Ведущий: В 2013 году исполняется 300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Александро-Невская Лавра, безусловно, культурная достопримечательность Санкт-Петербурга, посещаемая жителями города и многочисленными туристами. Но главное ее предназначение — быть центром духовного просвещения, центром христианской культуры.
И сегодня в нашей программе принимает участие наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Выборгский Назарий. Спасибо, что пришли сегодня на встречу с нашими слушателями, от коллектива радио «Петербург» я приветствую вас в нашем Доме, Доме Радио.
Этот Дом славен своей богатой историей. Должен вам сказать, что когда-то, а точнее в 1915 году, в нашем Доме Радио была временная православная церковь Николая Чудотворца. Было это во времена, когда здесь располагался госпиталь японского Красного Креста, здесь работали и японские, и русские врачи. Надо отметить, что смертность тогда — от ранений, от болезней — была наименьшая. Так что мы встречаемся с вами в историческом Доме и на историческом радио, пожалуй, единственном таком — старейшем в России радио, которое еще сохранилось и продолжает вещать для наших горожан и которое вещало в самые тяжелые дни Блокады Ленинграда.
Владыка Назарий: Спасибо большое, это действительно честь, находиться здесь, в таком историческом здании и тем более на радио с такой историей. Спасибо, что пригласили на этот эфир, я надеюсь, что наше общение будет полезным для радиослушателей.
Ведущий: Итак, Лавре – 300 лет. Получается, что свое летоисчисление она начинает, пожалуй, с первых лет нашего града Петра…
Владыка Назарий: Да, если смотреть на град, то, конечно, те 8 лет, которые отделяют одно от другого – это не так много. И поэтому можно считать, что наша обитель, которая сначала называлась, естественно, не лавра, возникла практически одновременно с городом. Это было исторически необходимо, и как бы ни говорили об императоре Петре I, но он не забыл о том, что сердце Петербурга должно быть, в том числе, и духовным.
Ведущий: Получается, что Лавра сейчас располагается буквально в центре нашего замечательного города. Но если учесть, что она возникла практически в то время, когда рождался сам город, то между ним и монастырем что было — леса, да болота?
Владыка Назарий: Были леса и болота. Сейчас существует Невский проспект, потому что самая прямая-то дорога к городу тогда была в сторону Адмиралтейства, и могу сказать, что, монахи тоже постарались, для того, чтобы проспект появился — даже сейчас, наверное, можно найти камни из нашего храма, который был неудачно построен. Первый Троицкий собор – он был разобран, и его строительный материал был уложен как раз в Невский проспект. Так что вот так завязаны мы накрепко.
Ведущий: Владыка, 12 сентября – это знаменательная дата. Православная Церковь празднует перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Это особый день и для Петербурга, и для его первого и главного монастыря – Александро-Невской Лавры…
Владыка Назарий: Вы знаете, тут бы я хотел внести маленькие коррективы. Потому что, собственно говоря, день рождения Лавры – это Благовещение. В 1713 году, в первом деревянном Благовещенском храме, на этой стороне реки Монастырки, где ныне находится Некрополь XVIII века и Лазаревская церковь, вот там состоялась первая Божественная литургия, которая и считается датой основания монастыря. Потому что в церкви так принято, мы считаем не со времени указа, не со времени закладки храма, а как раз с первой Божественной литургии. И это случилось в Благовещение, то есть 7 апреля по новому стилю, в 1713 году.
Почему 12 сентября? Потому что это день особый для Петербурга, это день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Петербург. И конечно этот праздник стал для города главным. Поэтому все торжества мы будем начинать с 7 апреля, а апогей празднеств, конечно, будет в этот привычный и ставший уже общегородским праздник – день перенесения мощей Александра Невского. Закрытие юбилейного года будет в главный уже церковный праздник – это 6 декабря, день преставления Александра Невского. Так что наш юбилейный год продлится немножко урезанным с точки зрения календаря, но вот, начиная с 7 апреля и заканчивая 6 декабря.
