Служение своему народу есть высшая форма деятельности человека. Понятие служение схоже, но в то же время значительно разнится с понятием работа. Оно гораздо шире. Как верно отметил патриарх Кирилл, «работа от служения отличается тем, что человек работающий имеет право и возможность заниматься еще многими другими делами. А человек служащий не имеет такого права — всё, что он делает, всё, о чем он думает, всё, к чему он направляет волю, должно быть связано с благом народа, над которым он поставлен» [11].
Воинское служба выделяется среди других видов общественного служения тем, что защита Отечества ведется с оружием в руках, в условиях, подвергающих саму жизнь риску. Это далеко не тот риск, на который люди идут ради получения удовольствия или удовлетворения собственных амбиций, например, при занятиях экстремальными видами спорта. От военнослужащего требуется готовность пожертвовать собственной жизнью ради защиты государственных интересов и суверенитета страны.
Своей сложностью и эмоциональной напряженностью воинская служба отличается от любого вида гражданской деятельности не только в военное, но и в мирное время. Военный человек обязан вести строго регламентированный образ жизни, беспрекословно подчиняться командованию, большую часть времени и сил посвящая подготовке к защите Отечества. Такая подготовка проводится в условиях, максимально приближенных к боевым, часто вдали от исторических и культурных центров. Для моряка она сопряжена еще и с долгим отрывом от семьи, с ограничением жизненного пространства и дефицитом общения с людьми.
Кроме того, в современных условиях обостряется противоречие между возрастающими требованиями к духовно-нравственным качествам защитников Отечества и реальным их состоянием. В силу ряда причин многие граждане России лишились четких нравственных ориентиров, критерии добра и зла оказались достаточно размыты, сместились понятия чести, совести, жертвы и подвига, нарушилось духовное единство общества. Как в свое время отметил Президент РФ В.В. Путин, современное российское общество «испытывает явный дефицит духовных скреп… дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [10]. Вооруженные Силы, деятельность которых проходит на рубеже, разделяющем добро и зло, в силу своего специфического предназначения особенно чувствительны к упадку духовности в обществе. Именно поэтому сейчас особенно важно критически переосмыслить богатейший исторический опыт формирования духовно-нравственных качеств у российского воинства, сделать переоценку всего положительного, что накоплено за многовековую историю, для использования в системе воспитания военнослужащих.
В военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный духовно-нравственный кодекс поведения, нацеленный на воспитание необходимых воину общечеловеческих качеств [13, с. 33, 41, 45 — 47]. Во многом он совпадает с современными требованиями к личности. Содержание духовно-нравственного воспитания включало нравственные категории (честь, совесть, справедливость и др.) и обязанности по отношению к товарищам, начальникам и подчиненным, другим людям, царю и Отечеству.
Вооруженные Силы являлись и являются частью общества. Поэтому воспитание высоких духовно-нравственных качеств, любви к своей Родине и к ее армии и флоту — одна из главных составляющих воспитания гражданина вообще, а не только военнослужащего. Как писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, «армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощение храбрости моего народа, организация чести, самоотверженности служения…. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею…. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, — Родина останется без обороны, государство распадется, и нация сойдет с лица земли»[8, с. 207].
Унижение Вооруженных Сил в 90-е годы прошедшего века, а также распространение установки, что у России нет внешних врагов и нет никакого вероятного противника, разлагающе подействовали на народ, на дух армии и флота, подорвали те начала, на которых основана их моральная мощь, лишили дисциплины, без которой армия в те годы превратилась в поставщика кадров для криминальных структур. Люди, для которых Россия является «этой страной», не воспринимающие себя частью государства, не любящие своего Отечества, не будут его защищать. «Истинное государственное настроение души, — писал И.А. Ильин, — возникает из искреннего патриотизма, и национализм (И.А. Ильин под национализмом понимает здесь любовь к своей нации при условии уважения других народов — А.Б.) есть не что иное, как видоизменение этой любви. Здоровая, государственно-настроенная душа воспринимает свою Родину как живое правовое единство и участвует в этом единении своим правосознанием; это значит, что гражданин признает государство в порядке добровольного самообязывания и называет его «мое государство» или «наше государство»«[8, с. 236]. По словам Ильина само государство есть «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и пронизывающее эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными, мужественными поступками»[8, с. 238].
