Светлым весенним утром мы направились в село Сойкино. «Сойкино» — русифицированное произношение с ижорского «Soikkola» и это означает «мыс», «полуостров». Место это находится на южном берегу Финского залива и сейчас относится к Вистинскому сельскому поселению Кингисеппского района Ленинградской области. С запада полуостров омывает Лужская губа, с востока – Копорский залив. От прежней деревни здесь сохранилось только одно сооружение: одинокий разрушенный храм, где иеромонах Александро-Невской Лавры Вениамин созидает монашеский скит, поскольку в 1995 году церковь возвращена общине поселка Вистино, и 22 мая 2006 года освящена епископом Назарием.
Обитателями полуострова являются люди, относящиеся к сохранившимся народностям ижора. Но самыми древними жителями этого края считается племя водь или вожане, принадлежащие к прибалтийско-финским народам. По языку и культуре водь наиболее близка к эстонцам. Ижоры долгое время называли себя карелами и таким же считали свой язык.
На границе Красного Села, получившего название от переселения крестьян из села Красное Московской губернии, расположено быв-шее военное поле, где проходили маневры и сохранился царский валик — холм, насыпанный из земли, привезенной с Балкан после турецкой кампании.
Добраться из Петербурга до храма на машине можно в течение двух часов.
Миновав Красное Село, где была бумажная фабрика и печатались первые бумажные деньги, мы продолжали путь по ревельскому тракту. Неподалеку отсюда находилась железнодорожная станция «Скачки», где проходили военные состязания на лошадях. За окном машины мелькали деревья, которые ещё помнят многочисленные усадьбы петербургской знати. Николай Витальевич Иевлев, директор по развитию Лавры, напомнил мне их историю. Получилась настоящая профессиональная экскурсия.
В полдень мы уже подъехали к центральной части Сойкинского по-луострова.
Сильный холодный ветер со всех сторон обдувал разрушенный храм. Мы стояли на высоте 137 метров над уровнем моря на вер-шине сойкинской возвышенности, откуда открывался дивный вид: впереди лесистая долина уходила вниз, сливаясь с голубой полосой Финского залива, справа виднелись постройки Соснового Бо-ра. На природе часто охватывает ощущение близости Бога, но здесь, ещё и чувствовалось дыхание прошлого. Когда-то на полуострове кипела деревенская жизнь, а сейчас о ней напоминают только старые яблоневые деревья и засохшие поваленные ветром клены. Но история сохранила немало событий, связанных с этой древней землей.
История края и храма.
Западный берег Лужской губы принадлежал Ямбургскому уезду, а восточный берег – Копорскому. В 1576 году здесь появилась первая деревянная церковь, освященная в честь святителя Нико-лая Чудотворца. Связано это было с укреплением православия на полуострове. Но уже в ходе Ливонской войны эти земли были за-хвачены Швецией, и по Столбовскому миру 1617 года вся террито-рия побережья Финского залива стала частью шведского государ-ства, Ингерманландией. При шведском генерале, занимавшем Сойкинскую мызу, церковь, дом священника и дома некоторых прихо-жан были разорены, церковные документы уничтожены . Шведы ста-ли насаждать лютеранство.
В ходе Северной войны (1700-1721) территория Ингерманландии была присоединена к России и в петровское время здесь появи-лось девять православных церквей. По переписной книги податей Александро-Невского монастыря можно документально проследить историю Никольской церкви. В деле под № 158 от 24 сентября 1719 года «О принятии архим. Феодосием в свое ведение церквей и причтов при них в Шлюшельбурге, Нарве, Копоре и Ямбурге» находим: «В вотчине лейб-гвардии Преображенского полку госпо-дина поручика Василия Григорьевича Языкова в Сойкинском пого-сте у церкви Николая Чудотворца священник Иван Леонтьев; по сказке его, посвящен в попы к оной церкви Велико-Новгородским преосвященным Иовом митрополитом 10 декабря 1717 года… Дьяч-ка у тоя церкви нет. Пономарь Афанасий Кононов служит с 719 году, по приговору мирских людей. А питаются они, священник с причетником, от определенные церковные земли. А в приходе у тоя церкви дворового числа разных вотчин крестьянских 70 дво-ров, бобыльских 20» .
