7 декабря, в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошла конференция «Александр Невский — Имя России», организаторами которой выступили Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, правительство Ленинградской области, Александро-Невское Братство и деловое сообщество «Делорус», сообщает наш собственный корреспондент с места события.
Перед началом конференции наместник Александро-Невской Лавры викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Выборгский Назарий в сослужении духовенства отслужил молебен у мощей святого благоверного князя Александра Невского. После молебна владыка поздравил всех с прошедшим праздником и напомнил, что в Александре Невском мы должны видеть прежде всего святого, и только затем воина и политика.
Затем участники конференции переместились в Святодуховский центр, где начала работу конференция. Ее открыл епископ Назарий, который в своем вступительном слове отметил, что хотя на конференции собралось немного людей, но мы должны стать той закваской, без которой невозможно ни одно благое дело. Владыка Назарий выразил надежду, что государство включится в дело прославления Александра Невского, ведь без святого благоверного князя не было бы России в ее нынешних границах. Он пожелал участникам конференции, чтобы результатом ее стал эффект, возникающий от камушка, брошенного в воду, — круги от этой конференции должны разойтись по всей России.
Затем советник Губернатора Ленинградской области по национальным и религиозным вопросам Вячеслав Санин зачитал приветствия к участникам конференции Губернатора области Валерия Сердюкова, председателя Законодательного собрания Ивана Хабарова и передал поздравление от комитета по молодёжной политике Правительства области. Также были озвучены приветствия в адрес конференции от генерального директора Института русской цивилизации доктора экономических наук, писателя Олега Платонова, который передал в дар библиотеке Лавры издания Института, и директора Института Российской истории РАН, доктора исторических наук Андрея Сахарова.
После приветствий началось пленарное заседание конференции, которое открыл писатель, главный редактор русско-балтийского информационного центра «Блиц» Сергей Цветков, рассказавший об истории почитания князя Александра Невского в России на протяжении веков. Особенно святой князь почитался императором Петром Великим, повелевшим перенести его святые мощи в новую столицу Санкт-Петербург. И именно в 18-19 веках стало расти количество храмов, посвященных Александру Невскому. В Петербурге за два века было построено более сорока храмов, посвященных Александру Невскому, и они составляли 10% от всех имевшихся храмов в городе до революции. Больше храмов было посвящено только Николаю Угоднику. После революционной разрухи имя Александра Невского было вновь прославлено в годы Великой Отечественной войны. Сегодня, как отметил докладчик, мы наблюдаем новый всплеск почитания святого князя. По мнению Цветкова, интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского всегда возникал в России в переломные эпохи.
Затем с докладом «Духовно-нравственное воспитание современной молодёжи» выступил директор НИИ Комплексных социальных исследований СПбГУ, доктор психологических наук, профессор Валентин Семёнов. Обратившись к ситуации с духовно-нравственным состоянием молодежи в России и в Петербурге, докладчик сказал много горьких слов о безнравственности телевидения, о безверии, которое укрепляется в обществе. По оценке социолога в России сейчас существуют всего два института власти, которым доверяет население, — это институт президентства и Церковь. Поэтому, от Церкви, от духовенства и мирян сейчас очень многое зависит. Мы должны, как заметил профессор Семенов, освободиться от теплохладности и робости и смело декларировать ценности Православия.
С пространным интересным докладом «Образ Александра Невского и влияние его на формирование русской государственности» перед собравшимися выступил известный писатель, секретарь союза писателей России, главный редактор журнала «Аврора» Николай Коняев. Докладчик напомнил, в какую эпоху жил князь Александр Невский, — это была эпоха разорения Руси татарами. Этим решил воспользоваться Запад, — Римский папа объявил крестовый поход на Русь, чтобы захватить уцелевшие от монгольского разорения русские земли. Папа обещал своим рыцарям земли Пскова и Новгорода после того, как они победят русские войска. Но Александр Невский разгромил, как заметил Коняев, «силы тогдашнего НАТО» и остановил поход Запада против России. Писатель призвал видеть именно духовный смысл сражения на Неве, когда на подступах к городу, которому еще предстоит появиться, князь остановил чужеземцев. Неслучайно, Санкт-Петербург — это город, в который не ступала нога завоевателя. Н.Коняев обратил особое внимание на две характеристики князя Александра Невского, — это отвага и смиренномудрие. Князь Александр проявлял отвагу в сражениях с врагами на Западе, и проявлял смиренномудрие в контактах с Востоком. Святой князь, прозревая будущее, строил то государство, которое потом возникло. Этот выбор Александру Невскому не могли простить либеральные историки Т.Грановский, В.Ключевский. В многотомной истории России В.О.Ключевского имя Александра Невского упоминается всего 4 раза и то лишь косвенно. Николай Коняев уверен, что почитание благоверного князя Александра Невского сегодня крайне необходимо, поскольку этот святой объединяет Россию. Это святой, который является символом единения, к нему должна быть обращена наша государствообразующая молитва.
С докладом на тему «Образ русской правды» на конференции выступил член Союза писателей и Союза кинематографистов, доктор философских наук, профессор Александр Казин. Докладчик подчеркнул, что Западная цивилизация утратила образ правды, и поэтому Запад умирает. В России же, несмотря на тяжелейшие условия, в которых оказалась страна в ХХ веке эта жажда правды, этот образ правды остался. Это произошло во многом благодаря образу святого князя Александра Невского, которому и принадлежит знаметейшее изречение «Не в силе Бог, а в правде». Профессор Казин сравнил два катастрофических события в истории России ХХ века – большевистскую революцию 1917 года и демократическую революцию 1991-1993 годов. В первом случае, по его мнению, был реализован принцип «правда без свободы», когда власть пыталась принудить народ к правде, как она её понимала. В революции же демократической была предложена другая максима «свобода без правды», закономерным итогом чего стала свобода греха. И перед нами сейчас, по мнению профессора Казина, стоит задача выработать подлинную модель отношения русского общества к правде.
В ходе конференции состоялась также презентация выставки картин, посвященных образу Александра Невского. Во второй части конференции состоялось обсуждение практических вопросов по реализации проекта «Александр Невский – Имя России». С основным докладом на тему «Осмысление победы имени Александра Невского в проекте «Имя России»» выступил заведующий отделом по связям с нецерковными организациями Александро-Невской Лавры Сергей Шаров, который рассказал о сути нового проекта. Имя Александр Невский, по мнению Шарова сочетает в себе четыре важнейших характеристики: прежде всего, он является образцом веры и христианского благочестия, во-вторых, мудрым правителем, в-третьих, воином, защитником Отечества, в-четвертых, народным героем, образцом семьянина и, выражаясь современным языком, активного общественного деятеля. В ходе дискуссии по проекту «Александр Невский — Имя России» выступили епископ Выборгский Назарий, доктор технических наук, профессор, протоиерей Александр Половинкин из Волгограда, духовник православного центра молодежи Кирилла и Марии Радонежских иерей Алексей Володин, председатель ученого совета колледжа предпринимательства, координатор проекта «Наследие», кандидат педагогических наук, доцент Александр Парамонов из Москвы, президент Федерации комплексных единоборств подполковник милиции Александр Кротов и другие участники конференции. После обеда состоялось собрание по учреждению Александро-Невского Братства.