«Русская народная линия» в рамках цикла «Слово архипастыря» готовит интервью с правящими архиереями Русской Православной Церкви. На наши вопросы уже ответили Предстоятель РПЦЗ митрополит Иларион, митрополит Минский Филарет, митрополит Владивостокский Вениамин, архиепископ Южно-Сахалинский Тихон и другие. Сегодня представляем вниманию читателей интервью корреспондента РНЛ Анны Бархатовой с наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископом Кронштадтским Назарием.
Ваше Преосвященство, 3 марта 2015 года исполнилось 30-лет Вашего служения в священном сане. Почему Вы решили стать священнослужителем? Как Вы приняли это решение?
Я родился на Черкащине в 1952 году, во времена Сталина, потом пришла пора хрущевской «оттепели». Наш край в религиозном отношении считался богатым, поэтому советская власть обратила на него особо пристальное внимание. После того, как «представители трудового народа» разобрали храм в нашем селе, осталась практически одна на район действующая церковь, стоявшая в соседнем селе. У меня в семье никогда не было священников, правда, по маминой линии дедушка был церковным старостой. Отец не был атеистом, но война отложила на нем отпечаток особой суровости. Вообще среди родни рьяных атеистов не было. Семья жила традиционным крестьянским укладом.
Мама была человеком церковным, старалась храм посещать, и я вместе с ней. До 2 класса я с мамой всегда в церковь ходил. А в 1960 году меня, второклашку, на Пасху поймали комсомольцы и сельские активисты и в школе выстригли крест на голове, чтобы дети имели возможность поиздеваться над верующим мальчишкой. И хотя мало кто из одноклассников мне досаждал, это оставило след в душе на всю жизнь. После этого случая мои свободные хождения в храм прекратились. В школе меня прозвали «святошей», в чем можно усмотреть промысел Божий, ведь когда много лет спустя меня постригали в монашество с именем Назарий, в этот же день праздновалась память прп. Николы Святоши, князя Черниговского.
Я всегда интересовался историей Церкви, а первые сведения о ней черпал из «Справочника атеиста» или «Забавной Библии» и прочих книг, читал между строк, старательно извлекая тексты в кавычках, выдержки из Священного Писания. Еще в детстве, взяв такую атеистическую книжку в библиотеке, читал своей маме фрагменты Библии церковным речитативом. После окончания школы я поступил в Крымский сельскохозяйственный институт. Правда, хотел-то я овладеть другой профессией — врача, но, когда я узнал, насколько огромный конкурс в Симферопольский медицинский институт, поступать туда не решился.
Атеизм в курсе марксистско-ленинской философии я сдавал на «5», потому что знал все, о чем там рассуждается, из практической жизни. Как сейчас помню, на экзамене попался вопрос «народные традиции праздника Преображения Господня», я экзаменационной комиссии так красочно рассказал, как яблоки да виноград освящают, что мне сразу «отлично» поставили.
Свободно в храм я стал ходить только после переезда в Киев, уже после службы в армии. Сразу пошел петь в церковный хор. Параллельно трудился младшим, потом старшим научным сотрудником в ботаническом саду Академии наук Украинской ССР. Начал работать над кандидатской работой в области селекции. Наступили брежневские годы, наука стала никому не нужна, все усилия агрономов пропадали втуне. В 1981 году у меня созрело решение поступать в Духовные школы, хотя мне было уже около 30 лет. Я сознательно выбрал Ленинградские Духовные школы, так как тогда бытовало мнение: в Москве — молятся, в Одессе — работают, а в Ленинграде — учатся. Так я попал в город на Неве.
Как видите, никаких чудес в моей истории выбора жизненного пути нет, просто в детстве было посеяно Божье слово, которое в свое время проросло.
С 1997 года Вы являетесь наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. За это время Лавра преобразилась. Однако, к сожалению, многие проблемы до сих пор не решены. Лавре так и не вернули серебряную раку святого благоверного великого князя Александра Невского. Вопрос с передачей Лавре Благовещенской церкви очевидно затягивается. Какие еще проблемы требуют решения?
