К 775-летию Невской битвы, отмечаемому 15 июля, на портале Президентской библиотеки представлены раритетные материалы, раскрывающие подробности сражения 1240 года под предводительством святого великого князя Александра Невского.
В тяжелейшие годы монгольского нашествия русскому народу приходилось одновременно отражать натиск немецких и шведских феодалов на западных рубежах Отечества. Летом 1240 года на Неве в Ижоры появились корабли шведского войска, состоявшего также из норвежцев и представителей финских племен под командованием зятя короля — Биргера. Целью похода был захват Ладоги, а в случае удачи и самого Новгорода.
Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули палатки и шатры при впадении Ижоры в Неву. «Гордый военачальник их Биргер, опытный и доселе непобедимый вождь, думал легко завоевать Ладогу и самый Новгород, почему и прислал к новгородскому князю Александру Ярославичу послов своих со следующими надменными словами: «Ратоборствуй со мною, если смеешь: я уже стою на твоей земле», повествуется в историческом очерке «Невская битва и Ледовое побоище» Сергея Кроткова 1900 года.
«Александр не изъявил ни страха, ни гордости перед послами шведскими, — читаем дальше в вышеназванной книге, — но поспешил в новгородскую церковь святой Софии и в ней на коленях со слезами молился Богу об избавлении земли Русской от врагов; затем, приняв благословение от новгородского архиепископа Спиридона, вышел к своей малочисленной дружине и сказал: «Нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем».
Времени на сбор войска не было, поэтому Александр не стал дожидаться, пока придут дружины, посланные его отцом Ярославом, или соберутся ратники с новгородских земель. Он решил упреждающим ударом выступить против шведов со своей дружиной, усилив ее лишь новгородскими добровольцами. Утром 15 июля русское войско внезапно напало на шведский лагерь.
Начало Невской битвы подробно описывается в книге Николая Воскресенского «Святый благоверный великий князь Александр Невский», электронная копия которой доступна на портале библиотеки: «Как молния устремился он с дружиною храбрых новгородцев и ладожан на шведов. Внезапность и быстрота удара мгновенно привели их в замешательство. Подобно вихрю, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и увидел своего страшного врага. Биргер же, увидя его, догадался, что он и есть сам новгородский князь, и помчался на него (если бы Биргер сразил Александра, то сразу бы остановил победу русских и даже решил ее в свою пользу). Началось единоборство между обоими вождями; оба были сильны и ловки; страшные удары наносили они друг другу, но каждый удар одного отбивался ловким ударом другого. Наконец, Александр ранил Биргера и положил ему печать на лицо острым копьем своим». И тот побежал…
Конная дружина меж тем с боем продвигалась в центр расположения шведских войск. Одновременно пешее новгородское ополчение, следуя вдоль Невы, напало на вражеские корабли. Ударами вдоль Ижоры и Невы шведское войско было опрокинуто и оттеснено в угол, образуемый двумя реками. Соотношение сил изменилось, и русские конные и пешие отряды, соединившись, сбросили врага в воду.
План талантливого полководца Александра Ярославича, рассчитанный на внезапный удар по шведскому войску, в сочетании с геройством простых воинов обеспечил им быструю и славную победу. Русских пало всего двадцать человек. За победу, одержанную на Неве, князь Александр получил прозвище Невский. Борьба за устье Невы была борьбой за сохранение для Руси выхода к морю. Одновременно победа облегчила дальнейшую борьбу русского народа за свержение монгольского ига. Понимание этого делает победы князя Невского на северо-западных рубежах России еще более значимыми, что подчеркивается в книге Михаила Хмырова «Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всей Руси» .
Невская битва стала одной из решающих вех в истории борьбы русского народа за свою национально-политическую независимость.
ИА «Вода живая»,
15.07.15