Воинская служба должна быть не только обязанностью, но и особенным почетным правом, которое, как писал военный писатель и ученый генерал-лейтенант А.К. Баиов, должно быть даровано только «обладающим высокими нравственными качествами, проникнутым глубоким патриотизмом, смотрящим на участие в защите Отечества как на деяние наиболее почетное, как на рыцарское служение Родине, как на высокую честь, которой удостаивается не всякий; считающим, что стремиться к победе над врагом Отечества и способствовать ее содержанию есть высокое духовное достижение; что умереть за Родину, пасть на поле сражения за ее благоденствие и счастье является истинным нравственным подвигом… Отбор призываемых на службу в армию, дарование почетного права быть в ее рядах должно производиться крайне тщательно и с большой осторожностью»[1, с. 208 — 209]. К сожалению, в нынешнее время никого не интересует любят ли призывники свое Отечество и осознают ли они его вообще. Идеалы качества видятся лишь в маломальской физической пригодности призываемых в Вооруженные Силы.
Дух защитника, стоящего на страже рубежей Родины, как отмечал И.А. Ильин, «отнюдь не есть дух «реакции», «насилия» и «шовинизма», как думают иные даже до сего дня» [8, с. 207]. Однако воинское служение в процессе защиты рубежей Отечества предусматривает применение силы и даже войну. В ходе любой войны совершается далеко не праведное, глубоко безнравственное деяние — убийство. Сама война является следствием глубокой испорченности человеческой природы. Она является результатом духовной болезни человечества. Только человек окончательно нравственно падший может чувствовать радость в убийстве другого человека, пусть даже и врага. Война оказывает разрушительное воздействие на моральный облик и поведение воина. У участников войны стирается грань между праведностью и преступностью. Война разлагает и отдельных военнослужащих, и воинские коллективы в целом. В выполнении оборонных задач заложено огромные внутренние духовно-нравственные противоречия, которые наиболее исчерпывающе раскрыл в своих трудах Иван Александрович Ильин. «Нет более тяжелого во всех отношениях времени, как время войны… Война подавляет душу человека качеством и содержанием тех заданий, которые она обрушивает на нас, независимо от того, подготовились ли мы духовно к их разрешению или нет. Нравственно противоречивый характер этих заданий составляет их главную тягу» [5, с. 7], — пишет он. «Позволительно ли убивать человека? Может ли человек разрешить себе по совести убиение другого человека? Вот вопрос, из которого, по-видимому, вырастает основное нравственное противоречие войны» [5, с. 9], — замечает И.А. Ильин далее. Акт убийства, пусть даже и справедливого, сопровождает участников боевых действий всю жизнь. И.А. Ильин отмечает три основных мотива, которые имеют здесь решающее значение. Во-первых, глубина и таинственность самого процесса жизни и смерти. Лишить жизни властен тот, кто властен дать ее и не дать. И когда человек убивает человека, то в сознании людей встает естественный вопрос: «Кто ты, что дерзаешь? Ты берешь, чего не дал; ты разрушаешь, чего не создал и чего создать не можешь». Второй мотив, заставляющий нас тяготиться всяким убийством, есть исключительная и абсолютная нелюбовность этого акта. Момент убийства раскалывает жизнь убившего, освещает ее всю по-новому и возлагает на нее неразрешимую проблему. Именно с этим в теснейшей связи состоит третий мотив: это полная и безусловная непоправимость того, что имеет произойти и потом происходит. Страшна не смерть, а непоправимость. Страшно это сознание, что «больше никогда» [6, с. 141 - 142].
Как же быть? Где искать выход совести воина? Как относиться к заповеди «Не убий»? На эти вопросы И.А. Ильин дает такой ответ: «Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жесткие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии» [7, с. 67].
Тяжесть воинского служения предъявляет к воину особо высокие требования. В уничтожении врага есть две нравственные стороны. Одна жестокая, связанная не только с лишением жизни противника, но и калечащая душу убивающего. Другая же — жертвенная, ибо воин жертвует в бою, как своей жизнью, так и своей невиновностью в крови другого человека. По этому поводу И. А. Ильин писал: «Если душа человека чиста, то верен будет и ее поступок, несмотря на свое видимое несоответствие законам праведности, и обратно: даже самые праведные поступки нечистой души будут неверны. И если это относится ко всякому человеку, то для правителя и воина это получает совершенно особенное значение» [6, с. 214].