Ведущий: И все-таки вернемся к страницам истории Александро-Невской Лавры. Нынешний архитектурный облик она когда обрела?
Владыка Назарий: Нынешний архитектурный облик она обрела в основном уже во времена Екатерины II, императрицы, которая, конечно, много сделала для каменного строительства Лавры. Был период — в самом начале — когда шло деревянное строительство, но вскоре Лавра начала понемножечку обретать свой статус. Конечно, сыграло большую роль то, что было много приписных земель других монастырей, которые как раз и трудились над тем, чтобы Лавра утвердилась в таком более «непоколебимом» состоянии с точки зрения недвижимого имущества. Но основное строительство шло как раз во времена императрицы Екатерины II.
Когда люди приходят к нам в Духовно-просветительский центр, они часто спрашивают — а почему у нас там висят три императорских портрета? Я могу сказать, что там есть портрет императора Петра I как основателя, собственно говоря, по его указу монастырь и возник, это немного необычно. Потом, конечно, императрица Екатерина II, ну и не очень любимый ею, так сказать, Павел Петрович. Но он у нас присутствует на полном основании, потому что все-таки в 1794 году по его указу Александро-Невский монастырь стал Александро-Невской Лаврой, то есть был повышен и закреплен в своем нынешнем статусе.
Ведущий: Владыка, вы уже сказали, что датой основания лавры считается день освещения деревянной Благовещенской церкви. Но за 300 лет в истории монастыря ведь были разные страницы?
Владыка Назарий: Естественно, как у каждого человека бывают в жизни разные периоды, так и обители и города, все имеют свои разные истории, и не всегда они бывают безоблачны. Очень часто бывают и сложные периоды.
Ведущий: Были периоды, когда в помещениях монастыря находилось общежитие, находились склады…
Владыка Назарий: Да, и не только это. Ведь были планы и крематорий в Троицком соборе создать, имеется даже архитектурная разработка для этого. Думаю, что Петербург ничего не приобрел бы, если бы эти планы осуществились. Так что история сложная. Но, вы знаете, ведь мы всегда по итогам смотрим. Сегодня Лавра восстает, сегодня Лавра преображается, так что все равно историю в общем можно назвать положительной.
Ведущий: Владыка, в 1996 году вы были назначены сначала исполняющим обязанности наместника Александро-Невской Лавры, а 17 апреля 1997 года решением Священного Синода утверждены в этой должности. Какой вы застали Лавру тогда?
Владыка Назарий: Если говорить о монастыре, то: Троицкий собор с 1957 года был приходским, и он таким и оставался, когда было принято решение о восстановлении Лавры как монастыря. Там служило так называемое «белое» духовенство. А сама Лавра – монастырь – представляла собою несколько комнат, которые НПО (Научно-производственное объединение) «Прометей» передало под первую братию.
Первая братия тогда появилась, кстати, повторив историю возникновения монастыря. Как чаще всего возникают монастыри? Как правило, если появляется какой-то человек – подвижник – вокруг него собираются люди, и возникает монастырь, а потом рядом с монастырем вырастают целые города. Так было, например, с Троице-Сергиевой Лаврой. Но наш монастырь имеет особую историю, потому что он возник по указу императора Петра I. Его история начиналась необычно, и, кроме того, надо всегда учитывать, что это история Синодального периода. Монастырь появился, когда Петр уже принял окончательное решение об утверждении Синода, как правящего органа Церкви, и, поэтому вся наша история связана с этим периодом. Собственно говоря, Лавра свой непрерывный исторический путь завершила вместе с упразднением Синода и скорым возникновением Патриаршества. Так что как она особо возникла, так она особо и существовала. Очень часто бывает, когда нам самим – насельникам монастыря – говорят, что «вы не такой немножко монастырь». Ну да, свое лицо есть, есть и своя история, которая очень часто не похожа на историю других монастырей.
