Старейший храм Петербурга все еще не передан Русской православной церкви, несмотря на давнее обещание городских властей.
Когда действия вытекают из той или иной логики, их легко понять. А когда действия нелогичны, невольно приходится искать какие-то их тайные механизмы. Причины, по которым атеистическая, если не сказать — богоборческая, советская власть отдавала помещения Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры в пользование различным общественным и государственным организациям, ясны. А вот почему в наше время, после принятия закона о возвращении церкви зданий религиозного назначения, здесь до сих пор остается филиал Музея городской скульптуры, остается только догадываться.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского очень важна для Александра-Невской Лавры. В принципе, с основания этой церкви история Лавры и начинается: день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь которого освящена нижняя церковь, — 7 апреля — является днем основания Александро-Невской Лавры.
Это — старейший сохранившийся храм Санкт-Петербурга. Построен он был в 1717-1724 годах. Вначале проектом занимался Доменико Трезини, затем руководить постройкой поручили Кристофу Конраду, которого на последнем этапе строительства сменил Теодор Швертфегер. В верхнем двусветном этаже ранее размещалась церковь Александра Невского, куда 30 августа 1724 указом Петра I были перенесены останки князя: Рака Александра Невского находилась там до 1790 года, позже была перенесена в основной собор. Вокруг Благовещенской церкви и формировался весь последующий ансамбль Лавры. Ее передача в ведение Русской православной церкви оправдано со всех точек зрения: моральной, исторической, религиозной, музейной. Но эта передача никак не может состояться.
Процесс этот затянулся до неприличия. Еще в апреле 2013 года администрация Санкт-Петербурга объявила о решении вернуть храм Русской православной церкви. Сейчас на дворе апрель 2016-го. А в здании храма по-прежнему располагается музей.
«Хорошо зная, как устроена система власти, для себя я отвел на решение этого вопроса от одного до двух лет. Но, увы, ошибся, и сегодня сроки перевалили уже за эту отметку, — вспоминает Василий Кичеджи, который с 2011 по 2014 годы работал вице-губернатором Петербурга. — Причем, казалось бы, все выступают «за». «За» — министр культуры, поставивший на соответствующем документе свою визу, «за» — его заместитель, курирующий эти вопросы, «за», разумеется, — Русская Православная Церковь. И самое главное, «за» — миллионы граждан нашей страны, петербуржцев и не петербуржцев».
Так что же произошло? В чем причина торможения? Объяснение простое: «против» оказались некоторые депутаты ЗакСа, включая небезызвестного Бориса Вишневского, и член Совета Федерации от Санкт-Петербурга Людмила Косткина. Косткина написала письмо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, где, в частности, попросила «приостановить выход соответствующего распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, объективно оценить основания и последствия изъятия здания Благовещенской церкви из оперативного управления СПГБУ «Государственный музей городской скульптуры».
Косткина написала письмо — и вопрос о передаче храма Русской православной церкви завис в воздухе.
Важно отметить, что Музею городской скульптуры не предлагается уехать неизвестно куда. Место определено: это Уткина дача — памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX веков, расположенный на мысе у слияния Оккервиля и Охты.
Еще в 2012 году была одобрена концепция развития этой территории. А в 2013-м компания «Интарсия» подготовила проект восстановления усадьбы по чертежам 1880 года, картинам и фотографиям. Казалось, борцы за сохранение архитектурного наследия, а тот же депутат Вишневский все время заявляет о себе как о градозащитнике, должны приветствовать возрождение исторического здания. Но нет! По какой-то причине они настаивают на сохранении филиала Музея городской скульптуры в стенах Благовещенской церкви.
И задают глупый вопрос: если музей переедет, то и могильные плиты, и усыпальницы тоже придется перевозить? Конечно же, нет! И городские власти, и петербургская епархия давно разъяснили, что ничего перевозить не придется, но инсинуации на эту тему продолжаются.
Всего на территории, относящейся к Благовещенской церкви, размещены 63 захоронения видных сановников и военачальников XVIII — начала XIX веков. По православной традиции, все эти люди достойны поминовения. Сейчас, чтобы провести панихиду, например, на могиле Суворова, организации (частное лицо на это права не имеет) нужно написать письмо на имя директора музея, и директор решит, разрешить вам совершить поминовение или нет. А когда церковь снова станет церковью, это будет сделать без каких-либо бюрократических препятствий.
В Петербурге уже есть прецедент такого рода. Смольный собор, переданный недавно Русской православной церкви, продолжает оставаться местом, куда приезжают экскурсионные группы.
В случае передачи Благовещенской церкви в ведение епархии надгробья усыпальниц, которые находятся на ее территории, будут доступны для обзора всем желающим.
«В действующей церкви надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата. (В отличие от того, как сегодня Музеем городской скульптуры взимается входная плата для посещения только Благовещенской церкви в 100 рублей, а некрополей Александро-Невской лавры — в 300 рублей.). Примером тому является Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, который ежедневно совершенно свободно посещают многочисленные паломники и туристы независимо от их вероисповедания. Стоит напомнить, что в Казанском кафедральном соборе похоронен другой великий русский полководец — Кутузов, могилу которого могут свободно и бесплатно посетить все желающие», — сообщает пресс-центр Александро-Невской Лавры.
Епархия готова полностью взять на себя уход за захоронениями и будет осуществлять его строго по музейным правилам. Для этого у монастыря есть технические и другие возможности. Только у городской власти не хватает решимости довести до конца благое дело возвращения Благовещенской церкви в ведение епархии.
Георгий МАЕВ, интернет-журнал «Интересант»