Александро-Невское братство, бывшее заметным явлением церковной жизни северной столицы в 1920-е — начале 1930-х годов, окончательно сложилось к 1 февраля 1919г на основе Братства по защите святынь Александро-Невской Лавры (январь 1918 г.), Александро-Невского православного трудового братства при свечном заводе (1918) и молодежного кружка, включавшего в себя монахов и мирян обоих полов (существовал с дореволюционного времени, участников объединяли просветительские беседы иеромонахов братьев Гурия и Льва (Егоровых) и имя святого Александра Невского, организованную форму кружок получил 8 марта 1918 г.). Братство было объединением людей, ревнующих о высших подвигах христианского благочестия. На протяжении четырнадцати лет оно играло заметную роль во всех важнейших событиях жизни Петроградской (затем Ленинградской) епархии, активно борясь с обновленческим расколом и противодействуя иосифлянскому разделению. Подобные братства возникали в соответствии с решением Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., в Петроградской епархии процессом их создания активно руководил будущий священномученик митрополит Вениамин (Казанский).
Создали и возглавили Александро-Невское братство три молодых иеромонаха, каждый из которых в дальнейшем стал известным церковным деятелем — Иннокентий (Тихонов), будущий архиепископ Винницкий, Гурий (Егоров), будущий митрополит Ленинградский и Ладожский, по последней кафедре Симферопольский и Крымский, и Лев (Егоров), будущий архимандрит, новомученик. Живым руководством ко спасению для единомысленных друг другу монахов были слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).
Принимались в братство «все желающие, уяснив, что они преданные религии люди».
Изначальные цели создания братства заключались в возрождении и развитии приходской жизни, выполнении отдельных служений по христианскому просвещению и воспитанию, в объединении людей, ревнующих о высших подвигах христианского благочестия, позже — в создании новых монашеских общин за стенами закрываемых обителей и подготовке к принятию пострига образованных молодых людей обоего пола, в условиях массовых репрессий — в подготовке кандидатов в епископат.
Деятельность братства была многоаспектна.
Основой духовной жизни членов братства были ежедневные истовые богослужения с точным соблюдением богослужебного устава, проповедью и общенародным пением.
Братство имело свои хоры, которыми первоначально руководили иеромонахи Иннокентий (Тихонов) и Гурий (Егоров).
Члены братства бескорыстно исполняли все обязанности по своему храму — пономарей, певцов, свеченосцев, чтецов и т.д.
За каждым богослужением произносилась действенная проповедь,имела место общая трапеза.
Просветительская и миссионерская деятельность:
Первоочередным делом были занятия Законом Божиим с детьми, занятия в кружках молодежи. Церковную работу с детьми возглавлял иеромонах Лев (Егоров). Братчики делали все возможное, чтобы после запрещения изучения Закона Божия в школах (Декрет об отделении церкви от государства от 19 января 1918 года), в народе не угас огонь веры. Лаврские иноки и миряне из братства вели 69 детских кружков, в которых изучался Закон Божий. Занятия проходили в основном по воскресеньям в помещениях при Крестовой Митрополичьей церкви, а также на квартирах. Детей учили церковному пению, церковно-славянскому языку, проводили для них говение и сокращенную Литургию, на которой они сами пели и читали. Дети участвовали и в крестных ходах, для чего были заведены специальные кресты, хоругви, иконы и облачения.
По воскресеньям устраивались религиозно-нравственные чтения для народа, темы которых вывешивались при входе в Лавру. Устраивались также лекции, диспуты и т.п.
Члены братства совершали паломнические поездки в монастыри Петроградской епархии, вели антисектантскую (в частности антибаптистскую, античуриковскую), а также противокатолическую работу.
Весной 1920 г. в Александро-Невском братстве возник миссионерский Сергиевский кружок под руководством М.А. Безбородова и В.И. Клочковой, действовавший главным образом среди молодежи.
К 1920 г. Александро-Невское братство имело большую библиотеку религиозных книг и предоставляло книги из нее в пользование другим братствам. В помощь миссионерской работе предположительно создавались и передвижные религиозные библиотеки для временного пользования в ближайших к Лавре домах.
В начале 1920 г. в составе братства профессор Н.М. Егоров возродил существовавший до революции богословский Златоустовский мужской кружок. По-видимому, он вошел в занимавшееся богословскими проблемами «Содружество под покровительством святого Василия Великого», председателем которого был Н.М. Егоров, а духовным руководителем о. Лев (Егоров).
На духовное совершенствование братчиков определенное воздействие оказывали находившиеся в Лавре богословские курсы, позже Богословско-пастырское училище, Богословский институт, в котором многие из них или преподавали, или учились.