И вот, когда мы пришли, то нам отдали всего 6 или 7 комнат. Тогда было восемь человек братии, которые тоже не сами образовали общину, а по указу приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева) – тогда правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии. Таким образом, первые насельники были приведены для жития в монастырь, и это было начало возрождения монашеской жизни.
Ведущий: Сколько сейчас монахов в монастыре?
Владыка Назарий: Сейчас всего насельников у нас 40, в монашестве – 28. Но это я, конечно, считаю только дьяконов и священников, есть еще монахи просто без сана, и послушники, естественно, кандидаты. Послушников маловато, и очень жаль, потому что это основной контингент, из которого потом люди вырастают и желают обрести монашеский постриг. Так что нас сейчас, считая всю братию, 40 человек.
Ведущий: Это недостаточно?
Владыка Назарий: Недостаточно. Я бы сказал, что для нынешней, как сейчас говорят, «инфраструктуры» необходимо иметь процентов на 50 больше — 60 – 70 насельников было бы неплохо. Сейчас нам приходится нанимать обслуживающий персонал, который работает у нас за зарплату. И поэтому нагрузка еще и с этой стороны. А так мы могли бы многие места закрыть братией, которая по послушанию трудилась бы.
Ведущий: Ну а – не знаю, уместен ли вопрос – как, например, увеличить численность?
Владыка Назарий: Ну, вы знаете, это же по приказу не сделаешь. Могу сказать, что одно дело восстановить стены, озолотить купола, и все привести в порядок, а с другой стороны параллельно создать братию – это очень трудная работа.
Если говорить о каких-то исторических основах, то большинство людей, кто немного знаком с историей, знают, что в основном для всех многонаселенных монастырей, таких, как Валаам и другие, источником пополнения братии было крестьянство. Сейчас этого естественного источника нет.
Возникают и другие трудности: приходят люди, которые не совсем готовы к монашеству, очень часто совершенно безграмотные в церковном отношении. Получается так, что, вместо того, чтобы начать их подготовку к монашескому постригу, определению своей судьбы по этой стезе, нам приходится заниматься ликбезом — иногда люди приходят, в лучшем случае «Отче наш» зная. Если человек действительно имеет такое намерение – принять монашеский постриг – приходится долгие годы его обучать, приучать к труду. Поэтому создание братии — это не менее, а может даже и более, сложная задача, чем просто соорудить стены и восстановить то, что когда-то построили наши предшественники.
Ведущий: А тяжело ли быть монахом и нести обет послушания в таком городе как Петербург?
Владыка Назарий: Ну, во-первых, если действительно быть монахом, то тяжело. А если просто носить одежды, то это ничего. Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть, что монашествовать на Невском проспекте очень сложно. Много людей приходит и, беседуя с ними, я сразу вижу и говорю о том, что «вы не готовы к нашей жизни». Чтобы быть насельником городского монастыря, тем более такого, как Лавра, необходимо быть духовно более или менее готовым. Или же, если приходит совсем молодой человек, то я всегда стараюсь, чтобы он сначала получил духовное образование – благо, что рядом с нами находятся духовные школы – и даже сейчас у нас 4 человека учатся в духовных школах. И я надеюсь, что некоторые из них – конечно не 100 процентов – когда-то станут лаврскими насельниками. Но с другой стороны, я все же стараюсь людей пустить по более обычному пути, и уговариваю, и даже иногда понукаю, чтобы молодой человек искал девушку, создавал семью – может, когда-то их дети придут к нам в монастырь.
Так что, вот такой путь у нас, на Невском проспекте действительно сложно выполнять монашеские обеты — много искушений. Кроме того, если б это был католический монастырь – там человек заходит в храм и далее никуда. А вот у нас все открыто, иногда даже уединиться очень сложно. Поэтому много своих проблем у городского монастыря.