То, что Благовещенская церковь до сих пор не возвращена Александро-Невской Лавре — это важнейший и наиболее тревожащий меня вопрос. Благовещенская церковь — неотрывная часть лаврского ансамбля, кроме того, ее верхний храм освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского. Получается, что в Александро-Невской Лавре нет престола в честь ее небесного покровителя, потому что этот престол находится сейчас в ведении музея городской скульптуры. Нижний храм церкви освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы — этот церковный праздник фактический и символический день рождения Лавры, потому что первая служба в Троицком монастырском храме была на Благовещение в 1713 году.
Фасады Благовещенской церкви находятся в плачевном состоянии, ее внутренняя реставрация была проведена не на должном уровне. Кроме того, среди экспонатов на втором этаже церкви расположены лишь памятники и надгробия, принесенные туда с кладбищ — то есть, движимые «экспонаты». На первом этаже, действительно, существуют могилы и их надгробия — но ведь захоронили этих выдающихся людей все-таки в храме и именно поэтому их прах оказался тут. Никто из умерших не «мечтал» быть похороненным в музее. Когда речь идет о возврате храма, противники этого ссылаются на Закон о неделимости музейных фондов, им неважно, что под «музейными» плитами лежит прах великих людей России. Со стороны музейщиков даже звучали совершенно дикие рассуждения о том, что в случае переезда музея они должны будут «забрать с собой надгробные плиты», и сетования, что это потребует огромного количества денег. Оказывается, и в наше время можно рассуждать и делать так, как делали большевики-революционеры при разграблении Лавры, поругании храмов и создании из них музеев. Ведь многие надгробия в этот музей перенесены с могил, и поэтому многие захоронения известных людей затерялись. Те, кого хоронили в Лавре и лаврских храмах (что было чрезвычайно почетно) и родственники почивших — все были уверены в том, что эти могилы не зарастут тернием забвения, и об упокоении душ погребенных здесь людей будут молиться насельники монастыря. Я считаю, что не место могилам быть в музее, по-моему, это тихое кощунство. Поэтому я принципиально настаиваю на возвращении Благовещенской церкви монастырю.
Еще в 2013 году бывший вице-губернатор Василий Иванович Кичеджи во всеуслышание заявил, что вопрос с Благовещенским храмом будет решен. Нам жаль, что он теперь этим вопросом по долгу службы не занимается.
Недавно Музеем городской скульптуры были наконец-то выполнены капитальные работы по реставрации Лазаревской усыпальницы в лаврском Некрополе. Если говорить о восстановлении полной справедливости, то и Тихвинскую, и Лазаревскую кладбищенские церкви в принципе нужно передавать Лавре со всеми некрополями. Здесь захоронены выдающиеся люди, которые достойны почитания потомков и сугубой, монашеской молитвы.
В Эрмитаже находится не только серебряная рака благоверного князя Александра Невского, но и знаменитая «Малахитовая сень» из нашего Свято-Троицкого собора. В Русском музее к 1000-летию крещения Руси было взято для украшения интерьеров Свято-Троицкого собора 17 картин-икон, до переворота 1917 года принадлежавших Лавре, и теперь мы каждый год отчитываемся в их сохранности — они до сих пор не наши. Тем не менее за сохранность шедевров мы отвечаем, у нас достаточно своих специалистов-реставраторов, так что мы бережно ухаживаем за художественными ценностями. Не так давно мы возвратили одну из картин Угрюмова «Въезд святого благоверного князя Александра Невского в Псков» в Русский музей по их просьбе. При этом музей написал за свой счет точную копию этой картины и передал Лавре. Этот факт доказывает, что и музеи и Церковь могут находить компромиссы для взаимной пользы.
К 300-летию Лавры был подготовлен ряд новых книг, среди которых — альбом-энциклопедия «Во имя святого князя». Идея создания альбома принадлежит Вам, три года Вы собирали материал для этого уникального издания. Расскажите, чем дорога Вам эта книга?
К юбилею Лавры вышла первая часть энциклопедии «Во имя святого князя». Второй том выйдет в мае-июне текущего года. Сейчас в работе третий том издания.
Идея сборника зародилась давно, когда страна выбирала «Имя России». Я скептически относился к шоу «Имя России», но когда увидел участие в нем Святейшего Патриарха, решил, что сделаю все от меня зависящее, чтобы имя святого благоверного князя Александра Невского победило и задумался, как еще можно подтвердить его значение для России?
