Православные священнослужители уверены, что экономика не может быть противопоставлена этике. Однако, по их словам, для построения нравственной экономики еще многое предстоит сделать и обществу, и государству. Об этом они говорили в интервью Regions.Ru, комментируя выступление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на учредительном собрании белгородского отделения Всемирного русского народного собора 1 мая, в котором он призвал обеспечивать ветеранов всеми экономическими и социальными благами, доступными молодому поколению. По словам Патриарха, сегодня в России «важно построить такую систему экономики, которая была бы способна возвращать долги нашему народу».
Как известно, рыночная политэкономия считает, что экономика никак не соотносится с нравственностью. Между тем религиозная традиция никогда не противопоставляла эти два понятия. Чуждо такое противопоставление и русской общественной мысли. «Верите ли вы в возможность существования нравственной экономики? Какой она должна быть?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) считает, что уровень экономических отношений в стране напрямую зависит от морально-нравственного климата в обществе.
«Проблема нравственности в экономике – самый сложный вопрос в жизни любого общества. Мы все понимаем, что экономические связи необходимы государству, так как обеспечивают его материальное развитие. Но, тем не менее, всегда возникают трудности при попытке выстроить их на справедливых основаниях. От общества требуются большие усилия, чтобы осуществлялось правило, по которому каждый человек мог бы получить справедливое вознаграждение по своему труду и таланту», — сказал он.
«В рамках русской православной традиции всегда шло осмысление, что нужно делать для достижения этой цели. Одним из серьезных документов на эту тему является памятник XVI в. «Домострой». В нем показано не только, как должно созидать свой семейный дом, но существенная часть этого памятника посвящена экономическим и социальным отношениям человека в обществе», — напомнил игумен.
«Нужно также сказать, что церковь никогда не осуждала богатства. Она одобряла его, всегда настаивая на необходимости правильно им пользоваться. И, наверно, в этом находится ключ к построению справедливой экономики: правильное пользование богатством невозможно без стремления человека к духовному совершенствованию. В противном случае его действия непременно будут искажаться», — уверен замглавы ОВЦС.
По словам игумена, грех и зло коренятся не в социальных отношениях, как это ранее проповедовал марксизм, а в человеческой душе. «И как бы мы ни выстраивали правильно социальные отношения, если человек не делает нравственных усилий, то он может воспользоваться даже самой справедливой системой в мире в греховных целях, а значит, нанести вред своему ближнему. И в этом случае экономика становится безнравственной», — подытожил отец Филипп.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что исторический период разделения экономики и этики подходит к концу.
«Мне представляется, что идея соединения экономического и этического постепенно утверждается в секулярном сознании», — заявил он.
По словам священника, секулярное общество подошло уже к осознанию того, что дикое накопление капитала и руководство только рыночными критериями приведут к необратимым последствиям для всего человеческого рода. «На Западе следование этическим критериям проявляется, например, и в формировании экологического сознания, и в ответственном отношении к людям старшего поколения и к инвалидам», — привел пример отец Максим.
Отметив, что общегуманистические начала должны присутствовать и в экономической жизни современного российского общества, священник подчеркнул необходимость сочетания гуманистического и религиозного компонентов. «Я считаю, что Россия не сохранится, если к этим общегуманистическим началам не будет добавлено начало религиозное. Если экономическая жизнь будет осуществляться людьми, для которых заповеди Божии – непреложный нравственный закон, то вне зависимости от конкретных форм функционирования экономики этот нравственный закон обязательно в ней проявится», — заключил протоиерей Максим Козлов.
Экономика, не оснеовывающаяся на нравственности, долго не простоит, уверен протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской.
«Безусловно, экономика не только может, но и должна быть нравственной, иначе она просто развалится», — заявил он.
По словам священника, и в экономических отношениях между людьми, и в экономических отношениях между странами и регионами нужно придерживаться принципа справедливости. «Забвение этого принципа приводит и к экономическим кризисам, и к росту социальной напряженности, и к росту преступности. И на ликвидацию последствий этих явлений придется потом потратить гораздо больше средств», — отметил отец Александр, напомнив поговорку «скупой платит дважды».
«Сама экономика развивается эффективней, опираясь на нравственные принципы. Безусловно, разумная экономическая политика будет исходить в первую очередь из этих принципов», — подытожил Александр Ильяшенко.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, верит в перспективу существования в России нравственной экономики.
«Я верю в существование нравственной экономики. Поскольку еще на Руси было честное слово купца, которое стало настоящим образцом для ее ведения», — заявил он. «Уже в те годы купечество действительно беспокоилось и о стариках, и о молодежи. Так, например, один из купцов по фамилии Севериков, который считался одним из богатейших людей России своего времени, а может и всего мира, строил на свои деньги театры, обеспечивал университеты, монастыри, богадельни и иные богоугодные учреждения. Только благодаря таким людям на Руси и существовала нравственная экономика», — сказал отец Георгий.
Священник убежден, что развитием нравственной экономики наряду с государством должны заниматься и бизнесмены. «Они просто обязаны принимать активное участие во всех социальных проектах, позволяющих обеспечить как достойную старость пожилому поколению, так и светлое будущее молодежи. Воспитывать российского предпринимателя уже давно пора. Людям должно нравиться делать добро. И от этого они должны научиться получать удовольствие», — заключил отец Георгий.
Верит в возможность существования нравственной экономики клирик Спасского собора Минусинска Красноярского края и известный поэт, священник Сергий Круглов.
«Святейший патриарх прав, что никакая сфера жизни не может быть отделена от нравственности, в том числе и экономика. Любая область жизни не проходит без участия людей, главное в которых – это их внутренний мир, то, что ими движет: духовность и нравственность. Поэтому не бывает абсолютно свободной от нравственности экономики», — сказал он.
«Благотворительность, забота о малоимущих слоях населения и безработных людях – все это формирует нравственную экономику, которая, кстати, уже давно твердо стоит на ногах в странах Запада», — отметил священник.
Он глубоко убежден, что «нравственная экономика необходима любому государству, поскольку она препятствует назреванию гражданской войны и подобным потрясениям». Поэтому, считает о. Сергий, российские власти должны осознать всю значимость нравственной экономики.
Отметив, что в России должны появиться законодательные механизмы защиты незащищенных слоев населения: инвалидов, ветеранов, одиноких матерей и молодежи, священник подчеркнул, что «при этом и Церковь должна поработать над тем, как переделать в духовно-нравственном плане современного человека». «Иначе, если какая-либо из сфер нашей жизни не будет соприкасаться с нравственностью, то люди забудут основные заповеди», — заключил отец Сергий.