13 апреля 2010 г. в Радоницу братчики Александро-Невского братства соберутся на панихиду, посвященную памяти русских воинов — героев Порт-Артура и адмирала Макарова. На митинг и молебен у иконы Божией Матери Порт-Артурской приглашаются православные соотечественники, в чьих сердцах не умолклкла горечь неисполненного когда-то обета. Воля Божией Матери, не исполненая однажды русским командованием, и небрежение к святыне привели к поражению России в Русско-японской войне и дальнейшим последствиям. Именно так объяснял произошедшее святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Мероприятие начнется в 17-00 и будет проходить у памятника «Стерегущему» в Александровском парке у м. «Горьковская»
Торжество взбранной воеводы
Божия Матерь явилась в 1903 году простому старцу-матросу именем Феодор. Это был один из последних живых участников славной Севастопольской обороны, награжденный Георгиевским крестом. Лучшие годы своей жизни воин отдал государевой флотской службе, плавал под начальством Нахимова, прошел всю Севастопольскую страду, был тяжело ранен, чудом остался жив…
11 декабря старец-матрос пришел в Киево-Печерскую лавру и поведал братии о своем чудесном видении. В одну из ночей «старик-матрос был разбужен необычайным странным шумом, как бы от сильного ветра. Проснувшись, он увидел следующее: Божия Матерь, окруженная ангелами во главе с Архистратигом Михаилом и Архангелом Гавриилом.
Она стояла на берегу какого-то морского залива спиною к воде. В руках Ее был белый плат, окаймленный голубой каймой, а посреди полотна был изображен Нерукотворенный Лик Спасителя… На берегу залива в тумане был виден город в огне; на этот город и были обращены взоры Владычицы, благословлявшей его Нерукотворенным образом Спаса. На престоле славы восседал Господь Саваоф, окруженный ослепительным сиянием. Богородица попирала своими стопами обоюдоострый обнаженный меч.
Потрясенный всем виденным, старик-матрос испытал сильнейшее смущение, но Матерь Божия, ободрив его, сказала: “России предстоит очень скоро тяжелая война на берегах далекого моря, и многие скорби ожидают ее. Изготовь образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство”.
В Киево-Печерской лавре повествование старика-севастопольца вызвало настороженное отношение. Но прошло чуть более месяца, и о явлении Божией Матери заговорили не только в Киеве, но и по всей России.
В ночь на 26 января 1904 г. нападением японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре началась Русско-японская война.
Война напомнила о повелении Божией Матери написать Ее икону.
Богомольцами спешно был учрежден специальный Комитет, который постановил: дабы соблюсти между жертвователями полное равенство, принимать от каждого лица ровно по пять копеек – ни больше, ни меньше! Когда количество жертвенных пятаков достигло 10000, сбор денежных средств был прекращен. Работу решено было доверить известному киевскому живописцу П.Ф.Штронде.
Работа продолжалась около четырех недель, и почти все это время возле художника безотлучно пребывал ветеран-севастополец. Ночное свое видение старик помнил на удивление точно, и такой же точности требовал он теперь от иконописного мастера. Порою, не в силах объясниться словами, старик молча забирал у Штронде карандаш, и тогда художник с изумлением видел, как натруженные и скрюченные пальцы матроса вдруг обретали поистине профессиональную легкость и свободно скользили по рисунку, нанося без видимых усилий тончайшие штриховые контуры…
На шестой неделе Поста художник работу закончил.
На Страстной седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен по железной дороге в Санкт-Петербург для последующей доставки в Порт-Артур.
Явление Порт-Артурского образа стало особым знамением Богоматери всей России в начале ХХ века.
Матерь Божия явилась, держащей на воздетых горе руках плат с изображением Нерукотворного Лика Спасителя. Необходимо помнить, что этот образ имел особое значение в русской истории. Он укреплялся обычно на крепостных вратах русских городов как некий духовный щит. Икона Нерукотворного Спаса выполняла также роль воинского стяга. До Петра Первого у русской армии не было специальной геральдической символики. Воинские знамена заменяли иконы. Русские войска под предводительством Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Третьего, Дмитрия Пожарского сражались под стягом Спаса Нерукотворного. Икона укреплялась на древке и становилась воинской хоругвью. Спас Нерукотворный исстари осенял христолюбивое русское воинство на полях битв.