Ведущий: Владыка, итак мы встречаемся с Вами в преддверии большого события – 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Нужно сказать, что идет большая подготовительная работа, ожидается большая программа. Я сейчас возьму фотоальбом, здесь есть план Лавры. Давайте мысленно совершим по монастырю радио-путешествие, и Вы скажете – в каком состоянии этот объект, этот, этот… И что принадлежит монастырю, а что – нет. Итак, с площади Александра Невского мы с Вами входим…
Владыка Назарий: Нет, нет. Прямо с площади мы и начинаем наше путешествие, потому что на нее выходит один из наших примечательных храмов – это Надвратная церковь «Всех Скорбящих Радость» архитектора Старова. Это тоже монастырский храм, но он находится вне стен самого монастыря.
Далее, когда мы входим под арку храма «Всех Скорбящих Радость», то начинаются некрополи, которые ныне принадлежат Музею городской скульптуры. Если мы пройдем между их стен, то с левой стороны будет некрополь XVIII века, а с правой стороны –
Тихвинское кладбище, ныне называющееся некрополь Мастеров искусств. Переходим через мостик и тогда уже входим в само каре Лавры.
Ведущий: Несколько шагов назад, вернемся все-таки к Надвратной церкви. Сейчас эта церковь…
Владыка Назарий: Сейчас эта церковь уже в таком состоянии, что мы даже развешиваем паникадила. У нас там сейчас идет роспись сводов, и эта церковь, собственно говоря, почти готова к тому, чтобы ее открыть. Она для нас будет очень важна, потому что петербуржцы, ленинградцы в свое время привыкли к тому, что Александро-Невская Лавра – а точнее, Собор – был местом, где они могли получить все, что им необходимо, в том числе, например, венчание. В монастыре по Уставу венчаний нет, и, наверное, лет семь или восемь тому назад Свято-Троицкий собор перестал быть таким «венчальным» местом. Мы постепенно людей приучали к этому, но до сих пор есть очень много желающих таинство брака принять именно в Александро-Невской Лавре. Идя навстречу таким пожеланиям – храм «Всех Скорбящих Радость» находится за стенами монастыря – мы возобновим в нем таинство брака, там будут венчания, очень торжественные и красивые. Мне кажется, это событие должно стать запоминающимся на всю жизнь, и самое главное, что когда люди решат разойтись, они подумают: «а в каком же месте мы приняли таинство брака, и будет ли развод грехом или нет?». Так что надеемся на то, что ситуация с разводами несколько улучшится.
Ведущий: Владыка, Вы отметили, что существует Устав монастыря. Мне сразу вспомнилась древняя пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходи», а еще проще – «не суйся».
Владыка Назарий: Действительно, мы живем по двум уставам: как юридическое лицо, мы имеем устав гражданский, который похож на устав простого прихода, а с другой стороны у нас есть и свой внутренний устав. Естественно, он созвучен с другими монастырскими уставами. Есть примерный устав монастырей, и на будущем архиерейском Соборе он будет вновь принят с поправками, потому что жизнь идет, и условия меняются. Но, надо отметить, что у каждого монастыря есть свои черты, свое лицо, и некоторые нюансы в каждом монастыре свои. Потому и возникла эта пословица, и она верна и до их пор.
Ведущий: Ну что ж продолжим нашу прогулку. Перешли мы речку Монастырку и слева…
Владыка Назарий: И с левой стороны у нас есть храм, который до сих пор нам не передан, и это один из тех объектов за который я не прекращаю бороться и не оставляю попыток все-таки вернуть его в лоно Русской Православной Церкви – это Благовещенская церковь, ныне Музей городской скульптуры. И, собственно говоря, почему? Казалось бы, у нас есть много мест для молитвы. Но! Благовещенский храм — двухэтажный, и второй этаж освящен в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, нашего покровителя. Получается, что в день памяти Александра Невского у нас не будет престола? Это говорит о том, что на престольный праздник мы не имеем права, ведь здесь, где когда-то был престол Александра Невского, сейчас находится Музей городской скульптуры. И поэтому для нас это принципиальный вопрос, чтобы Благовещенская церковь была возвращена Лавре.
