20 мая в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры прошел круглый стол «Перспективы совершенствования светского образования в Санкт-Петербурге на основах православной культуры», сообщает наш собственный корреспондент.
Организовали мероприятие Межрегиональная общественная организация содействия возрождению культуры, духовности и патриотизма «Александро-Невское братство», Православно-педагогическое общество им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия и «Церковнославянский семинар» при поддержке епархиального отдела образования.
Вели круглый стол кандидат педагогических наук, руководитель Православно-педагогического общества им.свв. равноап. Кирилла и Мефодия Василий Васильевич Семенцов и председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского братства Борис Борисович Сергуненков.
В ходе обсуждения были затронуты следующие темы: «Языковые основы современного образования в России»; «Корнесловно-смысловой подход в образовании»; «Воспитательный потенциал русского языка».
С приветственным словом выступил директор Духовно-просветительского центра «Святодуховский», насельник Александро-Невской Лавры иеромонах Серафим (Рахунок). По его словам, вместо того, чтобы вести разговоры о необходимости перевода Богослужения на русский язык, следует изучать церковнославянский язык с тем, чтобы понимать церковные службы. Священник выразил надежду, что со временем церковнославянский язык будет преподаваться в общеобразовательных школах. В заключение своего краткого выступления он передал приветствие наместника Александро-Невской Лавры епископа Назария участникам круглого стола.
По словам Василия Васильевича Семенцова, перед организаторами мероприятия стоит задача – вернуть православный смысл в современное светское, а по сути секулярное образование. Наш язык, оторванный от православных, евангельских смыслов, неизбежно умирает. В настоящее время, с горечью отметил эксперт, происходит секуляризация не только системы образования, но и русского языка.
От корнеслова же душа поет. Корнеслов есть святоотеческое наследие Русской Православной Церкви, которое в свою очередь корнесловно. Говоря о соотношении этимологического и корнесловного подходов, эксперт подчеркнул, что этимология – это наука, а корнеслов – богомыслие, творчество, богообщение.
Методист МБОУ ДПО «Центр сопровождения участников образовательного процесса» поселка Борисоглебский Ярославской области, учитель русского языка и литературы Светлана Ференцевна Щукина отметила, что корнесловно-смысловой метод есть обращение к образному мышлению, к святым для православного человека образам. Корнеслов, продолжила она, — это и приемы, и подход, и метод, и методология, и ценностно-мировоззренческое явление. В целом он есть философско-богословское понятие. Преподаватель сожалеет, что ныне в школе язык изучается лишь как коммуникативное средство, а его глубина не постигается.
По словам Светланы Щукиной, в рамках корнеслова происходит воцерковление учащихся через слово. Она сообщила, что в поселке Борисоглебский Ярославской области успешно прошел эксперимент по внедрению корнесловно-смыслового метода в школах.
Координатор Церковнославянского семинара, кандидат филологических наук Сергей Анатольевич Наумов коротко рассказал об основных этапах развития языкознания. В XIX веке был разработан сравнительно-исторический метод, направленный на изучение происхождения и сравнения языков; в начале XX века появился структурный метод, изучающий устройство языка; в 60 годах XX века – функциональный подход (изучение функционирование языка); конец XX века – начало XXI века – ментальный (когнитивный) метод, направленный на выяснение того, почему человек называет вещи так, а не иначе. Эти подходы сосуществуют. В настоящее время в стадии формирования находится лингвистический метод. На этом подходе базируется изданная в 2016 году книга В.В.Семенцова «Корнесловно-смысловой подход в образовании». Издание сборника приурочено к 100-летию Александро-Невского братства и 60-летию автора.
Защитник церковнославянского языка и публицист Геннадий Дмитриевич Колдасов считает, что язык – это не только смыслы и идеи, но и музыка. По его мнению, необходимо раскрыть музыкальность языка. Музыка воспринимается обоими полушариями, всем человеческим мозгом. Эксперт полагает, что корнеслов нельзя признать методом, равноподходящим для всех ситуаций. Он призвал заняться заменой иностранных слов русскими аналогами. Г.Колдасов выступает против увлечения образами, так как, по его словам, неясная этимология некоторых слов является полем для фантазии.
Борис Борисович Сергуненков уверен, что отказ от корнеслова есть отказ от Бога. Он выразил сожаление, что нынешние школьники не знают ни церковнославянского языка, ни греческого языка, ни латыни. Перед нами, считает докладчик, стоит выбор – либо отрицать божественный мир, либо воспринять ценности предков. Говоря об изучении корнеслова, Б.Сергуненков заявил, что сначала надо придти к Богу, а уж Господь даст понимание этимологии.
Директор православной школы «Горница» в Санкт-Петербурге Галина Николаевна Стремякова считает, что Василий Васильевич Семенцов опережает время. Нынешние дети, по ее наблюдениям, менее талантливы, чем школьники 50 лет назад. Сильно распространились дисграфия, дислексия, нарушение артикуляции и т.д. Информационный тип образования зашел в тупик, заявила она. В школе, уверена директор, необходимо готовить к созидательной деятельности и творческому труду. В завершение своего доклада она рассказала об особенностях обучения и воспитания в школе «Горница».
Директор воскресной школы Александро-Невской Лавры, филолог-терминолог иеромонах Димитрий (Самойлов) согласился с тем, что музыка передает смысл слов, на этом принципе основано стихосложение. Именно поэтому характерной особенностью образованного человека является умение писать стихи. Слово, отметил языковед, — это творческий акт, а глагол есть одновременно и действие, и слово. Каждое слово имеет силу, которая в частности используется в нейролингвистическом программировании. Язык нужно понимать сердцем, стремиться искать корни и первоисточники слов. Далее он рассказал о возглавляемой им воскресной школе, где учащимся прививается любовь к Литургии и церковнославянскому языку. Филолог считает, что эту концепцию образования необходимо продвигать и в светской школе.
В завершении круглого стола председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского братства Борис Борисович Сергуненков поздравил Василия Васильевича Семенцова с 60-летием, заявив, что его новая книга «Корнесловно-смысловой подход в образовании» есть событие, а сам он самородок. В свою очередь, известный детский писатель Борис Николаевич Сергуненков убежден, что В.Семенцов имеет писательский талант, который ему следует развивать.
В мероприятии приняли участие преподаватели и директора многих школ из разных регионов России. На круглом столе прошло оживленное обсуждение поднятых проблем. Организаторы пообещали наладить регулярные рабочие встречи. Завершился круглый стол чаепитием и общением в кулуарах.