20 октября 1719 года в деле «О присылке венечных пошлин в кан-целярию невского монастыря» говорится, что в церкви Чудотворца Николая священник Иван Леонтьев совершил два бракосочетания крестьян: Данила Тимофеевича Чашкина д. Андреевщины, вотчины князя Юрия Федоровича Щербатова и Федора Григорьевича Вяче-слова д. Водскаго Конца .
«Церковь сооружена в 1726 году, по ветхости в 1766 году была перестроена, а в 1849, по Высочайшему утвержденному плану на собранную от добровольческих подаяний сумму снова была пере-строена» .
В 1729 году на каменном фундаменте и под железной крышей вы-строили новую деревянную церковь. Эту церковь тоже несколько раз перестраивали. В 1731 году в ней служил один священник, и за ним числилась всего одна деревня . Эта церковь была холод-ная, деревянная на каменном фундаменте. Престол один. Со временем, когда появились окрестные деревеньки, по ведомости 1739 года здесь уже числилось 336 дворов, а в них 2457 душ. Сойкинский полуостров стал частью Ямбургского, а не Копорского уезда.
В 1738-1739 годах ведомости указывали, что сойкинской церкви принадлежало уже 10 десятин пашни, из которой половина заросла .
В июле 1741 года ведомости сообщают, что к приходской церкви Николая Чудотворца в деревню Сойкино прислали диакона — 24-летнего Никиту Никитина. Он был купеческим сыном, родился в с. Устюжина. Впоследствии его рукоположили во священника в с. Черное Невского уезда, вотчина Меншикова. При Никольской церкви тогда служил священник Петр Стефанов и старый пономарь Ила-рион Иванов.
В 1741 году возникло судебное разбирательство, поскольку неда-леко от сойкинского прихода, когда отсутствовал православный священник, построили кирху .
В 1744-1747 годах в Николаевской церкви Сойкинского погоста числилось уже 335 приходских дворов, и ее штат составляли два священника, два дьячка и два помощника, один из которых был неграмотный .
План на землю с межою, которой пользовался причт, находился в церковном архиве, а церковные метрические книги хранились там с 1756 года.
В 1799 году, 20 декабря, от члена Синода, преосвященного мит-рополита Новгородского Гавриила, в Синод поступило донесение об определении на крестьянина Семена Павлова, который умышленно убил своего дядю, крестьянина Агапа Федорова. Это произо-шло в деревне Купли Сойкинского погоста. Его наказали «5-летней церковной епитимией с исполнением оной три месяца в монастыре, а прочее время под смотром приходского священника» .
В 1818 году церковью в с. Сойкино было связано дело о присвое-нии капитаном Масловым монастырского хлеба и растрате общественных мирских денег .
В 1842 году в Департамент по рассмотрению проектов и смет главного Управления путей сообщения был представлен проект пе-рестройки деревянной церкви, который предложили переработать с учетом замечаний, и в 1847 году он был одобрен и направлен на Высочайшее утверждение, о чем департамент сообщил Нафанаилу, епископу Ревельскому .
В 1849 году храм был вновь перестроен, но «освящение деревян-ной церкви на каменном фундаменте и с железной крышей произо-шло 5 августа 1850 года, однако, здание оказалось холодным, поэтому было принято решение о строительстве каменного храма» .
Настоятелем храма с 1855 по 1862 год был священник Василий Степанович Вознесенский. Помогал ему Тимофей Скородумов, а внештатным дьяконом был Федор Литвин. Настоятеля сменил свя-щенник Иван Степанович Покровский, перешедший из Котельской церкви и скончавшийся в 1876 году. Во время его служения, в 1872 году, заложили новый храм. Строительство его затянулось на несколько лет, поскольку не хватало денег. Значительные средства на строительство нового храма, построенного в 1883 году, пожертвовал купец первой гильдии Иван Андреевич Петров. Вложили свою лепту в это богоугодное дело и прихожане: Везенбергский купец Иван Андреевич Ульянов, пожертвовавший деньги на устройство иконостаса длиной в 11 сажень и 2 сажени высо-той, крестьянин Алексеев и почетный гражданин Иванов.