Нам возражают, говорят, что это усыпальница, и мне даже как доказательство приходится показывать журналы, где записано, что там практически каждый день совершалась Божественная литургия. Естественно, были панихиды по захороненным высоким особам,
которые покоятся на первом этаже этой церкви, в том числе Александру Васильевичу Суворову.
Я надеюсь, что сейчас мы проведем переговоры с Музеем городской скульптуры, с господином Тимофеевым. У нас уже есть несколько вариантов договора, о возобновлении богослужений в Благовещенской церкви, хотя бы периодических. И вот так, может быть, постепенно мы сумеем… Даже сама церковь в каре находится. Пришлось музею выделить ее отдельным заборчиком – ну как же это оторвешь от нас?! И поэтому я надеюсь, что все-таки как-то справедливость восторжествует, и Благовещенская церковь будет передана под наше управление.
Да, есть возражения, что это теперь музей, и к нему должно быть другое отношение. Хочу отметить, что Лавра на сегодняшний день имеет хорошие возможности, чтобы соблюсти требования и музейного характера, и того, чтобы там ежедневно звучала молитва. Потому что люди, которые захоронены там, они с той целью и желали там упокоиться, чтобы каждый день поминались они, и возносилась по ним молитва.
Так что это единственный объект из каре, который на сегодняшний день нам не принадлежит.
Ведущий: Да, и эта церковь сейчас не имеет церковного облачения внутри?
Владыка Назарий: Нет, ни иконостаса, ничего другого. К сожалению, та реставрация, которая была проведена – она не очень качественная. Мы с этим столкнулись, когда случилась протечка в так называемой «палатке», пристроенной при церкви, увидели, как небрежно все было сделано. Ну, это знаете – Бог судья.
Ее внешний вид сейчас тоже оставляет желать лучшего. И мне немного больно, потому что мы, например, сейчас приводим в порядок лаврские фасады, а Благовещенская церковь к 300-летию, к сожалению, не будет приведена в надлежащий вид. И хотя 15 лет тому назад там были проведены работы, но вы знаете, что такое 15 лет для Петербурга. Фасады надо делать снова. Но, увы, город не нашел средств на то, чтобы фасад Благовещенской церкви – Музея ныне – тоже был приведен в порядок.
Дальше, если продолжать наше движение в сторону Троицкого собора, там располагалась когда-то Духовская церковь, Святодуховская точнее, потому что она в честь Сошествия Святого Духа была построена. Она возникла по желанию владыки митрополита Михаила (Десницкого), который до ее освещения, к сожалению, не дожил. Это была тоже известная церковь, которая, как и Благовещенская, до 1935 года оставалась действующей, и только в начале 1936 года она была закрыта. Это был последний объект в Лавре, который продержался так долго, хотя сама Лавра как монастырь в 1922 году была закрыта.
Святодуховская церковь была обезображена настолько, что, когда мы принимали решение восстанавливать ее или нет, сыграло свою роль то, что, собственно говоря, только две внешних стены сохранилось. И если бы мы ее начали восстанавливать, то это был бы сплошной новодел. К тому же, общественные условия требовали некой перепрофилированности, поэтому мы восстановили ее как Духовно-просветительский центр, который тоже на сегодняшний день необходим, и он тоже выполняет свою миссию. Конечно, она была очень удобна для того, чтобы там проводить отпевания. Например, в этой церкви отпевали Федора Михайловича Достоевского, и очень много достойных людей стояло внутри нее, и последнее напутствие в Царствие Небесное или же, как Господь определит кого, свершалось в этой церкви. Конечно, хорошо было бы ее восстановить, но с другой стороны насущные потребности в месте, где можно говорить о Боге, о Церкви, о человечности, тоже есть. И поэтому я благодарю владыку митрополита за то, что он благословил создание здесь нашего Центра.
