«Эту проблему надо решить как можно скорее»

Как сообщалось, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи выразил возмущение в связи с тем, что Благовещенская церковь Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге до сих пор не возвращена Русской Православной Церкви.

О причинах такой ситуации и о необходимости передачи церковного имущества верующим рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный петербургский философ, заведующий кафедрой философской антропологии и истории философии РГПУ им. А.И.Герцена, академик Российской Академии образования, доктор философских наук, профессор, лауреат премии Президента РФ за книгу «Русская духовная философия» (2002 г.) Александр Аркадьевич Корольков.
 
Александро-Невская Лавра – это духовный исток Петербурга, его сердце. Фактически, вся духовная жизнь Петербурга столетиями вращалась вокруг этого духовного очага, Лавра во многом определила духовную судьбу и Петербурга, и России.

Понятно, что Благовещенская церковь занимает совершенно особое место в истории Лавры и это должно быть не просто прошлое: сердце должно биться, остаться живым. Напомню, что речь идет о старейшем из существующих двухэтажном храме Петербурга, построенном в 1717-1724 годах под руководством Д.Трезини. На нижнем этаже – Благовещенская церковь, а на втором этаже – церковь во имя святого князя Александра Невского. Верхний храм был освящен 30 августа 1724 года в день перенесения мощей из Владимира в Петербург. До 1790 года рака с мощами святого князя находилась в этом храме. Ныне возродилась традиция крестного хода от Казанского собора до Александро_Невской Лавры в память о великом русском воине и святом. Тем печальнее сознавать, что храму до сих пор отказано в праве быть местом молитвы и паломничества. Мне довелось участвовать в молебнах перед входом в Благовещенскую церковь. Это выглядит странно для Петербурга – собрались петербуржцы и гости города, владыка Назарий совершил молитву по поводу возрождения Благовещенского храма, но происходило моление перед запертыми дверьми храма.

К сожалению, так сложилось, что история советского периода до сих пор не закончилась в отношении этих двух храмов. Я хорошо понимаю, что с точки зрения культуры очень важно сохранять музейные ценности, которые в данный момент уже много лет располагаются именно там. Это надгробия, архитектурные и скульптурные памятники и т.д. Но нельзя не согласиться с тем, что к могиле нашего великого генералиссимуса, полководца Александра Васильевича Суворова должен быть абсолютно свободный доступ, без музейных ограничений, что во все века после его кончины обеспечивал храм. Эта скромная надпись «Здесь лежит Суворов» должна отпечататься в сознании каждого школьника, каждого молодого человека, и, конечно, каждый должен иметь возможность прийти к могиле. Это будет еще одним шагом в духовном и патриотическом воспитании детей, молодежи.

Кроме того, если мы возвращаемся к нашим духовным истокам, то, конечно, около этой могилы надо иметь возможность помолиться. Поэтому у меня не вызывает сомнения, что храм должен быть возвращен Церкви. В конечном счете он будет возвращен, если не сегодня, то через какое-то время, но стыдно будет нашему поколению, если это не случится сейчас. Потомки будут благодарны тому, что такое событие в истории произойдет именно в наше время.

Я думаю, что власти смогут решить вопрос, связанный с получением музеем достойного помещения. Понятно, что музею предпочтительнее сохраниться в центре города. Наверное, это вполне решаемый вопрос, и он не должен быть препятствием к тому, чтобы историческая справедливость восторжествовала, и храм оставался храмом, а музей оставался музеем. Повторю: музей должен найти свое достойное место.

Наша современная городская власть ориентирована на возрождение духовных ценностей Православия, на возрождение храмов, памяти наших великих предков, и проблему полнокровной жизни Благовещенского храма и храма Святого Александра Невского с их святынями, в том числе поклонения могиле великого Александра Васильевича Суворова, надо решить как можно скорее.