Понимая, что над всеми существовавшими с дореволюционных времен монастырями нависла угроза закрытия, руководители Александро-Невского братства решили приступить к созданию новых монашеских общин за стенами обителей и подготовке к принятию пострига образованных молодых людей обоего пола. В качестве первого шага для всех имеющих личное стремление к монашеству были созданы мужской и женский кружки по изучению истории монашества и вопросов, к нему относящихся (соответственно, 18 августа 1921 г. и 16 октября 1921 г.). Первым руководителем мужского кружка был архим. Иннокентий (Тихонов), в кружок входили многие насельники Лавры. В 1922 г. его сменил иером. Гурий (Егоров), бывший также организатором женского кружка.
В Александро-Невской Лавре было создано специальное мужское общежитие с общей молитвой и трапезой.
Общежития монашеского типа для братчиц были созданы также на Конной улице, 8, 22 (по благословению архим. Гурия) и на Серафимо-Дивеевском подворье в Старом Петергофе, ныне — Ораниенбаумское шоссе, 11 (настоятель — иером. Варсонофий (Веревкин).
Монашеский мужской кружок имени Иоанна Лествичника особенно активно собирался в 1926-1928 гг., почти все из членов кружка в дальнейшем приняли монашеский постриг.
В 1926-28 гг. регулярно проводились заседания философского (мужского) кружка под руководством архим. Варлаама (Сацердотского).
Издательская деятельность:
За годы существования издавались: машинописная «Приходская хроника Скорбященской Лаврской церкви (Крестовой церкви)», «Миссионерская хроника» (В.Б. Шкловский), общебратский вестник, брошюры (Н. Красильников) и более солидные научные труды членов братства.
В частных издательствах вплоть до второй половины 1920-х гг. выпускались церковные календари. По воспоминаниям проф. Н.А. Мещерского, иеромонах, а позже епископ Иннокентий (Тихонов) «регулярно вел богослужебный отдел в православных церковных календарях; это были приложения к календарю».
Благотворительная деятельность:
Заключалась в посещении больниц, богаделен, приютов и раздачи там продовольствия, одежды, денежных пособий нуждающимся.
Действовала «больничная миссия», в которой участвовали братчицы, работавшие в больницах.
Оказывалась существенная помощь и бедным прихожанам храмов братства. В 1922 г. при Лавре на средства богомольцев Духовской и Крестовой церквей был открыт питательный пункт.
Политический Красный крест:
Забота об арестованных и осужденных по делам Церкви выражалась в материальной помощи им и духовной поддержке, которая осуществлялась как при личных свиданиях с заключенными в тюрьме, так и опосредованно. Братчицы постоянно запрашивали следователей и прокуроров о состоянии дел своих подопечных и следили за точным соблюдением властями закона.
Некоторые организационные формы деятельности братства:
- общебратские моления,
- общебратский годовой праздник (в ближайший воскресный день к зимнему 23 ноября / 6 декабря дню памяти св. Александра Невского),
- командировки членов братства для участия в богословских дискуссиях, для ведения бесед, лекций,
- издание общебратского вестника (хроники),
- единый фонд общебратской взаимопомощи.
Каждый член братства имел определенное ему руководителем дело в братстве, должен был жить под руководством избранного им духовника, выполнять правила религиозно-нравственной жизни («Памятка братчику и братчице» была составлена иером. Гурием (Егоровым).
К 1920 г. Александро-Невское братство достигло численности 70-100 человек.
Первая общебратская конференция состоялась 5 мая 1920 г. в Лавре, на ней было принято совместное решение об объединении в союз всех существующих городских братств «на почве религиозно-просветительной и благотворительной деятельности» и о создании совета.
К весне 1921 г. в общебратский союз входило уже более 10 петроградских братств, начали возникать первые братства и в других городах епархии. Вторая общебратская конференция состоялась в начале августа 1921 г.
В 1922 г. в условиях признания Лаврой обновленческого Высшего церковного управления, Александро-Невское братство, категорически отвергавшее обновленцев, не могло оставаться в стенах обители и было вынуждено уйти из Крестовой церкви. Началось время кочеваний по храмам, затем один за другим следовали аресты и ссылки руководителей («дело Спасского братства» 1924 г., «дело Епископского совета» 1925 г., «дело Богословско-пастырского училища» 1927 г. и др.) Однако братство находило новые виды и формы работы, набирало новых членов, в том числе высокообразованных молодых людей, и к 1932 г. насчитывало до 100 братчиков. Возникло несколько новых небольших общин сестер, например, на Растанной ул., 26, 8 и на Гончарной ул.