Новая каменная одноглавая сойкинская церковь была теплой, отапливалась шестью изразцовыми печами. Ее выстроили на гра-нитном цоколе, отштукатурили и покрасили масляной краской. С устройством новой каменной церкви богослужения в старой не со-вершались. К церкви была пристроена одноярусная колокольня. За работами следил епархиальный архитектор Иван Иудович Буланов.
Здание церкви было довольно прочное, за исключением купола, крыши и обшивки. В храме было три престола: главный в честь Николая Чудотворца, правый – свв. апостолов Петра и Павла, а левый — св. пророка Илии. Торжественное освящение состоялось 18-19 сентября 1883 года в присутствии церковного старосты, местного крестьянина из деревни Сменкова, Александра Евстафиева и многочисленных прихожан освятил настоятель храма прот. Андрей Андреевич Боро-тинский. Отец Андрей был сыном диакона СПб епархии, окончил курс СПб ДС и служил в Троицкой церкви Царскосельского уезда. В 1880 году перемещен к сойкинской церкви согласно его прошения на должность настоятеля.
При церкви была устроена деревянная сторожка с бревенчатым ме-зонином, построенная в 1885 году вместе со школой усердием Ивана Андреевича Петрова . Церковь находилась в благочинии г. Нарвы, в 130 верстах от Консистории и в 50 верстах от уездного города Ямбурга.
Настоятель и псаломщик жили в деревянных церковных домах. Дом настоятеля, построенный в 1891 году, был на каменном фундамен-те, с русской печкой, покрашен желтой краской. Дом для второ-го священника был красным. Неподалеку находился деревянный дом для диакона и дома для псаломщиков. Тут же располагался навес для дров и баня.
Прихожанами храма были не только жители деревни Сойкино, но и близлежащих деревень: Евсеева Гора, Сменково, Суйда, Юган-тово, Кошкино и Мишино, Конец, Ручьи, Горки, Слободка и дру-гих. К сойкинскому храму относилось несколько деревянных часо-вен и одна каменная.
Рядом с церковью находилось кладбище. Сейчас на месте церков-ного кладбища кое-где сохранились ржавые могильные кресты, их совсем немного. Виднеются прогнившие, провалившиеся могилы.
В 1913 году прихожане храма пишут Государю: «…дерзнем всепод-даннейше просить Ваше Императорское Величество об отпуске средств для возобновления нашего деревянного храма в память трехсотлетия царствия Дома Романовых». Письмо было подписано священниками Петром Смирновым и Владимиром Якштейном, а также многочисленными прихожанами . В конце 1914 года митрополит СПб Владимир отправляет прошение оберпрокурору Св. Синода В.К. Саблеру о том, что деревянный храм не является археологической редкостью и возобновление его ляжет на плечи прихожан непо-сильной ношей . Основанием для такого ответа было наличие не-давно построенной церкви, освященной 12 ноября 1913 года. «Епархиальное начальство, — пишет митрополит Петербургский Владимир, — полагало бы более целесообразным либо разобрать старую церковь и из полученных материалов построить часовню для положения умерших, или выстроить школьное здание для сой-кинской церковно-приходской школы с более или менее вместительным залом, где возможно было бы устраивать чтения для народа с туманными картинами и духовно-нравственные чтения, тем более, что в настоящее время Сойкинская школа помещается в церковной сторожке и очень неудобна» . В связи с этим в посо-бии было отказано.
В 1914 году за приходом числилось 1130 домовых хозяйств и 5115 мужских и 4086 женских душ.
Настоятель имел жалование состоящие из 240 рублей, а его помощник – 160. Псаломщику полагалось жалование 80 рублей.
Считается, что в 1938 году церковь была закрыта. В 30-е годы на берегу полуострова началось строительство новой базы Бал-тийского флота «Ручьи», которое называли «Вторым Кронштадтом». Здесь же расположилась зенитная батарея, находилась радиостан-ция и военная комендатура. Территория была почти недоступна, а в начале войны все объекты были взорваны. Часть сельских домов при этом сгорела.
Во время немецко-фашистской оккупации службы в церкви возобно-вились в 1942 году. Ссылаюсь на беседу с О.А. Рашитовой, знатоком этого края, которая рассказала мне о том, что в годы Великой Отечественной войны Кингисеппский район остался в сто-роне и выпал из поля зрения Псковской Православной Миссии. Служили здесь священники из г. Нарвы. Вот почему я не нашла их имен в делах членов Псковской Миссии. Служили тогда прот. Па-вел Калинкин, священник Михаил Рауд и о. Николай Недремский.
