По благословению епископа Выборгского Назария, викария Санкт-Петербургской епархии, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, в Петербурге, в Александро-Невской Лавре состоялся круглый стол «Традиции военно-патриотического воспитания».
Мы попросили рассказать о круглом столе одного из его организаторов, председателя Общества русского кулачного боя, художественного руководителя Святодуховского центра Александро-Невской Лавры Андрея Грунтовского.
Идея проведения подобных круглых столов появилась не вчера, и такие встречи проводились и ранее в разных форматах. Вчера мы провели круглый стол на тему «Традиции военно-патриотического воспитания». Он был проведен по благословению владыки Назария, который окормляет нас.
Мы попросили епархию, а именно Отдел по взаимодействию с казачеством и с вооруженными силами, который представляет отец Димитрий Василенков, стать главным организатором круглого стола. Александро-Невское братство и Общество кулачного боя также явились организаторами мероприятия.Это текущая работа, проводились такие мероприятия и раньше, будем и ещё их проводить. От Александро-Невского братства участвовал в этой работе Б.Б.Сергуненков. К нам также приехала дружина из Республики Марий Эл с протоиереем, который ранее был спецназовцем. Кроме того, в круглом столе принимали участие кадеты, представители Суворовского училища, казаки.
В основу воспитания мы должны ставить традиционную народную культуру, которая всегда зиждилась на русской идее — «Православие, Самодержавие, Народность». Сейчас о Православии стали говорить, а вот народность понимают очень по-разному, вплоть до того, что в клубах при храмах люди в кимоно учат джиу-джитсу, проводят какие-то медитации и т. д. А где-то вообще ничего не делают, кроме сборки-разборки автомата.
Есть разные мнения на счет патриотического воспитания. В общем, мы освещали два вопроса. Вначале отец Димитрий развивал мысль, что наш идеал — это православное патриотическое воспитание. Надо констатировать, что это только идеал, потому что у нас 99% молодежи – невоцерковленные люди, и для того, чтобы с ними работать, нужно широко понимать слово «патриотизм». Нужно иметь какую-то доминанту. Православный патриотизм для нас — это цель, но первый этап — это просто патриотическое воспитание, работа с невоцерковленной молодежью.
По второму вопросу доклад делал я. Тут мы обсуждали проблему использования русского рукопашного боя, русского вокала, русских традиций для воспитания патриотизма. В книге И.А.Ильина «Путь к очевидности» в седьмой главе есть определение национального самосознания. Для людей верующих национальное самосознание очевидно, но для невоцерковленных людей сформулировать его сложно. Поэтому на вопрос: «Как воспитывать патриотизм?» существует множество разных, порой полярных ответов.
После докладов дискуссия шла еще часа два-три. Были среди присутствующих спортсмены с большим педагогическим опытом, у них имеются свои взгляды по вопросу о патриотическом воспитании. Многое зависит от самосознания и мировоззрения человека.
В итоге мы хотим подать губернатору письмо с предложением создать централизованный патриотический клуб с установкой на традиционное воспитание. Военно-патриотические клубы у нас есть, а вот клубов, где присутствовала бы традиционная этнографическая культура в воспитании, нет вообще. Вот и я поинтересовался, что поют ребята в строю, и выяснилось, что поют они советские песни, поют какие-то вновь сочиненные песни и т. д. Никто не знает ни одной старинной строевой или казачьей песни. И таких печальных моментов очень много.
Существуют, правда, фольклорные ансамбли, в которых эти песни поют, но в них нет военно-патриотической подготовки. В результате все разобщено, а мы бы хотели создать единый центр, но для него нужно специальное помещение. Там мы могли бы проводить обучающие семинары для инструкторов. У нас на приходах есть очень хорошие инструкторы, но часто они имеют узкую направленность в своей работе. Вот и у меня, например, есть прекрасный инструктор, который преподает греко-римскую борьбу.
Конечно, хорошо, что молодежь занимается борьбой, а не наркотики употребляет, но для патриотического воспитания этого не достаточно. Вопросов очень много. Так, существуют вообще какие-то непонятные экзотические вещи, типа «русская йога», «русский цигун». Скажем, мягко говоря, что это опасно для души. Так что поле для нас в этой работе непаханое.