Ведущий: Владыка, вот задачи этого Центра – Святодуховского…
Владыка Назарий: Если в первую очередь сказать, может быть, не о главной, но об очень важной задаче, то – это приветить и встретить там людей, которые еще не зашли в храм. Собственно говоря, миссионерская задача. Хотя там проводится очень много сугубо церковных мероприятий, но есть и общекультурные. Знаете, сейчас много говорят об отношениях Церкви и Культуры, об их соотношении, и если кто-то видит в этом противоречия, пусть приходит к нам в Духовно-просветительский центр, и там эта проблема будет легко решена. Люди, иногда ходящие вокруг да около храма и не могущие зайти в него, сначала приходят сюда, они видят, что мы нормальные люди, и потом уже заходят в храм. Так и реализуется миссионерская деятельность нашего Центра.
Ведущий: Значит, там бывают и концерты, и выставки?
Владыка Назарий: И выставки бывают, постоянно. Даже сейчас там проходит уникальная выставка одного человека из Крыма. Он иконы, как ни странно это звучит, по типу макраме делает. Человек получил инсульт, который не позволяет ему работать руками. Он был действительно известный артист, а потом случилась беда, и то единственное, что он сейчас может делать рукой, которая у него практически не действует – он вяжет макраме и из этого макраме делает иконы. Это уникальная выставка и пример того, как человек при большом желании может победить даже вот такие серьезные недуги.
Фотовыставки очень часто проходят, конференции, исторические и культурологические встречи, клубы поэтов. У нас есть и песенная дружина – любителей авторской песни. На нашем сайте есть месячные планы, вы можете увидеть, сколько мероприятий в этом Центре проходит, он очень востребован. Так что приглашаем, у нас есть очень много интересного. Практически каждый месяц проходит концерт для блокадников, каждый четверг — кинолекторий, на котором мы показываем фильмы с нашего фестиваля христианского кино, который вот уже шестой год будет проводиться. Священник до и после фильма беседует со зрителями на разные темы: о чем фильм, что люди смотрели и как правильно к этому относиться и т.д. Это действительно очень интересная и насыщенная работа, и поэтому я сейчас абсолютно не сомневаюсь, что мы приняли правильное решение, и Владыка благословил его: не воссоздавать новодел Святодуховской церкви, а открыть Духовно-просветительский центр. Это очень важно.
Ведущий: Итак, Владыка, где-то рядом, насколько я знаю, и кельи монахов?
Владыка Назарий: Да, сразу же за бывшей Святодуховской церковью идет и Духовской корпус, братский, хотя и не только братский – братии не так много, чтобы занять весь корпус. На первом этаже у нас находится известная в течение вот уже 15 лет иконописная мастерская, две паломнические гостиницы. Еще есть помещения, которые занимает епархиальная служба – это знаменитый монастырский хлеб, хотя он и не является монастырским. Это хлеб, который печет епархиальная пекарня. Но хлеб – это задача дополнительная, потому что основная задача этой пекарни – просфоры, которые используются для Божественной литургии, ну а хлеб это уже так, попутно, что остается. Это первый этаж. На втором этаже – братские кельи. Есть там еще один небольшой храм, который для нас является домовым храмом и освящен в честь наших бывших насельников Иннокентия и Софрония Иркутских Святителей. Он же является таким своеобразным «полигоном» для обучения молодых иконописцев фресковой живописи, поэтому он долго строится, но уже скоро мы его откроем. Желающие смогут посмотреть на него по специальному прошению, поскольку это все же домовый храм.
Ну и, конечно, дальше расположен главный храм Лавры — Троицкий собор – где почивает наша основная святыня – мощи Александра Невского. Там есть так же многие почитаемые иконы, и основная из них – это икона Невской Скоропослушницы, известная в городе икона, которая обрела свое собственное имя. Сейчас в соборе уже второй раз проводятся и
внутренние и внешние реставрационные работы. В нем будет свершаться основная Божественная литургия 12 сентября 2013 года, которая будет проходить с участием Святейшего Патриарха в празднование 300-летия. Поэтому мы просим своих прихожан сейчас простить нас, иногда даже во время богослужения приходится вести какие-то работы, и не всегда бывает тихо. Но нареканий не возникает, люди у нас понятливые, хотя, заходя в собор, конечно, многие стремятся к тишине, и вдруг – ремонт и реставрация. Мы просим прощения за это у наших уважаемых и паломников и туристов, за эти временные неудобства.