Сейчас в с. Сойкино идет активная работа по созиданию монаше-ского скита и возрождению храма свт. Николаю Чудотворца.
Приложение:
Адрианов Иван Иванович, псаломщик, 22.05.1875-? Сын псаломщи-ка сойкинской церкви. В 1891 г уволен за малоуспешность с 4 класса СПб Александро-Невского ДУ. В 1895г находится на послу-шании в Черемецком Иоанно-Богословском монастыре.1902 г посвящен в стихарь. 1907 г утвержден в должности псаломщика. 1914 г начал служить в церкви, а через два года призван как ратник на военную службу. Жена Елизавета Павловна, 1872 г.р. Дети: Антонина 1904 г.р., Николай 1905 г.р., Владимир 1907 г.р., Екатерина 1910 г.р. и Василий 1914 г.р.
Адрианов Иоанн Павлович, ?-1898, псаломщик, сын диакона, уво-лен в 1855 г из СПб Александро-Невского ДУ. С 1857 г исполнял должность псаломщика при церкви Дома Министерства Император-ского Двора. В 1886 г посвящен в стихарь и определен к сой-кинской церкви дьячком . Жена Августа Алексеева. С 1900-1905 она, как вдова псаломщика, определена на место просфорни и по-лучала пособие от епархиального попечительства. Дети: Алек-сандр, Иоанн.
Алексеев Михаил, священник.
Анцифиров Антон, священник с 1774 до 1790 годов в церкви слу-жил сначала и пономарь Иван Алексеев .
Богданов Николай Павлович, сын диакона СПб епархии. Окончил Олонецкую ДС. В 1876 рукоположен во диаконы. В сойкинской церкви служил диаконом в 1890 году. По донесению причта «о нетрезвости, неисправности по службе и вообще о беспорядочном поведении состоял под следствием и судом с 7 сентября 1888 по 22 июня 1889 года и по определению Консистории, утвержденному Его Высокопреосвященством отрешен от места при упомянутой церкви с посылкой для вразумления и исправления в Валаамский монастырь на три месяца в черные работы и на месяц в клиросное послушании, в дальнейшем просить места вне столицы и Финляндии под особый надзор благочинного в течение трех лет» .
Боротинский Андрей Андреевич, протоиерей, сын диакона СПб епархии, окончил курс СПб ДС и служил в Троицкой церкви Цар-скосельского уезда. В 1874 рукоположен во священники. В 1880 году перемещен к сойкинской церкви согласно прошения на долж-ности настоятеля. В 1876 году у него родился сын Андрей, кото-рый впоследствии стал священником и служил в Веленской церкви. В 1937 году он был арестован и 30 октября расстрелян .
Боротинский Петр Петрович, диакон, сын диакона СПб епархии. Уволен из 1 класса СПб ДС в 1894 г. В 1895 определен псаломщиком к церкви в с. Сойкино. 1897 – посвящен в стихарь. 1901- диакон. Жена Анна Алексеевна.
Братолюбов Алексий Васильевич, священник, сын дьячка СПб епар-хии, помощник настоятеля о. Андрея Боротинского. Обучался в Псковской ДС и окончил курс по первому разряду. В 1880-1881 состоял гувернером при СПб Александро-Невском духовном учили-ще, был его надзирателем. В 1881 г рукоположен в сан священ-ника еп. Выборгским Нестором. В 1886 г — старший священник, 1890 г — благочинный 1-го Ямбургского округа . Его сын Леонид в 1895 г обучался во 2 классе СПб Александро-Невском духовном училище. Жена Анна. Дочь Лариса в 1895 обучалась в 1 классе женском епархиальном училище.
Вера, девица, дочь умершего диакона Константина Рождественско-го 63-х лет проживала в богадельне Александро-Невской Лавры.
Веселовский Алексий Александрович, 10.03.1891-?, священник, сын псаломщика собора столичного Императорского Зимнего Дворца СПб епархии. В 1892 году определен на диаконскую вакансию к этой церкви и рукоположен во диаконы, а в 1895 году рукоположен во священника и определен на должность второго священника с заве-дованием двух церковно-приходских школ. Жена Мария, сын Нико-лай. В 1905 дети: Наталия, Екатерина, Василий, Иоанн.