Выполнение воинского долга по защите своего Отечества ни в коей мере не противоречит христианскому учению, ибо сказано в Новом Завете, о начальнике и воине, что он «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» [Рим. 13:4]. Мысль о необходимости применения силы при защите ближнего своего от зла волновала многих мыслителей. Так, у Владимира Соловьева она звучит следующим образом: «Все люди братья, но ведь братья-то бывают различные. И почему же мне не поинтересоваться, кто из моих братьев Каин и кто Авель? И если на моих глазах брат Каин дерет шкуру с Авеля и я, именно не по равнодушию к братьям, дам брату такую затрещину, чтоб ему больше не до озорства было» [12, с. 37]. Русский писатель И.А. Бунин в одном из своих писем писал: «Если увидишь издевательства, нужно броситься на мучителя. И ведь не зло руководит тобою, а добро» [14, с. 81]. Воин не должен быть равнодушным к каинским поступкам одних по отношению к другим. Непротивление злу, как пишет И.А. Ильин, «означало бы принятие зла: допущение его в себя и предоставление ему свободы, объема и власти… Тот, кто не сопротивляется злу, тот воздерживается и от порицания его» [6, с. 40]. Хотя лишение жизни человека на войне тоже есть убийство, но, по словам И.А. Ильина: «Убийство в сражении нельзя назвать ни гнусным, ни трусливым, ни лично-корыстным делом; хотя от коварства и жестокости оно нередко не свободно» [4, с. 227].
Как замечает С.Э. Зверев, «инструментом «смягчения нравов»« в войсках была религия. «Авторитет религии служил, прежде всего, воспитанию нравственности в среде, занятой преимущественно безнравственным делом» [3, с. 196]. Опыт воспитания воинов в дореволюционной России говорит о том, что верующий человек воспринимал долг защиты Родины как поручение и дело Божие. Верный христианин являлся вместе с тем и верным сыном Отечества. Он «совершает не то, что ему практически запрещено, а то, что составляет его практическую обязанность. Он творит не грех, а несет служение. И служение его, неправедное по способу действия, не может быть признано делом греховным, злым или порочным» [4, с. 193], — пишет И.А. Ильин. И далее он отмечает: «Чем глубже религиозность человека, чем сильнее в нем любовь и чувство духовного достоинства, чем свободнее в нем дыхание совести, тем более ему по плечу духовный компромисс: тем менее вреда приносит ему взаимодействие со злодеем, тем менее ожесточает его отрицательная любовь, тем менее разрушают его духовную личность акты вынужденного коварства и жестокости. Тем вернее он находит и самую меру необходимого компромисса» [4, с. 213]. Вера являлась источником самопожертвования защитника Отечества, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Евангелие от Иоанна 15:13]. Вера служила воинам духовно-нравственным ориентиром и средством, облегчающим страдания, дающим силы выжить в трудных ситуациях. «Братья, берегите веру! — писал в 1908 г. будущий протопресвитер армии и флота Г.И. Щавельский. — Пока ни один философ, ни один алхимик не изобрели другой силы, которая могла бы заменить веру, и никогда не найдут ее. Вера и впредь будет служить глубочайшим источником истинного геройства и самопожертвования, основою всякой дисциплины и порядка» [15, с. 201].
Верующий человек постоянно ведет духовную работу над своей совестью, постоянно очищает ее. Именно «совесть зовет на защиту духовного достояния; на самоотвержение и самоотдачу» [5, с. 28], — отмечал Ильин. Наш прославленный русский генерал М.Д. Скобелев призывал «крепить дух молитвою и размышлением, дабы свято, до конца исполнить, чего требует от нас долг, присяга и честь имени русского» [9, с. 246].
Отечественные исследователи, видные полководцы и флотоводцы, изучая влияние религии на военное дело, как правило, приходили к мысли, что религия есть основа воспитания воинов. Они призывали всеми мерами развивать доброе религиозное чувство у российского воинства. Падение религиозности среди военнослужащих вначале XX в. стало одной из причин ослабления их боевого духа и деградации дисциплины в вооруженных силах.
В советское время вера в Бога была заменена верой в коммунистические идеи. Но в трудные годы Великой Отечественной войны руководство страны было вынуждено восстанавливать традиции старой русской армии: была создана гвардия, учреждены ордена с именами великих русских полководцев и флотоводцев, введены присвоение частям почетных наименований, погоны, победные салюты, традиция зачисления навечно в списки части. Акцент делался на патриотическое воспитание. И самое главное — была ослаблена атеистическая пропаганда. По всей стране возносились молитвы о «богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». [2, с. 446 - 448]
В наше время очень медленно, но все же возрождается творческий подход к использованию воспитательного потенциала традиционных религиозных конфессий в военной среде. На сегодняшний в Вооруженных Силах РФ проходит служение всего около 100 священников (при численности ВС РФ 1 млн. человек). Существуют противники воссоздания института военного духовенства. Многие командиры с настороженностью воспринимаю священника в своих подразделениях. Атеистическая позиция в вопросах воспитания военнослужащих пытается оправдаться многоконфессиональностью наших Вооруженных Сил. Противники начавшегося процесса возрождения института военного духовенства стремятся доказать, что таким образом снимается напряженность в войсках и на кораблях, где вместе служат православные, мусульмане и иудеи. На самом деле атеистическое воспитание в равной степени оскорбляет религиозные чувства представителей всех конфессий, так как:
Во-первых, верующие, независимо от конфессии, все верят в Бога, и это их объединяет. Верят, конечно, в силу исторических и культурных традиций по-разному. Но взгляды на происхождение мира и человека, на смысл земного существования, на духовно-нравственные нормы поведения у них в основном совпадают и резко отличаются от атеистических.
