Епископ Назарий: «Сегодня иконоборчество тоже существует»

Наместник Александро-Невской Лавры о новой разновидности иконоборческой ереси: Вчера, 21 февраля, в неделю первую Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Выборгский Назарий (Лавриненко) совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Соборе Лавры, сообщил «Русской линии» заведующий Отделом по связям с внецерковными организациями Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и заместитель председателя правления Александро-Невского Братства Сергей Шаров. После чтения Евангелия владыка Назарий обратился к собравшимся со словами проповеди.
Напомнив, что праздник Торжества Православия был учрежден в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе, епископ Назарий отметил, что иконоборчество сохраняется до сих пор, но уже в другом более изощренном виде. «Икона становится чудотворной не потому, что она искусно написана, а от молитв и слез пролитых перед нею. Но почему сегодня музеи держатся именно за чудотворные иконы? В музеях есть множество списков чудотворных икон, которые нередко по технике исполнения стоят намного выше подлинника. Да, потому что до сих пор, к сожалению, работники музеев, осознавая или не осознавая, часто по инерции являются поборниками атеизма и иконоборческой ереси. Поэтому сегодня иконоборчество тоже существует, но под тем благовидным предлогом, что, не дай Бог, икона, оказавшись в храме, не будет храниться при надлежащей температуре, что, не дай Бог, за ней в храме не будут ухаживать, и что, не дай Господь, как говорят в Музее городской скульптуры, запах ладана разрушит камень. Такие изыски в области охраны памятников культуры на сегодняшний день выдвигаются как обоснования того, что ни в коем случае не надо возвращать Церкви иконы. Музейные работники предлагают нам писать списки с икон, хранящихся в музеях. Конечно, мы можем написать списки с чудотворных икон, тем более, что таких списков есть множество, но ведь им совершенно не понятно то, что именно намоленность этой иконы является главной причиной того, почему эта икона должна быть в храме. Почему так важна намоленность иконы? Потому что намоленная чудотворная икона, которая почиталась и триста и пятьсот лет тому назад, — это святыня многих поколений, которые уже давно ушли, которых нет, но их молитвы живут в этих иконах, и через эти молитвы мы чувствуем себя единым народом», — отметил наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

«Мне кажется, что государство понемногу начинает это понимать. Потому что чудотворные иконы и святыни — это одно из государствообразующих начал, ибо через них осуществляется то единство прошедших и нынешних поколений, без которого не может быть сильного государства. Мне кажется, что придет то время, когда из музеев будут возвращены практически все иконы, особенно чудотворные и почитаемые. Естественно, мы тоже переживаем за состояние этих святынь, которые были созданы Андреем Рублевым и другими великими иконописцами. Но почему-то считается, что если икона попала в Церковь, где одни лишь ретрограды и недалекие люди, то они обязательно ее уничтожат», — недоумевает владыка Назарий.

По его словам, «пока культура будет существовать только в Министерстве культуры и в некоторых заведениях, называющихся культурными, пока не придет понимание, что культура существует, прежде всего, в народе, и что иконы и святыни — это результат общей культуры народа, до тех пор и будет такое отношение».

«Как неожиданно мы перенеслись из VIII в XXI век? И это, потому что ничего не бывает преходящим и ничего не бывает совершенно новым, все повторяется, но только на другом уровне. Поэтому мы настоятельно рекомендуем заглядывать в историю, потому что в прошлом мы найдем то, с чем сталкиваемся сегодня, в нем мы найдем людей, похожих на нас, и, взирая на достижения и ошибки предков, мы сможем совершенствоваться и исправляться, если мы попали на кривой путь. Поэтому хочу пожелать всем нам, чтобы мы извлекали добрые уроки из истории и молились всем миром, всем православным народом, чтобы наши святыни снова обрели своих молитвенников для того, чтобы икона вновь стала окном в Царство Небесное, как назвал икону отец Павел Флоренский», — призвал наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Выборгский Назарий (Лавриненко).