Не за горами великое событие — празднование 800-летия со дня рождения святого князя Александра Невского в 2021 году, которое будет проходить на общегосударственном уровне. Я в свою очередь обязательно хотел чем-нибудь почтить память великого святого. И пришла мысль узнать, сколько храмов во имя Александра Невского было и есть в России? Я стал собирать сведения о храмах, стоящих или стоявших на просторах русской земли — так родилась эта книга, первую часть которой мы уже издали.
Во второй части будут систематизированы сведения о храмах во имя Александра Невского на территории современных Белоруссии, Украины и во всем мире. В первом томе опубликованы данные о шестистах храмах, во втором томе — чуть меньше, а в третьем томе разместятся сведения об утраченных церквях, это будет своеобразный Мартиролог. Может быть, когда-нибудь у того, кто будет просматривать его страницы, родится желание отреставрировать или восстановить один из этих храмов.
Конечно, с такой масштабной работой невозможно справиться в одиночку, у меня есть помощники — около 120 человек мне помогали собирать фотоматериалы. Мы стремимся, чтобы этот трехтомник стал настоящей энциклопедией по храмам, посвященным великому благоверному князю Александру Невскому, нашему небесному покровителю.
18 ноября 2008 года Епархиальный совет и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир одобрили Ваше ходатайство о возрождении деятельности Александро-Невского братства. С того исторического момента прошло почти 7 лет. Что собой представляет Братство, чем оно занимается, какие перед ним сегодня стоят цели?
Мы возродили Братство в то время, когда началась интенсивная подготовка к 300-летию Лавры, и поэтому братчики не раскачивались, а сразу занялись живым делом. В работе люди знакомились, у них завязались дружеские, братские взаимоотношения. Основные направления деятельности Братства: организация музыкальных фестивалей, общественно-церковных мероприятий, Крестных ходов, работа с молодежью, помощь в восстановлении храмов.
Нам удалось зарегистрировать Братство как общественно-патриотическое движение и мы стали участвовать в конкурсах на получение грантов от Комитета по делам молодежи, Комитета по культуре. Присоединяя к ним наши небольшие средства, мы смогли проводить довольно представительные мероприятия международного уровня, в которых принимают участие представители не только России, но и Белоруссии, Украины, Германии и даже православные из Америки.
Так как я руковожу Братством, то всегда стараюсь, чтобы тот план действий, который мы утверждаем на год, был очень реальным, чтобы мы могли констатировать, что выполнено все из намеченного. К сожалению, в связи с известными событиями, наш бюджет сокращается, поэтому мы снижаем количество мероприятий, требующих значительных материальных затрат. То, что мы можем провести на базе Лавры, мы по-прежнему выполняем, но финансовая ситуация сложная — монастырь находится в затруднительном положении: работ по реставрации еще очень много. С юбилейного года за Лаврой остались большие задолженности, и мы благодарны людям, терпеливо ожидающим, когда мы с ними рассчитаемся.
Я считаю, что не только конкретное дело, но, прежде всего, соборная молитва объединяет людей, поэтому мы ввели в практику проводить раз в месяц совместное служение братской Литургии. Конечно, мы примем участие и в тех мероприятиях, которые посвящены 1000-летию святого равноапостольного князя Владимира. Продолжится работа на новом Никольском скиту Лавры в Кингисеппском районе. Этот проект называется «Сойкинская святыня». Братство проводит на юге России фестиваль авторской песни «Небо славян», в последние годы он проходил в Крыму. В Севастополе уже 7 лет стоит наш лагерь, братчики организовали Крестный ход от Бахчисарая до Симферополя. Мне кажется, что в событиях прошлой весны есть вклад и Александро-Невского братства, хотя бы крохотный, через этот фестиваль, связавший Крым с большой Россией.
1 февраля 2018 года будет отмечаться 100-летие со дня основания Александро-Невского Братства. Насколько нам известно, уже началась подготовка к празднованию юбилея. Какие юбилейные мероприятия планируется провести?
100-летний юбилей не должен проводиться одним днем, период подготовки — уже есть преддверие праздника. Установление доски на месте убиения первого священномученика протопресвитера Петра Скипетрова будет первым шагом в череде юбилейных мероприятий. Это трагическое событие в 1918 году стало одним из побудительных мотивов образования Братства.