Ведущий: Владыка, вы уже отмечали, что разные времена бывали у монастыря, времена запустения и, что называется, оккупации совершенно сторонними организациями. В связи с этим многие реликвии попали, в лучшем случае, в музеи?
Владыка Назарий: В лучшем случае. Даже если взять не святыни, а то наполнение Древлехранилища, которое было. Ну, например, что там хранилось? Это был монастырский музей. Ни княжеская шапка Александра Невского, ни его мантия, ни та кровать, на которой прятался от своих сановников император Петр I, ни те подарки, которые делались для игумена монастыря – ничего не сохранилось, все исчезло бесследно.
Часть интерьера Лавры сейчас есть в Эрмитаже. Там, конечно, самое известное – это серебряная рака Александра Невского, которая была подарена Лавре как вместилище бесценного сокровища – мощей святого князя. И, например, малахитовая сень, которая была над плащаницей… Там много чего есть еще.
Однако, несмотря на потери, сейчас уже собор обрел свой вид. Кроме того, у нас есть еще около 15 картин и икон, которые были переданы Лавре во временное пользование, и мы каждый год за них отчитываемся, поддерживаем в порядке, и сейчас, когда идет реставрация, допустимую для них реставрацию мы тоже ведем – не такую глубокую как в музеях, конечно. Почистив их от копоти и от пыли, мы снова водворяем их на свои места. Эти картины и упомянутые предметы интерьера – они были специально для собора созданы в свое время. Так что вот так вот выходим из положения.
Ведущий: Владыка, вы уже сказали, что при монастыре существует иконописная мастерская. Кто работает в этой мастерской? И какие иконы пишутся сейчас? Какой традиции они придерживаются?
Владыка Назарий: У нас сейчас два направления. Первое – это сугубо иконописное. Конечно, когда мы начинали и основали эту мастерскую, мы сразу приняли, что есть некий золотой период настоящей иконы – это примерно 16-17 век – когда древняя икона чуть-чуть сдвинулась уже в сторону так называемого Синодального письма. Но так как у нас все-таки Лавра Синодального периода, поэтому нам пришлось и второе направление открыть – это непосредственно Синодальное письмо, которое уже более, как говорится, западное. Я, например, считаю, что правильно будет, если интерьер и иконы – кроме аналойных икон, которые могут быть в разных стилях разных эпох — будут совпадать по времени и по стилю с самим храмом. И поэтому, конечно, у нас, например, все новомученики, фотографии и живописные изображения которых сохранились, изображены в синодальном письме. Вот таких два направления у нас имеются.
Наши иконописцы, естественно, работают в сугубо иконописном стиле, даже если пишут для других мест — у нас довольно плодотворные ребята, они не только для Лавры пишут иконы. И наши иконы разошлись не только по России, но и за рубежом. Мне кажется, что очень хороший выработался стиль. У нас замечательный руководитель мастерской, сам выпускник Академии Художеств. Реставраторы у нас тоже замечательные, просто классные реставраторы, и поэтому мы не боимся за состояние тех раритетов, которые у
нас есть, потому что мы ведем постоянный надзор за ними, и проводим профилактические работы по сохранению живописи и т.д.
Ведущий: Продолжим нашу радиоэкскурсию?