Вознесенский Василий Степанович — настоятель храма 1855-1862гг. Скородумов Тимофей помогал настоятелю о. Вознесенско-му.
Вознесенский Димитрий Михайлович, псаломщик, сын заштатного священника Московской епархии. Учился в Московском училище иконописания, где и окончил курс в 1873 г. Согласно прошения митрополитом Исидором определен в Ямбургский уезд на должность псаломщика. В 1883 г служил в Николаевской сойкинской церкви.
Зряхова Александра Ивановна, дочь священника, исполняла обя-занности просвирни.
Данилов Михаил, крестьянин деревни Высокие Концы Ямбурского у. С 1905-1914 г — староста церкви.
Димитриев Филипп, пономарь .
Дорофеев Антон, диакон .
Дубровицкий Иоанн, некоторое время служил в сойкинской церкви, переехал из Финляндии, но вскоре был перемещен к Предтеченской церкви в Петербурге.
Ефимов Иоанн, диакон, в 1818 — 24 года.
Здравомыслов Петр, священник.
Иванов Александр Алексеевич, диакон, сын священника Петроград-ской епархии, 07.12.18676-? В 1910-1911 переведен в сойкинскую церковь, где прослужил до 1914 года. Окончил курс Петроград-ской учительской земской школы в 1897 году и учительствовал в церковно-приходских школах Ямбургского уезда. С 1902 г — диа-кон в Гдовского у. Преподавал Закон Божий. Жена Антонина. Де-ти: Ольга, Алексей, Виктор.
Иосифов Герасим, священник, 51 год, посвящен к церкви на место умершего священника Андрея Гаврилова в 1793 году. В 1818 ему 61 год. Вдов. Дети: Алексей, Иоанн и Павел.
Исидоров Тимофей, крестьянин деревни 2-ой Слободки, церковный староста в 1889-1890 годах.
Кислянов Михаил, дьячок с 1783 года, служил в церкви в течение двух лет.
Стефанов Ефим, диакон с 1785 года.
Лекарев Валериан Федорович, псаломщик, сын священника СПб епархии, уволен с 1 класса СПб ДС в 1895. В 1902 определен псаломщиком к сойкинской церкви, служил до 1905 .
Леонтьев Иоанн, священник, служил в церкви с 10 апреля 1716 года .
Литвин Федор — внештатный дьякон.
Ильинская Мария Алексеевна, жена умершего священника Василия Ильинского 52 лет.
Михайловский Глеб Васильевич, 02.09.1884-? Псаломщик, сын пса-ломщика Кунестской Петропавловской церкви Гдовского у. Жена — Нина Федоровна.
Недремский Иоанн Савич, диакон, сын священника, уволен из СПб Петропавловского училища в 1820 и определен пономарем к сой-кинской церкви в 1821. 1842 – диакон. В 1881 уволен за старо-стью за штат, получив единовременное пособие от Св. Синода 50 рублей серебром. Вдов, дочь Надежда жила с ним. В 1895 она со-держалась приходом, как сиротствующая дочь умершего диакона.
Недремский Николай.
Николай, 42 года, сын умершего священника Иоанна Коньева.
Павлов, Ефим диакон 24 года.
Пеньковский Петр Васильевич, иерей, сын священника СПб епар-хии, обучался в Новгородской ДС в 1882. К сойкинской церкви был определен в 1885 году. Жена Параскева Степановна, сын Александр.
Петропавловский Алексий Федорович, диакон, сын диакона 07.03.1892-? Уроженец деревни Дубяго Гдовского у. СПб губер-нии. В 1908 окончил Александро-Невское Духовное училище и ре-гентские курсы, после чего определен псаломщиком в Гдовский уезд. В 1914 посвящен в стихарь. В 1915 — перемещен к сойкин-ской церкви и определен на вакансию диакона в 1916. В 1929 привлекался за контрреволюционную деятельность вместе со свя-щенником Николаем Соколовым и месяц находился в лужской тюрь-ме. С 1930-1933 — рабочий, в 1934 – дворник, в 1935 – сторож дома радио. Служение в церкви скрывал. Жена: Анна Ивановна, дети: Алексей, Николай, Галина Ольга, брат Николай. ОС при НКВД от 23.03.1935 выслан как соц. опасный элемент с семьей 3 человека в Астрахань, где умер от туберкулеза в 1935 .
