритами монастыря являются Санкт-Петербургские архиереи.
Официальной датой основания Александро-Невского монастыря принято считать день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г. (разобрана в авг. 1787), хотя уже с 1712 г. в монастыре жили иноки по общежительному уставу, сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей» и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и другие работы, для которых была проложена дорога, соединившая место постройки с Санкт-Петербургом (ныне Невский проспект).
Александро-Невский монастырь стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей северной столицы. До учреждения в 1721 г. Святейшего Синода здесь были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись по 10, 20. 30 и более для совершения богослужения на кораблях, в госпиталях, в церквях наших заграничных представительств, возникавших в Западной Европе.
30 августа 1724 г. Петром Великим из г. Владимира были перенесены честные мощи святого благоверного великого князя Александра Невского и помещены в церковь св. Александра Невского, устроенную на втором этаже Благовещенской церкви. По окончании строительства собора св. Троицы, св. мощи были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. В 1752 г. над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная по указу Елизаветы и украшенная стихами М. В. Ломоносова.
18 декабря 1797 г. высочайшим указом Императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево- Печерскою и Троицкою Сергиевскою». Предстательством св. кн. Александра из небольшой деревянной церкви и тесных мазанок монастырь вырос в обширную систему величественных сооружений и играл важную роль в жизни государства до начала 30-х годов XX века.
В 1922 г. монастырь лишился своей главной святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма, расположившемся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Монашествующие были выдворены из обители, многие из них арестованы и впоследствии расстреляны или отправлены в ссылку. Оставшиеся образовали трудовую коммуну и существовали как приход до 1935 г. при церкви Св. Духа. С 1935 г. весь комплекс Лаврских зданий был отобран у Церкви и использовался под хозяйственные цели.
В 1957 г. Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры был передан Русской Православной Церкви, при нем образовался приход. Настоятелем собора стал правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии, назначавший наместников собора в сане протоиереев. С 1987 г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь.
Благодатным знамением к грядущим переменам послужило возвращение мощей небесного покровителя обители и града Святого Петра святого благоверного великого князя Александра Невского. 3 июня 1989 г. Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (приснопамятным Святейшим Патриархом) при огромном стечении духовенства и народа честные мощи были перенесены из Казанского собора и под ликующий звон Лаврских колоколов помещены на прежнее место в Свято- Троицком соборе.
На заседании Священного Синода от 25 ноября 1994 г. № 87 было принято решение благословить открытие в Санкт-Петербурге Александро-Невской Лавры для возрождения в ней монашеской жизни. Первым и. о. наместника был назначен епархиальный духовник архим. Кирилл (Пачис). 14 сентября 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 ноября 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского.
6 апреля 1996 г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, администрации города и руководства ЦНИИ «Прометей», которому принадлежало к тому времени большинство зданий лавры, состоялась «символическая» передача комплекса лаврских помещений Русской Православной Церкви, которая практически завершилась лишь в 2007 г.
В октябре 1996 г. наместником Лавры назначен архимандрит Назарий (Лавриненко) и в постепенно передаваемых монастырю зданиях и помещениях начались крупномасштабные реставрационно-восстановительные работы, равных которым не проводилось с XIX века.
С 1996 г. стала налаживаться внутренняя жизнь обители, выросло количество братии. Сейчас в братии 36 человек: наместник — викарий Санкт-Петербургской епархии, Епископ Выборгский Назарий, 2 архимандрита, 9 игуменов, 6 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 6 монахов, 2 инока, 3 послушника. В штате иерей, протодиакон.
Богослужения совершаются в Свято- Троицком соборе: ежедневно ранняя и поздняя Литургии в 7.00 и 10.00, в Никольском храме и домовой церкви преп. Серафима Вырицкого с хором детской воскресной школы по воскресным дням (поочередно) — в 9.00.
Ведутся ремонтно-реставрационные работы по восстановлению Надвратной церкви и Федоровской церкви с престолами в верхнем и нижнем этажах, лаврские иконописцы приступили к росписи вновь устроенной домовой церкви святителей Инокентия и Софрония Иркутских. В нижнем этаже Надвратной церкви оборудована часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В 1998 г. начались работы по организации и благоустройству скита в честь святого апостола Андрея Первозванного с храмом в честь святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Открыты печатная, офортная, ювелирная, швейная, столярная, художественная, иконно-багетная, иконописно-реставрационная мастерские. При Лавре существуют детская и взрослая воскресные школы, паломническая служба, функционирует духовно-просветительский центр «Святодуховский», с 2003 года как общегородское СМИ выходит газета «Вестник Александро-Невской Лавры».
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге-как говорится положение обязывает содержать здания и сооружения Лавры в надлежащем порядке соответствующем северной столице. На это уходит немало труда монахов монастыря и служащих Лавры. Огромный вклад в поддержание исторического наследия (каким является Лавра) вносят прихожане и скромным пожертвованием и благотворительной помощью. Так наши друзья из Комитета по благоустройству Центрального района Спб. оказывают значительную помощь по уборке снега, а Ленмонтажстрой своими силами под руководством Гурова Игоря Васильевича произвел благотворительно уборку снега и наледи с крыш на всех корпусах Лавры -на Просфорном, Семинарском, Федоровском, Духовно-Просветительском, Архивно-библиотечном и с крыши Свято — Троицкого Собора общей площадью примерно 6 тыс.кв.м.