Мы приступили к написанию программной иконы в честь собора всех лаврских святых, в планах написание иконы с изображением всех прославленных в лике святых братчиков Александро-Невского братства. Мы только начали собирать материалы для нее, ищем сведения о прославленных участниках Братства в других епархиях. Необходимо, чтобы все братчики, кто чем может поучаствовали в этом общем деле: и сбором сведений, и сбором средств. Поэтому в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (надвратный), где проходят братские Божественные литургии, будет установлена кружка, куда каждый сможет внести свою лепту.
Братчики активно участвуют в сборе артефактов и материалов для будущего лаврского музея по истории самой Лавры и по истории Православия в Санкт-Петербурге. У нас уже готово помещение, сейчас оно оборудуется стендами. Программа подготовки к юбилею Братства большая, дай Бог воплотить в жизнь задуманное.
С 2013 года в Санкт-Петербурге восстановлена традиция проведения общегородского Крестного хода от Казанского собора к Александро-Невской Лавре 12 сентября в честь перенесения мощей Александра Невского. Каково значение этого молитвенного шествия?
Участие верующих в Крестном ходе 12 сентября очень важно. То, что в прошлом году в нем приняло участие лишь около 20 тысяч человек — это мало для мероприятия такой значимости. Епархиальное управление призвало, чтобы в Крестном ходе участвовали не только петербуржцы, но все епархии Санкт-Петербургской митрополии.
Мне приходилось слышать пессимистические высказывания некоторых христиан в адрес самих же себя, когда видели количество мусульман, собирающихся вместе на Курбан-байрам. Мы хотим, чтобы православные видели, что нас на самом деле много — это придает силы. Люди считая себя слабыми и малочисленными, начинают бороться за выживание, часто впадают в агрессию и радикализм, а это признак слабости и страха за свою идентичность.
Цель крестного хода — очевидное свидетельство для самих верующих, что Православие есть ведущая конфессия среди христиан, а Санкт-Петербург — город православный. История показывает — когда православие процветало, то никаких проблем и у других христиан и религий не было, они жили мирно и благоденствовали. Как только начиналось принижение Православия, то начиналась межрелигиозная вражда и возникали кровавые конфликты.
К сожалению, почувствовать нам, православным, свою силу часто мешает наша же индифферентность. Если ты считаешь себя православным, так почему не придти и свидетельствовать об этом людям? Крестный ход — это проявление коллективного сознания принадлежности к Православной Церкви.
Кроме того, это традиция, установившаяся еще во времена императрицы Елизаветы Петровны. То, что 95 лет не было этого Крестного шествия и теперь нам удалось его возобновить — чрезвычайно важно, нельзя этим пренебрегать. Мы благодарны городским властям, лично Губернатору Георгию Сергеевичу Полтавченко за поддержку нашей инициативы, потому что для обеспечения шествия Крестного хода Невскому проспекту задействуется много различных ведомств и чиновников, без помощи города Лавре бы это сделать не удалось.
Хочется, чтобы мы проявляли этим Крестным шествием силу и правду Православной Церкви, которая есть оплот и защита и для других конфессий и традиционных религий в нашем общем мирном сосуществовании.
Владыка, Вы родились на Украине. Вероятно, Вы следите за тем, как уже второй год там не прекращается противостояние, вылившееся в кровопролитную гражданскую войну. В чем заключаются, по Вашему мнению, причины происходящего и как преодолеть это противоборство?
Каждый из священнослужителей, епископ он или иерей, является гражданином своей страны, и без политических предпочтений нам не обойтись. Но надо четко разделять позицию Церковную и сугубо политические взгляды, которые не всегда чисты в достижении своих целей. Я, как уроженец Украины, испытываю страшную боль от происходящей там трагедии. Думается, что с государственной стороны было неправильно оставлять Украину в одиночестве, «с глаз долой — из сердца вон». Конечно, сыграло роль то обстоятельство, что Украина исторически собрана в государственное образование искусственно. Она очень подвержена влиянию сильных стран, той же самой Америки и Западной Европы, которые много денег вложили в то, чтобы ориентировать Украину на запад. Еще Бисмарк говорил, что, если оторвать от России Украину, то она перестанет быть Империей, и некоторые делали для этого все.