Покровский Иван Степанович, священник, ?-1876. Настоятель, пе-решел из Котельской церкви. Во время его служения, в 1872, за-ложили новый храм.
Покровский Николай Григорьевич, священник, сын священника СПб епархии, рукоположен в иерея в 1890. Окончил СПб ДС. В 1896 перемещен к сойкинской церкви и назначен старшим священни-ком.1901 указом еп. Вениамина Гдовского объявлен похвальный отзыв за усердие. Жена Евдокия Михайловна, дети: Владимир, Ан-тонина, Григорий .
Преображенский Петр служил в конце 70-х годов XIX века.
Рауд Михаил, священник.
Сабинов Андрей Павлович, священник, сын диакона с. Поддубье Вышневолочковского у. Тверской губ. В 1911 году окончил СПб ДС и состоял в должности учителя Лужской Кирилло-Мефодиевской церковно-приходской школы, через два года — законоучитель сой-кинской двуклассной Земской школы и одноклассных школ: Андре-ещинской министерской, Косколовской и Слободской. Тогда же пе-реведен на священническую должность в сойкинскую церковь, по-священ еп. Вениамином Гдовским. Жена Александра Дмитриевна, 27.08.1891 г. Р. Дети: Леонид 12.09.1914 г.р. и Нина 25.10.1915 г.р.
Лебедев Валентин Григорьевич, уволен по болезни из Александ-ро-Невского Духового училища. Учитель начальной школы.
Семенов Василий, священник, 1765-?
Словцов Петр Стефанович, диакон, сын псаломщика Новгородской епархии. Уволен с 1 класса Новгородского ДУ. Состоял певчим. в 1886 году. В 1890 определен псаломщиком к сойкинской церкви. В 1892 определен на должность диакона в СПб к Александровской церкви в доме графа Шереметьева. 1893 году рукоположен во диа-кона. В 1895 перемещен диаконом в сойкинскую церковь . Жена Александра. Дети: Петр и Николай.
Смирнов Петр Христофорович, 10.03.1881-06.1938, сын псаломщики собора Императорского Зимнего Дворца, окончил СПб ДС в 1901 году и в 1903 определен в церковно-приходскую школу Лужского уезда на штатную должность к сойкинской церквно-приходской школе Ямбургского уезда, а через год рукоположен и определен священником к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в село Ку-рокши Гдовского уезда. В мае 1904 Антонием, еп. Нарвским, назначен законоучителем земских школ и священником в сойкин-скую церковь. В 1907 о. Петра наградили набедренником, через два года – скуфьей. С 1910 — настоятель сойкинской церкви. В 1911 утвержден в должности члена Ямбургского уездного отделе-ния совета. В 1912 году награждён камилавкой. Тогда же был определен учителем в церковно-приходскую школу Лужского уезда и назначен членом Совета Ямбургского уездного отделения Ям-бургского округа. В 1935 арестован и приговорили к году испра-вительно-трудовых работ, 1938 последовал еще арест. Расстре-лян . Жена Серафима Михайловна, 1880 г.р. Дети: Михаил – 22.10.1906; Анна 01.07.1911 г.р. и Ксения 24.01.1914 г.р .
Стефанов Иван Алексеевич, псаломщик, 13.07.1877-? Сын священ-ника СПб епархии. В 1897 году он был уволен за неуспеваемостью с 3 класса из Александро-Невского Духовного училища. В 1910 году перемещен на штатную вакансию к Сойкинской церкви. Жена Анна Ильинична 16 февраля 1912 года определена в качестве просфорни. Дети: Любовь, Александр, Сергей.
Трофимов Савва, священник, 1764-? В 1796 посвящен во диаконы, через 2 года в иереи на место выбывшего священника Василия Семенова. Жена Надежда, дети: Cемен, Иоанн.
Якиштейн Владимир Антонович, 13.07.1887-? Сын крестьянина. Окончил СПб ДС в 1910 году и определен к этой церкви на вакан-сию священника. Жена Юлия Михайловна, 06.08.1886 г.р. Сын Кон-стантин 1912 г.р. .