Во-вторых, история Российских Вооруженных Сил не знает религиозных конфликтов. Во все времена христиане, мусульмане, буддисты и иудеи плечом к плечу защищали свою Родину, уважая веру своих товарищей. Это уважение воспитывалось православными священниками. Как раз отсутствие духовного пастыря может вызвать негативные явления во взаимоотношениях между представителями различных религий.
В-третьих, среди всех традиционных конфессий нет противоречий в вопросах духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Еще 25 декабря 2006 г. Федерация еврейских общин (ФЕОР) и Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России озвучили свое положительное отношение к введению в армии института военного духовенства.
Подводя итог, следует отметить, что духовно-нравственные ценности всегда были и будут оставаться главным фактором мощи страны и армии. Важное место в духовно-нравственном воспитании имеет его религиозная составляющая. Именно религиозная составляющая в воспитании нижних чинов до революции, по мнению С.Э. Зверева, служила «преимущественно задачам дисциплинирования войска»[3, с. 197]. Опыт говорит о том, что верующий военнослужащий более исполнителен, более ответственен при выполнении приказов и приказаний. Для него присяга — это не набор красивых фраз, а священная клятва, которую надо неукоснительно выполнять. Верующий человек воспринимает свое служение народу, как поручение Божие. Сложности воинского служения, наделённость военнослужащих правом применения оружия требуют от них стойкости духа и накладывают высокую нравственную ответственность. Только люди с высокими духовно-нравственными идеалами и добросовестным отношением к порученному делу могут обеспечить безопасность страны. Поэтому воспитание высоконравственного, религиозного, любящего свою Родину, почитающего традиции своего народа защитника-патриота является одной из важнейших задач сегодняшнего дня.
Литература
- Баиов А. «Малая армия» и способ ее комплектования // Какая армия нужна России? Взгляд из истории (Российский военный сборник N 9). М: Военный университет. Ассоциация «Армия и общество», 1995. С. 206 - 212.
- Григорьев А.Б. Вера и верность: Очерки по истории Русской Православной Церкви и Российской армии. — Жуковский; М.: Куликово поле, 2005. — 472 с.
- Зверев С.Э. Военная риторика Нового времени. СПб.: Алетейя, 2012. 400 с.
- Ильин И. А. Идея Корнилова: Из речи, произнесенной в Праге, Берлине и Париже / Собр. Соч. в 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1995. С. 223 - 227.
- Ильин И. А. Основные нравственные противоречия войны / Собр. Соч. в 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1995. С. 5 - 30.
- Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. // Собр. Соч. 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1995. С. 31 - 220.
- Ильин И.А. О христолюбивом воинстве. // Христолюбивое воинство: Православные традиции Русской Армии: Православные традиции Русской Армии (Российский военный сборник N 12). М.: Военный Университет; Независимый военно-научный центр «Отечество и воин; Русский путь, 1997. С. 62 - 67.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. Соч. в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 39 - 282.
- О российском воинстве заветные мысли // Какая армия нужна России? Взгляд из истории (Российский военный сборник N 9). М: Военный университет. Ассоциация «Армия и общество», 1995. С. 231 - 288.
- Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года // Сайт «Президент России». - http://www.kremlin.ru/news/17118.
- Святейший Патриарх Кирилл: Пребывание на высших должностях — это служение // Сайт «Православие. Ru». - http://rusk.ru/newsdata.php?ida…
- Соловьев В. Три разговора. СПб.: Труд, 1901. 279 с.
- Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. — М.: Русский путь, 2000. — 184 с.
- Цитата по Гаврошин Н.К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. 1992. N4. С. 79 - 83.
- Шавельский Г.И. Речь, произнесенная в день празднования 75-летия Николаевской академии Генерального Штаба // Вестник военного духовенства. 1908. N7. С.201.
Александр Беляков, Русская народная линия