В одном из главных церковных песнопений Матерь Божия именуется “Взбранной Воеводой”, но ни на какой другой иконе Она не представлена в такой полноте именно Воеводой как на Порт-Артурском образе. Матерь Божия со Спасом Нерукотворенным в Своих пречистых руках явилась как Взбранная Воевода русского воинства. Эта икона стала откровением о том, что Божия Матерь, как и в древние времена, Силою Лика Своего Сына попирает земные мечи, воюющие против Святой Руси.
Матерь Божия в начале ХХ в. вознесла исконное русское знамя – Лик Спасителя, напомнила русскому воинству о его христолюбии.
Однако не только предстательством русскому воинству ограничивается смысл этой иконы. Лик Пречистой обращен не только к внешним врагам России. Икона останется непонятой, если не увидеть, что Матерь Божия не только является, но и являет всей Руси Нерукотворенный Лик Христа Спасителя. Воздевая плат с Ликом Спасителя, Божия Матерь обращает его и к Самой России, ко всему русскому обществу, которое в то время поколебалось в Христовой вере.
Этот образ стал воплощением русской симфонии, неразрывности Церкви и Отечества.
Увидит ли Россия сие знамя Божией Матери? Обратит ли свой взор к нему?
Порт-Артурская икона стала единственным образом, где Матерь Божия изображена не с Богомладенцем, но с Прославленным Господом. Подобной иконографии Православная Церковь прежде не знала.
Эту икону можно воспринимать не только как икону Богородицы, но в то же время как икону Спасителя. Знаменательно, день празднования на Дальнем Востоке иконе установлен 16 (29) августа — на праздник Спаса Нерукотворного.
Икона стала первым явленным образом ХХ века, названного ныне по его прошествии веком Русской Голгофы. Ознаменованный в начале явлением Богоматери, он стал веком Ее славы. Как ни странно прозвучит, но именно в ХХ веке Божия Матерь явила Свою славу, как ни в какое другое время. Никогда еще в истории не было явлено столько откровений, знамений, чудес Божией Матери, как в ушедший век Русской Голгофы… Но где же должна быть Пречистая, если Ее Сын распинается на Кресте? Как некогда Матерь стояла у Креста на горе Голгофе, так Она не отступила и от Русского Креста в ХХ веке. Молитвенный покров Божией Матери над Россией в ХХ веке – великая тайна и великое чудо Божией Милости.
Закончился этот век также чудесным явлением икон Божией Матери: Свято-Крестовской, «Воскрешающей Русь», «Спасительницы России».
Если мысленно составить все образы Божией Матери, явленные в ХХ веке, включая начало Царствования Николая Александровича, получится удивительный новый иконостас Богородичных образов: Валаамская “Победотворная” икона, Порт-Артурская “Торжество Богородицы”, Коломенская “Державная”, Леушинская “Азъ есмь съ вами и никтоже на вы” (“Спасительница России”), Свято-Крестовская. Если же эти явления зримо представить на карте России, то открывается удивительная картина: на Западной стороне просияла Валаамская Богоматерь, на Востоке – Порт-Артурская, на Юге – Свято-Крестовская, на Севере – Леушинская Богоматерь, а в Центре на престоле – Державная Владычица Святой Руси. Явленные иконы образуют крест, осеняющий многострадальную Россию.
Матерь Божия перекрестила Русь, оградила ее с четырех сторон, как стеной нерушимой, четырьмя Чудотворными Образами и сохранила от злобы и погибели Антихриста в последний век. Иначе трудно понять и объяснить, как могла спастись Русская Земля от великой напасти сатанинской.