Жаль, что прекрасную, плодородную, цветущую страну разрывают на части внутренние противоречия и внешние силы. Менталитет украинцев, особенно «западэнцэв», направлен туда, где Солнце заходит и мифологизирован представлением о сказочных благах, которыми осыплют их в Евросоюзе. А Россия, стремясь блюсти классическую демократию, храня право на независимость Украины, перестала реально являть себя братским народом.
Православная Церковь Украину никогда не оставляла, и Украинская Православная Церковь Московского Патриархата всегда находилась под попечением Святейшего Патриарха, исторически сложившиеся узы никогда не разрывались. Другое дело, что в то время, когда Украина изо всех сил боролась за свою независимость, насаждалось мнение, что единственное, что связывает Украину с Россией — это Православная Церковь. Тогда «борцы за независимость» постарались «подогреть» Михаила Денисенко, чтобы он возомнил себя Патриархом — это все дело политиков.
Украинская Православная Церковь Московского Патриархата сделала все возможное для сохранения своего единства, большинство приходов принадлежит ей. Положение Церкви осложняется информационной войной против самой России, нагнетанием истерии, под влиянием которой люди, лишенные подлинной картины происходящего, убеждены, что Россия напала на Украину. И можно сказать, что, к великому сожалению, информационная война проиграна, и проиграна в результате искусственно созданной информационной блокады.
Мне кажется, что Церкви наладить диалог с православными верующими на Украине все же легче, чем светским структурам, потому что у нас единая основа — Христос. Очень хочется верить, что мы будем вместе. Господь судил нам жить на одной земле, выйти из одной крещальной купели, питаться водами одних рек. Припять несет свои воды в Днепр из Белоруссии, Днепр течет из России — эти жилы животворящей воды нас связывают. Но кем мы будем — братьями или соседями, отгородившимися друг от друга забором? Бог благословил нас ходить по одной земле, и мы не должны утратить понимания того, что только политика и чужие интересы отделяют нас друг от друга, а на самом деле мы — единый народ.
Вы уже не первый год проводите фестивали, крестные ходы и другие мероприятия духовно-нравственной направленности, призванные духовно воссоединить трехсоставную Святую Русь — Россию, Украину и Беларусь. Запланированы ли какие-то мероприятия подобного плана в нынешнем году?
Для этой деятельности необходимо учитывать политическую и межгосударственную обстановку, которые складываются на данное время. Хотя у нас есть в Украине единомышленники, но открытые, явные контакты с нами могут повредить тем людям. Дружеские отношения мы продолжаем поддерживать, но не будем предлагать каких-то мероприятий, которые могут спровоцировать преследования участников.
Мы воздержимся от проведения некоторых, ставших уже традиционными, мероприятий на территории Украины до тех пор, пока там не восторжествует закон. Сейчас в Украине царит тотальная подозрительность, скоро, наверное, за один взгляд Харькова в сторону России будут сажать. Самое главное для церковных людей — не забывать молиться. Ежедневно в нашем соборе звучит молитва о мире на Украине, и не смотря на то, становиться ли там хуже или лучше, она должна быть настойчива. Святейший Патриарх Кирилл ни на одной службе эту молитву не опускает. Без Божьего вмешательства людям будет все труднее разобраться между собой.
В заключение нашего разговора хотелось бы попросить Вас обратиться с напутственными словами к читателям «Русской народной линии».
Сейчас мы приближаемся к концу Великого Поста. Крест поддерживает нас в этом шествовании, чтобы мы, взирая на него, помнили, что наш житейский крест неизмеримо легче того, который понес Сам Христос. Господь дает каждому крест по силам, и от нас зависит, отказываемся мы от него, или, собрав все силы, терпеливо его несем. Голгофский Крест никто из людей не смог бы понести, лишь один Богочеловек. И об этом напоминает Церковь людям, особенно во время Великого Поста. Все, что есть в нашей жизни — это крестоношение. Нам часто не хватает решимости, уверенности, что Господь нас не оставит. Пример Голгофской жертвы должен дать нам силы справиться с горькими обстоятельствами нашей жизни, и убежденности, что с Божией помощью мы все сможем преодолеть.