Известный священник возмущен позицией директора Эрмитажа …
«Музейщики придерживаются ложного идеологического подхода, который направлен только на то, чтобы не вернуть Церкви её святыни. Всегда нужно смотреть на изначальное предназначение предмета. Икона изначально предназначена для того, чтобы перед ней верующие возносили молитвы Богу, испрашивали благодать Божию и благословение на все свои земные дела. Икона, как говорил отец Павел Флоренский, это «окно в иной мир», она помогает верующему человеку собраться, сконцентрировать свои чувства, волю, энергию и всем сердцем, всей душой обратиться к Господу или Пресвятой Богородице, либо к святым. Существует огромное количество чудотворных икон, через которые Господь являет милость свою людям. Он посылает исцеления, укрепляет духовные и душевные силы, помогает людям переносить житейские невзгоды и идти по пути духовного возрастания, по пути навстречу к вечной жизни. Когда икону изымают из храма, места, где собираются верующие, по слову Господа «Где двое или трое собраны во Имя Мое там Я посреди них», то она утрачивает свой сакральный смысл и теряет своё предназначение», — заявил в интервью «Русской линии» руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз , комментируя заявление директора Эрмитажа о том, что иконе не обязательно находиться в храме.
«Иконы необязательно должны находиться в храме. Они находятся в домах», — пишет в статье «Атаки на музейный фонд» М.Пиотровский, опубликованной на сайте «Санкт-Петербургских ведомостей». «Можно ставить другой вопрос: не передать ли часть вещей и икон из церкви в музеи? Передать то, что имеет широкую ценность и не имеет большой сакральной ценности. Классический пример — украшение гробницы Александра Невского. В течение долгих лет она стоит в Зимнем дворце — памятнике русской государственности. В ней нет мощей. Это громадное серебряное сооружение, выполненное в виде военных трофеев, с изображением сражений и битв, тоже является памятником русской государственности. Почти сто лет она выполняет свою роль в музее. Эта роль более значима, чем роль в качестве украшения гробницы. Эрмитаж дважды спасал ее от переплавки именно как памятник культуры и истории», — отмечает он.
Напомним, что участники конференции «Александр Невский — Имя России» выступили с Обращением о возвращении Свято-Троицкой Александро-Невской лавре отобранных святынь . В Обращении участники конференции требуют возвращение раки Александра Невского, изготовленной специально для хранения его честных мощей, которая находится до сих пор в государственном музее «Эрмитаж». Между тем, Михаил Пиотровский в интервью программе «Вести — Санкт-Петербург» предложил Лавре изготовить для себя копию раки, а подлинник оставить в Эрмитаже.
«Мы все время слышим слова «имущество», «собственность». Гораздо реже слово «святыни». Формально речь и идет о собственности, в последнее время об облегчении передачи этой собственности Церкви. Музейные вещи до сих пор передавались Церкви решением министерства.Теперь готовится закон, который должен облегчить процедуру . Не понимаю, зачем? Всякая передача в собственность должна быть осложнена, для того чтобы не произошло ошибки. Для этого в законах есть множество препон. Как в религии существует множество правил, чтобы человек не совершил большой ошибки», — пишет директор Эрмитажа.
«Непрерывные атаки на музейный фонд, кампании по очернению музеев и музейных хранителей сопровождаются призывами навести порядок. Напомню: именно таким наведением порядка в 1920-е годы назывался учет церковных ценностей. Вслед за учетом сразу последовали конфискации. Это может звучать кощунственно, но церковная атака на музеи не первая. Она последовала за требованием отдать вещи, вывезенные из Германии после войны», — пишет Пиотровский. По его словам, «передача музейных вещей Церкви — не вопрос справедливости. Это совершенно новая ситуация». «По существу, — продолжил он, — Церковь используется для новой атаки на общественное культурное достояние, для вывода его из общего пользования. Это вызывает глубокое сожаление и может нанести урон самой Церкви, возродив самые печальные стереотипы, связанные с ее образом в русской истории и культуре. В какой-то мере они явились причиной русской революции, от которой сама Церковь и пострадала. Когда у нас начинают говорить о православной общественности, простите, но всякий русский интеллигентный человек вспоминает, что это не Церковь, а что-то совсем другое…»
«Икону в первую очередь надо рассматривать как духовную святыню, — подчеркнул в своем комментарии иерей Алексий Мороз, — а уж во вторую очередь как культурно-историческую ценность. Ибо изначально икона создавалась для Богообщения, для молитвы, для благословения верующих людей. Мы знаем, что ряд первых икон были написаны самим евангелистом Лукой. Он писал их именно для их духовного совершенствования, для помощи в их молитве. Поэтому совершенно ясно и однозначно, что икона должна быть в храме и для молитвы. Высказывания Пиотровского являются просто атеистической отрыжкой из далекого прошлого. Он человек преклонного возраста и известной идеологической направленности, он духовно противостоит Православию и ненавидит его, но просто боится высказать и проявить это явно, потому что он знает, что действия власть имущих на сегодняшний день не направлены против Русской Православной Церкви. Но ему очень хочется вырвать святыни Православной Церкви и запереть их в какой-либо комнате, где бы они не говорили с верующими, не выполняли своей функции, не помогали духовному преображению людей».
«Мне приходилось быть в поездке по святым местам Германии и Франции, там, в католических соборах находятся величайшие святыни, но большей частью они лежат в запасниках. А некоторые из них, например, глава святого пророка Иоанна Предтечи, находятся в соборе, она замурована в стене и находится за решеточкой, и люди ходят как в музее, смотрят и проходят дальше. И святыни молчат. Они оберегают свою благодать. Когда приехала наша группа из 50 православных христиан, и я начал служить молебен около этой великой святыни, почувствовалась благодатная энергия, сила Божия, которая излилась на всех присутствующих. Это стали ощущать все находящиеся в соборе католики. Они стали подходить, пытались прикладываться, подражая нам. Святыня заговорила. Она по молитве стала изливать благодать на присутствующих людей», — вспоминает отец Алексий.
«То же самое и в музеях иконы, святыни стоят и молчат, потому что к ним нет молитвы, они не изливают свою благодать. Они не являются проводником из иного мира на нашу грешную землю. В музее иконы — это просто обычные изображения. Поэтому удержание святынь, которые издревле принадлежали Православной Церкви, которые всегда являлись неотъемлемой её частью, атрибутом нашего церковного богослужения, просто преступление. Заявление Пиотровского я воспринимаю как выпад против Русской Православной Церкви, против её духовности, а значит, против русского народа, нежелание дать ему возможность вернуться к прежним историческим и культурным традициям, а значит возродиться. Что касается раки святого Александра Невского, то заявление Пиотровского просто вопиющее безобразие, вопиющий произвол с его стороны. Рака была предназначена для хранения мощей великого русского святого, создавали её всем миром из любви к Великому князю, в благодарность за его действия, за его духовную помощь, которая проистекала с момента его смерти. Эта гробница исполнена благодати, которая находилась в мощах Александра Невского. Она должна быть возвращена в Церковь, постоянно находиться в Лавре, чтобы верующие могли припадать к ней, благодарить, прикладываться. Рака должна осуществлять то, для чего была создана, для хранения мощей великого святого. Поэтому все, кому ненавистно Православие, русский дух, наша история будут всячески противодействовать возвращению святынь Церкви и под различными уловками, разглагольствованиями, пустословиями пытаться не дать свершиться этому великому и справедливому акту», — считает иерей Алексий Мороз.