Наши очные курсы церковнославянского языка (ЦСЯ) существуют с 2007 года. Накопив некоторый опыт, мы обнаружили, что существует совершенно пустая ниша, которая тоже может быть занята изучением ЦСЯ — это ниша удаленного интерактивного обучения. Два года назад мы начали занимать эту нишу. Обучение начиналось через Skype, единственное, что для обучения ЦСЯ достаточно важен видеоряд. Поэтому для получения интерактивной доски нами сначала было разработано программное обеспечение, чтобы тот канал, через который поступает сигнал от веб-камеры, передавал изображение рабочего стола. Затем нашли интересные программы типа Mikogo и TeamViewer, которые позволили по отдельному каналу запустить видеоряд. В настоящее время мы остановились на программе ооVоо, которая позволяет создать видеоконференцию на 12 человек. Для организаторов это сервис не бесплатный, но самый приемлемый. Там функционал шире, чем в Skype и сделан по принципу «всё в одном». Курсы проходят каждую среду в 19:00 по московскому времени. Важно, что именно по московскому времени, т.к. слушатели проживают в разных часовых поясах. География обучающихся достаточно обширная. Кроме Москвы и Московской области, наши слушатели проживают в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Саратове, Петрозаводске, Краснодаре, Екатеринбурге, Казахстане, Чехии, США и Франции. В зарубежье это тоже наши соотечественники, русские люди. Интернет-курсы трехступенчатые. Первая ступень — это графика и орфография, а также история ЦСЯ. После прохождения этой ступени у слушателя не должно остаться незнакомых значков. Этот уровень рассчитан на 20 академических часов, т.е. на 10 занятий. Далее следует второй уровень. По опыту могу сказать, что очные группы набираются быстрее, чем группы обучения через Интернет, а вот пропорция тех, кто продолжает обучение дальше, везде примерно одинаковая. Обычно, когда две группы заканчивают первый уровень, из них делается группа второго уровня, потому что от 30 до 60% слушателей удовлетворяются первым уровнем, и им больше ничего не надо. Между тем, второй уровень в два раза объемнее первого. Он составляет 40 часов, т.е. 20 занятий. Он посвящен грамматике ЦСЯ. На этой стадии изучается такие не совсем знакомые носителю литературного языка категории, как двойственное число, звательный падеж, аористы, имперфекты и т.д. Причем, практика показывает, что по мере изучения церковнославянской грамматики человек глубже понимает те процессы, которые происходят в грамматике русского языка. Он видит в русском языке остатки двойственного числа, звательный падеж в русском литературном языке, он понимает, из чего сделано прошедшее время и почему глаголы в настоящем времени изменяются по лицам, а в прошедшем времени по родам. Получается более объемное видение. Третий уровень — это комментированное чтение текстов. По объему оно около 60 часов, т.е. 30 занятий. Увеличение объема уровней связано с тем, что материал по разным уровням разный. Если для букв достаточно слов, то для грамматики нужны предложения. А для комментированного чтения это уже тексты, а это еще больше по объему. Пока до третьего уровня из интернетовских групп не дошла ни одна. До этого уровня дошли только две очные группы, сейчас они занимаются на третьем уровне. Для того чтобы принять участие в курсах нужно определенное техническое обеспечение. Компьютер, естественно, подключенный к Интернету, колонки (лучше наушники) и микрофон. Веб-камера не обязательна, т.к. видеоматериал появляется на рабочем столе — рисунки, надписи и прочее — в этом смысле интерактивная доска функциональнее «говорящей головы». Также следует с сайта ooVoo.com скачать одноименную бесплатную программу и установить ее. Она устроена так же, как Skype, поэтому не составит труда овладеть ею. В список контактов надо добавить контакт «Церковнославянский семинар». На связь мы выходим каждую среду. Второй уровень начался вчера, а на первый уровень идет запись. Контакты для записи см. ниже. Группы по 6-11 человек. Нижний предел ограничен окупаемостью курсов, а верхний — техническими возможностями программного обеспечения. Как правило, первое занятие посвящено обучению дистанционной работе. Далее начинаются 20 академических часов. Второй уровень начинает заниматься с 19:00 до 20:30, соответственно, первый уровень будет заниматься с 20:30 до 22:00 часов по московскому времени. В силу того, что количество слушателей в интернет-группах примерно в два раза меньше, чем таковое в очных группах, оплата интернет-курсов выше, чем очных, хотя 100 рублей в час — это на самом деле не так много на фоне других языковых интернет-курсов в мини-группах. Оплата принимается через Сбербанк, Qiwi, Яндекс.Деньги, почтовый перевод. В настоящее время по окончании курсов не выдается никаких сертификатов, кроме знаний. Конечно, в идеале хотелось бы сделать так, чтобы в результате прохождения нашего курса выдавалось какое-то официальное свидетельство об окончании, но это требует некоторого административного и организационного ресурса, который нужно отрывать от ресурса обучающего и научного. Проще говоря, нужно перестать заниматься обучением и исследованием и начать заниматься организацией, оформлением и согласованием. Безусловно, такая ситуация должна измениться. ЦСЯ как богослужебный язык Русской Православной Церкви и как наш постоянный учебный предмет с 988 по 1918 годы в принципе должен быть востребован в епархиях и, по сути, курсы изучения ЦСЯ обязаны существовать в каждой епархии, для начала хотя бы как разовые мероприятия. В 2007 году довелось мне работать в Архангельской епархии, где в Антониево-Сийском монастыре были собраны преподаватели воскресных и церковно-приходских школ — и целую неделю с 10 до 18 часов изучали церковнославянский язык. Другое дело, что не в каждой епархии есть для этого необходимые ресурсы. В этом смысле обучение в режиме видеоконференции гораздо менее затратно: преподавателя возить не нужно, размещать не нужно, кормить не нужно. А компьютер с интернетом и большой экран или проектор, пожалуй, любая епархия себе может позволить. Так что настраивайте у себя компьютер, собирайте группу, подавайте заявку — и в любой епархии могут появиться курсы ЦСЯ. Либо примыкайте к существующим группам в индивидуальном порядке.
Урок
7