В 1930-е гг. руководителями братства были, в отсутствие сосланных о. Иннокентия и о. Гурия, архим. Лев (Егоров) и архим. Варлаам (Сацердотский). По сохранившимся архивным документам и воспоминаниям, разница во взглядах этих отцов заключалась прежде всего в том, что о. Лев считал необходимым в изменившихся к худшему внешних условиях готовить образованных молодых людей к принятию тайного монашеского пострига с тем, чтобы они, живя в светской среде и работая в гражданских учреждениях, боролись за Церковь и несли слово Божие в массы. О. Варлаам полагал, что по-прежнему необходимо создавать полулегальные общины сестер и братьев с уставом внутренней жизни, близким к монастырскому, и постепенным отдалением членов общин от советской действительности и светской среды вообще, он учил внутреннему благочестию и благотворительной деятельности (т.е. не призывал к мирской и миссионерской работе). Из всех братских отцов у архим. Льва «направление было наиболее светское». Среди его духовных детей имелось «много тайно монашествующих, которые не теряли светского облика и не были чужды советской действительности».
Содержание работы было, в основном, прежним. Важнейшим делом, которое в условиях нарастания безбожной пропаганды приобретало исключительное значение, считались частные занятия с детьми Законом Божиим. Собирались молодежные богословские кружки (их насчитывалось не менее пяти), поддерживалось тесное общение и взаимопомощь братчиков, осуществлялись паломнические поездки братчиков в монастыри — в Макарьевскую, Троице-Сергиеву (в Стрельне) пустыни, Кикеринскую, Нежадовскую и другие обители.
Оказывалась продуктовая помощь монастырям, главным образом, Макарьевской пустыни, материальная, вещевая, продуктовая помощь заключенным, больным и их семьям, это была практически единственная легально доступная форма церковной благотворительности.
Регулярно и организованно оказывалась помощь заключенным и ссыльным священнослужителям.
Полная трагизма и жертвенного служения Всевышнему история братства завершилась в начале 1932 г. Его судьба была предопределена развернутой кампанией массовых арестов священнослужителей и, прежде всего, монашествующих. Главный удар органы ОГПУ нанесли в так называемую «святую ночь» с 17 на 18 февраля 1932 г., когда было арестовано около 500 человек, в их числе около 40 членов Александро-Невского братства.
Следственные органы пытались сфабриковать дело влиятельной контрреволюционной организации с широкими внутрисоюзными и международными связями. В обвинительном заключении было сказано: «…доказано, что «братство» в настоящее время, как и в первые годы своего существования, являлось передовым отрядом церковной контрреволюции, указывая православной церкви пути борьбы против пролетарского государства в условиях периода социализма».
Открытого суда не было. 22 марта 1932 г. выездная комиссия Коллегии ОГПУ вынесла подсудимым приговор — от лишения права проживания в Ленинграде и Ленинградской области на 3 года до 10 лет лагерей.
Судьба осужденных в 1932 г. членов братства сложилась по-разному. Большинство братских отцов погибло в конце 1930-х гг. Некоторые из отцов выжили в заключении и даже вышли на свободу, но вскоре погибли или умерли от болезней.
Архимандрит Гурий (Егоров), единственный из руководителей братства, не погиб в период «большого террора» и в ссылке продолжал окормлять часть бывших братчиков и братчиц. Постепенно вокруг него в Ташкенте (позже, в Фергане) сложилась небольшая община его духовных детей — иеромонах Иоанн (Вендланд), монахиня Мария (Шмидт) и некоторые другие. В 1945 г. он был назначен наместником возрождавшейся Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, позднее — митрополитом Ленинградским и Ладожским. Скончался владыка Гурий в 1965 г.
Чудом выжил в лагерях несколько раз подвергавшийся арестам о. Серафим (Суторихин). Он был назначен настоятелем Георгиевского храма г. Самарканда, где и служил в сане архимандрита до своей смерти в 1979 г.
Следует отметить, что аресты все же не коснулись около 50 активных братчиков и братчиц (из них почти половина вступила в братство до 1926 г.). Оставшиеся в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе и не занимались организованной благотворительностью, хотя в индивидуальном порядке продолжали помогать арестованным за веру, а также обучать детей Закону Божию. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах. Последней из активных членов Александро-Невского братства скончалась 9 ноября 1993 г. в Петербурге Лидия Александровна Мейер.
Несмотря на жестокие репрессии, братские отцы все же во многом смогли воплотить в жизнь одно из своих стремлений — в условиях гонений подготовить новых молодых священнослужителей Русской Православной Церкви. Таким образом, след, оставленный Александро-Невским братством в истории Русской Церкви ХХ века, был достаточно заметным, и память о нем верующие сохранили до настоящего времени. В 2003 г. состоялось прославление в лике святых архимандрита Льва (Егорова) и двух братчиц — Екатерины Андреевны Арской и Киры Ивановны Оболенской.