Но вступив в XXI век, мы не должны забыть благословения и повеления Пречистой. Ведь Божия Матерь Порт-Артурская повелела, чтобы Ее образ был утвержден на самой дальней окраине России – в Порт-Артуре, на берегу Желтого моря. Но русское общество, тогда не спешило исполнить волю Богородицы. Икона долго оставалась в Петербурге. Затем ее держали во Владивостоке. Только через год после видения явился герой, который взялся доставить образ в осажденную крепость. Когда икона была уже недалеко от Порт-Артура, командование не проявило должного упования на помощь Пречистой, не дождалось Ея пришествия и сдало крепость.
Воля Божией Матери не была исполнена. Эта история оставила тяжелый след в русском сердце. Именно небрежением к святыне объяснял поражение России в Русско-японской войне святый праведный Иоанн Кронштадтский. Не случайно существует предание о том, что сорок матросов из осажденного Порт-Артура после сдачи города дали обет принять монашество и затем уехали на Соловки и там приняли постриг.
Однако никто не отменял и не может отменить повеление Божией Матери. Ведь икона, именуемая Порт-Артурской, еще ни разу не побывала в этом месте.
100-летие явления Порт-Артурской Божией Матери, отмечавшееся в 2003 году, напомнило о неисполненном обете. Вновь, как и прежде, именно в Петербурге нашлись подвижники, которые решились доставить икону в Порт-Артур. Эта идея родилась в 1993-м – в год, когда по улицам Москвы прошли танки. Не многие знают, что перед самой трагедией октября 1993 года в здании парламента была устроена выставка современных икон. На ней был представлен список с Порт-Артурской. Тогда и вспомнили, что этот образ явился 90 лет назад и до сих пор так и не был доставлен в Порт-Артур.
Иконописец Михаил Осипенко, потомок святителя Феодосия Черниговского, решил сделать список мера в меру специально для того, чтобы исполнить волю Божией Матери. Работа над большой иконой длилась с перерывами почти 10 лет и завершилась в феврале 2003 г. К этому времени возникла группа единомышленников, которая объединилась вокруг этой идеи. Понятно, что ее воплощение связано со многими сложностями – духовными, финансовыми и даже политическими, ведь г.Порт-Артур в настоящее время называется Лю-шень и находится на территории Китая. Однако на всех уровнях и во всех коридорах эта мысль встретила неожиданное понимание и поддержку. Был составлен подробный маршрут, специально для этой цели приобретена машина – новый “Соболь”, получена поддержка МИДа России. На патриотическую идею откликнулись благотворители. По благословению митрополита Владимира икона была освящена в Никольском морском соборе г. Кронштадта – именно отсюда выходили эскадры Русского флота на защиту Порт-Артура. В день Державной Божией Матери икона была принесена в Мемориальную Квартиру св.Иоанна Кронштадтского, который благословил 100 лет назад доставить икону Божией Матери в Порт-Артур. Во время чтения Акафиста в Святой Квартире на лике Божией Матери выступили масляные капли.
На память всех преподобных Киево-Печерских (подлинная икона была написана в Киеве) 23 (10) марта образ был доставлен в храм св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова (Леушинское подворье) в С.-Петербурге. Здесь пред ним был совершен молебен о исполнении воли Матери Божией и благом путешествии сего Образа чрез всю Россию на самый дальний ее край. В течение 5 дней перед иконой совершался чин Неусыпающего Акафиста – всего было прочитано 40 Акафистов Божией Матери. В путь всея Руси икону проводили 14 (27) марта на праздник Феодоровской иконы Божией Матери – покровительницы русской государственности. Образ посетил Первопрестольную, Дивеево, Екатеринбург, Омск, Томск, Читу, Приамурье и прибыл на границу с Китаем. На русском кладбище в бывшем Порт-Артуре пред ним должна была отслужена панихида о всех погребенных русских воинах, ожидавших в осажденном городе Матерь Божию, и молебен о Спасении России.
Да исполнится воля Матери Божией, да возсиет Ея Явленный Образ над Святой Русью, да торжествует Пречистая в Земле Русской, являя всем людям Чудотворный Лик Христа Спасителя.
Протоиерей Геннадий Беловолов, Санкт-Петербург