Владыка Назарий: Да, да
Ведущий: Выйдем из собора…
Владыка Назарий: Выйдем из собора, и если мы повернем налево, то там сразу увидим второй корпус — Федоровский. Ныне там располагается совершенно новая трапезная. Когда-то монастырская трапезная была просто великолепна, и она находилась в ныне Митрополичьем корпусе. Там сейчас приемный зал Владыки митрополита. Нам же пришлось из крипты собора, где трапезная была в приходской период, перебраться туда, где был когда-то зал кавалеров Ордена Александра Невского. Хочу просто замечание сделать, что над входом в Троицкий собор находится знак Ордена Александра Невского. У нас в России несколько орденских соборов – Троицкий собор как раз является орденским собором кавалеров Ордена Александра Невского. И вот где ныне находится трапезная, там когда-то был кавалерский зал. В память о том, что он там был, в галерее, которая примыкает к нашей трапезной, мы вывесили списки кавалеров Ордена Александра Невского – правда лиц духовного звания, потому что очень много иначе надо было бы вывесить. Еще есть имена некоторых избранных кавалеров этого Ордена, которые там висят на специальных досках, каждый может ознакомиться и вернуться к тому времени, когда там был такой зал.
На втором этаже корпуса есть довольно вместительные паломнические гостиницы, на первом этаже, помимо трапезной, сейчас размещается ювелирная мастерская, но мы сейчас заканчиваем новое помещение под Исидоровской церковью, куда переедут мастерские. Так что корпус станет только братским.
В конце Федоровского корпуса находится Федоровская церковь. Федоровская она не по имени Федоровской иконы Божьей Матери, а по имени князя Феодора – это брат Александра Невского, и с самого начала храм был основан в его честь. Там мы тоже проводим активные реставрационные работы. Нашлось очень много живописи, приходится ее раскрывать – это очень трудная и долгая работа, много стоящая, потому что стены закрашены и заштукатурены.
Ведущий: Владыка, подходит к концу наша встреча, но не могу не отметить еще тот факт, что библиотека возродилась…
Владыка Назарий: Да, библиотека возродилась, в здании Ризницы и бывшего архива Лавры. В скором времени мы открываем там читальный зал. У нас сейчас не так много книг – примерно 15 тысяч, но комплектование идет постоянно, есть возможность расшириться до 30 тысяч. Библиотека в свое время была большая, но, к сожалению, была утрачена бесследно, сохранилось только несколько книг с нашим старым библиотечным штампом.
Так что, да, скоро будет открыт свободный доступ для людей вот в такую нашу богословскую библиотеку. Есть библиотека в Духовной академии, но она недоступна, поскольку это закрытое учебное заведение, а у нас будет открытая, пусть и небольшая, но со вкусом подобранная.
Ведущий: Итак, впереди 300-летний юбилей Александро-Невской Лавры. Что связываете лично Вы с этим юбилеем?
Владыка Назарий: Когда-то я был настоятелем Коневского монастыря, и там праздновал 600-летие со дня его основания. И, когда уходил последний корабль от острова Коневец, я сказал: «Господи, не дай мне больше никогда праздновать еще какой-то юбилей!» Тут, наверное, Господь услышал, может быть, мою неискренность, и послал мне еще один юбилей. Там было 600 лет, тут 300, но там остров, а тут – город. И поэтому, вы знаете, с одной стороны — это очень почетно жить и осознавать, что когда-то в твое наместничество был такой юбилей, но это так же действительно очень сложно, очень много трудов. Но, я надеюсь, что Господь мои труды зачтет за молитвы. Я очень часто говорю своей братии о том, что «вы молитесь получше, я за вас буду все делать, может быть, Господь зачтет мне мои труды по кирпичам, по цементу, по реставрации за молитвы».
Ведущий: Владыка, я благодарю вас за участие сегодня в нашей программе, что Вы нашли время встретиться с нашими слушателями. Всех благ Вам и братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
Владыка Назарий: Спасибо вам большое. И я хотел бы выразить благодарность всем людям, которые несмотря на то, что так много храмов стало в Петербурге, Лавру не оставляют. Мы с радостью ждем вас всех, и простите, что у нас сейчас такие неудобства, это все преходящее.
Ведущий: Итак, уважаемые слушатели, сегодня в нашей программе в преддверии 300-летнего юбилея Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры принимал участие наместник Александро-Невской Лавры епископ Выборгский Назарий. Спасибо, Владыка
Владыка Назарий: Спасибо Вам.
Ведущий – Николай Болоцкий