Сегодня Общественная палата Петербурга решает, что делать с бывшей церковной собственностью: оставить в музеях, или передать священникам. Обсуждают и последний случай — спор между Александро-Невской лаврой и Музеем городской скульптуры. Церковь практически уверена, что ей удастся вернуть Благовещенскую усыпальницу. Там покоятся Суворов и многие родственники Петра Первого. Анастасия Щербакова выслушала обе стороны.
Петр строил усыпальницу для своих родственников и похоронные процессии всегда проводил лично. Это уже потом здесь перезахоронили самого Суворова. Память о нем, пожалуй, главное, что пока держит мир между музеем и церковью. В его честь раз в год устраивают литургии.
Вера Рытикова, главный хранитель Музея городской скульптуры:
«Здесь много людей, температура увеличивается. Памятники страдают от запаха ладана, поскольку создается тяжелая атмосфера. Долго запах не выветривается».
Но стоит-то усыпальница на территории Александро-Невской лавры. И это основной аргумент за то, чтобы возвращение произошло. Владыка Назарий показывает: музей в храме все равно, что больной аппендикс.
Назарий (Лавриненко), епископ Выборгский, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры:
«Практически не выполнено постановление правительства. Ведь этот храм — часть единого нерушимого ансамбля. И такими действиями музея постановление не выполняется».
Еще больше, чем на возвращение усыпальницы церковь надеется на обратную передачу серебряной раки Александра Невского. Сейчас она находится в Эрмитаже. Переговоры между музеем и Лаврой уже шли, но договориться не удалось.
Назарий (Лавриненко), епископ Выборгский, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры:
«Мне было предложено господином Пиотровским, чтобы мы сделали копию раки. Но если он так хочет, пусть Эрмитаж себе сделает копию».
Музей истории религии — наверное, первый, кто уже поделился, и кому не жалко. Еще в 90-х годах церковь сказала: НАДО, и музей ответил: ЕСТЬ. Директор Борис Аракчеев считает, желание не отдать и спрятать — не что иное, как пережитки советского музейного консерватизма.
Борис Аракчеев, директор Государственного музея истории религии:
«Потому что все под контролем. Церковь пользуется, мы проверяем, у нас все состоит на учете. Музейный учет вечный, там нет «списали», «выбросили».
Бывшие доходные дома на старой части Невского проспекта тоже когда-то принадлежали церкви. Нынешнее Купчино - тоже бывшие монастырские земли. В споре, кому и что должно принадлежать, зайти можно далеко.