2-е издание книги "Самсон Суханов"

Вышло в свет 2-е издание книги «Самсон Суханов» известного современного писателя Владимира Васильева. Первое издание буквально разлетелось среди читателей и стало библиографической редкостью. Интерес к вологодскому камнетесу не праздный. Как видно из книги Владимира Васильева жизнь Самсона Ксенофонтовича Суханова сама по себе интересна и познавательна, а с учетом того, что он и его бригада вологодских мужиков-камнетесов наваяла в столице Российской империи еще глубоко исторична.

Презентация книги Владимира Васильева «Самосон Суханов» состоится 13 октября 2017 года в малом (гостином) зале Святодуховского духовно-просветительского центра Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Начало презентации: 17 часов 00 минут.

Данное мероприятие станет первым подготовительным мероприятием к празднованию в 2018 году 250-летия со дня рождения Самсона Суханова. Учитывая большой личный вклад в строительство многих исторических сооружений, памятников истории и культуры Санкт-Петербурга замечательного вологодского каменотеса и ваятеля Самсона Ксенофонтовича Суханова этот юбилей не пройдет незамеченным и станет знаковым событием в культурной жизни города.

По вопросу приобретения книг можно обращаться по np_silverring@mail.ru


PS. Как правило, имена создателей прославленных архитектурных и скульптурных творений Петербурга хорошо известны. Но вот о непосредственных исполнителях творческих замыслов авторов или ничего не известно, или очень мало. А ведь без их тяжелого физического труда не могли бы получить окончательного завершения многие художественные произведения. Одним из таких мастеров был Суханов Самсон Ксенофонтович.


Самсон Суханов
Родился Самсон Суханов в глухой деревушке Завотежицы Вологодской губернии в 1768 году, в поле во время косовицы, и был сыном пастуха. Рос мальчонка непоседливым, крепким и толковым. С детства любил рисовать на бересте и лепить из глины человечков, как и отец, пас скотину. Мальчику не было и восьми лет, когда его отдали в батраки. Он носил воду, рубил дрова, чистил конюшню.

Подростком ушел с бурлаками на Волгу, а затем на Северную Двину.

Не раз ходил на звериный лов. Однажды встретился один на один с белым медведем. Северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил. Понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них. Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона. Тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок.

На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке.

Весной 1785 года артель вернулась в Архангельск с моржовыми салом и клыками, голубыми песцовыми шкурками, гагачьим пухом, медвежьими шкурами (две из них были трофеями Суханова).

Был Самсон на все руки мастер. Умел чинить сапоги, ставить колеса на водяных мельницах, резать из дерева ложки и веретена. В Архангельске нанялся работать на якорном заводе. От бурлаков, с которыми он ходил еще по Волге, много слышал о столичном городе Санкт-Петербурге. Очень уж хотелось Самсону посмотреть диковинную столицу. А тут оказалось, что шурин работает в городе на Неве. Летом 1797 года с обозом палтусины, сельди да семги пришел из Архангельска в Санкт-Петербург. Не думал и не гадал, что в российской столице найдет он свое главное дело.

В это время рядом с Летним садом возводился огромный Михайловский замок. Брат жены, которого отыскал Суханов, работал на этой стройке: поставлял камень, которого требовалось великое множество. На строительстве нужны были камнесечцы (тогда так называли камнетесов), и Самсон нанялся на работу. Он перенимал опыт работы у родственника Копылова, привыкал к молотку и зубилу, ворочал каменные глыбы. Работа тяжелая, но интересная. Камень, он ведь крепкий как железо! С ним, словно со льдинами в море, с умом сражаться надо. Чуть не так ударишь — расколется, и вся работа пропала. К тому же у каждого камня свой характер, его понять необходимо.

Камень Суханову подчинился быстро, и работа пошла. Подрядчики и архитекторы к нему стали присматриваться, поручать более сложные задания.

Когда завершилось строительство Михайловского замка, Суханов решил организовать свою артель. Работать не на подрядчика, а самому брать подряды. В артель к нему люди пошли охотно. Видели: человек он справедливый, бывалый, мастер знатный, дотошный — в свободное время выучился грамоте, учится архитектурные чертежи читать — с таким не пропадешь.

В 1800 году закончилось строительство Михайловского замка, а на следующий год начали возводить Казанский собор. Архитектор А. Н. Воронихин поручил артели С. Суханова возведение колоннады из 138 колонн, выходящей на Невский проспект, а затем и внутренней колоннады.

За строительство Казанского собора Самсон Ксенофонтович Суханов был награжден золотой медалью.

А потом пришла очередь Стрелки Васильевского острова.

Артель Суханова появилась на Васильевском острове в 1803 году. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные — поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И. П. Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны. Журнал «Отечественные записки» писал: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову».

В 1806 году приступили к строительству здания Горного института. Возвели двенадцатиколонный портик. На широкой лестнице поставили две скульптуры: «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». И двенадцать колонн, и обе скульптурные группы высекал Самсон Ксенофон-тович Суханов.

А потом были колонны Исаакиевского собора: К концу жизни, наверно, приятно было колонных дел мастеру пройтись по городу: куда ни погляди — всюду дело его рук! На башне Адмиралтейства стоят высеченные им (по модели Ф. Ф. Щедрина) статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке — мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита. И в Москве можно увидеть его труд — пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.

Много сделал Самсон Суханов для города на Неве. А вот старость была у него тяжелой. К середине XIX века, когда классицизм стал выходить из моды, у его артели сократилось число заказчиков. Началась полоса неудач. Он умер таким же бедняком, каким пришел сюда из-под Вологды. Мы не знаем ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен. В книгах о городе искусствоведы даже не упоминали его имени. Долгое время мы даже не знали, как он выглядит.

Однажды у одного московского коллекционера нашли старый холст. Под толстым слоем копоти и грязи невозможно было разобрать, что на нем изображено. Но реставраторы все-таки заинтересовались холстом. Сантиметр за сантиметром они начали очищать его и увидели подпись художника: «Василий Тропинин» — автор многих картин и портретов знаменитых людей. Когда холст очистили целиком, то оказалось, что это портрет старика, стоящего возле стены. Рядом изображена круглая база могучей каменной колонны. В руках старика каменотесный молоток. Установили, что это Самсон Ксенофонтович Суханов. Могучим памятником труда великому мастеру и его артели стал Петербург с его Исаакиевским и Казанским соборами, Ростральными колоннами на Стрелке Васильевского острова, с его замечательными изваяниями античных богов и героев.