Впервые в истории: Крестный ход соединил земли Руси и Византии

Десятки тысяч километров с крестом и молитвой уже проехали и прошли участники автомобильного крестного хода «Святая Русь». Крестного хода, соединяющего земли Православного мира во многих странах Европы и Азии – земли исторических Российской и Византийской империй. Среди организаций, поддержавших это начинание, общество исторического просвещения «Двуглавый орёл». Подробности – в беседе Царьграда с одним из организаторов крестного хода Василием Кухарем.

«Царьград»: Василий, крестных ходов в России и зарубежье проходит немало, но ваш, пожалуй, самый протяжённый из всех. Как зародилась его идея и в чём она заключается?

Василий Кухарь: Идея принадлежит группе православных магаданцев, и это уже третий крестный ход, который они организуют. В первый раз они вышли в 2017 году в патриотическом порыве организовать автопробег в поддержку Донбасса в целях собрать гуманитарную помощь и, конечно, оказать нашим братьям помощь молитвенную. И уже по ходу организации они поняли, что это должен быть именно автомобильный крестный ход.

Тогда к нему специально написали икону Казанской иконы Божией Матери, не совсем каноничную – с изображением Минина и Пожарского. Но это было искренним патриотическим решением: с этой иконой победили западных интервентов четыре столетия назад и надо побеждать сейчас. И с этой иконой они добрались до Донбасса, а потом проехали по России до моего родного Петербурга, где мы и познакомились.

И уже в следующем, 2018 году мы совместно организовали Царский крестный ход в память 100-летия убийства Царской семьи. Это был четырёхмесячный пеший крестный ход от Пскова до Екатеринбурга и, с другой стороны, встречный автомобильный от Магадана.

Крестный ход, соединивший земли Руси и Византии

Ц.: А что касается сегодняшнего, третьего крестного хода? Когда появилась эта идея?

В. К.: Автомобильный крестный ход «Святая Русь» мы, участники и организаторы Царского крестного хода, организовали в прошлом году. Он был приурочен к началу подготовки празднования 600-летия явления Годеновского креста (деревянный крест византийского происхождения, явленный на глухом болоте недалеко от Ростова Великого в 1423 году. – Прим. ред.).

Побывав на месте явления этой святыни в монастыре Животворящего Креста Господня Шуйской епархии Ивановской митрополии, мы приняли участие в подготовке народного комитета по подготовке празднования этого юбилея. Это явление имеет вселенское значение, поскольку стало символом передачи «эстафеты» от Византии к России (уже в 1439 году Константинопольская Церковь вступит в унию с католиками, а в 1453-м – Константинополь падёт под ударами турок-османов. – Прим. ред.). По преданию, этот крест «небом был принесён и явлен с греческой стороны».

И одним из элементов празднования этой годовщины было решено сделать наш автомобильный крестный ход. Магаданцы взяли на себя основную подготовку, а наша уфимская группа сделала точную копию Годеновского креста для пронесения крестным ходом. И уже в апреле 2019 года наш крестный ход вышел из Магадана.

Ц.: То есть он был не только автомобильный, но и пеший?

В. К.: В основном, автомобильный, но и пеший. Конечно, было несколько остановок, мы пересекались с разными крестными ходами. Например, с Великорецким, который прошли полностью, пронеся на плечах наш Годеновский крест. Потом, 11 июня, мы прибыли в Годеново, где заложили традицию пешего крестного хода от самого Годеново, именно там, в Никольском женском монастыре, сейчас находится явленный крест (где был спасён в 1940 году от уничтожения советской властью – люди сначала спрятали его в подвале, а потом в ближайшем храме).

От Годеново мы прошли семь километров до места явления креста: собралось около 300 человек со всей России, после чего отправились по рубежам России через северную часть нашей страны – Вологда, Архангельск, Мурманск, Калининград, а потом – вся Белоруссия и Украина. И в дни празднования Крещения Руси мы были в Киеве, где присоединились к пешему Всеукраинскому крестному ходу.

Ц.: Не было ли проблем при пересечении украинской границы?

В. К.: Конечно, были, да ещё какие! Двоих наших братьев задержали и хотели посадить на восемь лет за то, что они были в Донбассе и не скрывали этого. Самое меньшее, что им приписывали – это «незаконное пересечение границы», но в итоге им просто поставили штамп в паспорте: на пять лет запрещён въезд на Украину.

А после Украины мы вернулись в Белоруссию, где обратились к людям с вопросом: будем ли обходить большие рубежи исторической России или малые, современные. Люди проголосовали за большие рубежи, и мы через Петербург поехали в Финляндию, а потом в Прибалтику, Польшу и так до Афона. В Финляндии мы посетили основанный русскими монахами Новый Валаам, русское кладбище и православный приход Александра Невского в Хельсинки.

В августе мы на пароме переправились машинами в Таллин, откуда поехали по Европе. Но если по России мы ехали со скоростью один день – один город, то по Европе, в среднем, один день – одна страна: Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Сербия. И вот в Сербии мы задержались дней на 10, потому что нас там встречали знакомые сербы, которые с нами ходили Царским крестным ходом.

Сербы попросили проехать по всей стране и показали нам: вот что будет с вами, что хотят сделать с вами, что сделали с нами. Разбомбили, разорвали страну на части. И пытались нас завезти и в Косово, но на границе нас развернули. Заехали и в Черногорию, где встретились с владыкой Амфилохием, митрополитом Черногорско-Приморским, который нас радушно принял и благословил на дальнейший крестный ход. Когда митрополит Амфилохий нас приветствовал, он сказал: «Для меня Святая Русь – это пространство от Камчатки до Цетине», то есть от восточных рубежей России до исторической и духовной столицы Черногории.

Дальше мы из Сербии через Македонию проехали до Греции, где сразу попали на Афон в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, монахи приняли нас с удивлением: мол, как же вы из Магадана, из такой дали, да с таким Крестом крестным ходом? И на Афоне мы тоже задержались, пробыли три дня.

Гостеприимная Турция и настороженная Грузия

Ц.: По сути, это начался уже «византийский» фрагмент вашего пути. В какое же время вы добрались до Афона?

В. К.: Это уже конец августа – начало сентября. Из Греции мы выехали в Турцию, ещё надеясь добраться до Святой земли. По нашим-то меркам это совсем недалеко: через море перебраться. Надеялись найти паром, добраться до Израиля, пройти путём Христа до Голгофы и освятить там копию нашего Годеновского креста. Но до Израиля мы так и не смогли добраться.

Мы застряли в Турции, причём застряли по радушию турецкому. Даже не ожидали, что нас там так примут. Ехали с осторожностью, всё-таки мусульманская страна, а мы с крестом. Но единственной проблемой было пересечь турецко-греческую границу, турки греков не любят, а потому мы проехали через Болгарию.

Приехав в Стамбул, мы неожиданно узнали, что там появился православный храм Московского Патриархата. И мы там с радушием были приняты всем приходом, где русскими считаются и грузины, и молдаване, и многие другие люди Русского мира. После литургии они провезли нас по Стамбулу, показали всё, что можно было показать. Дали контакты русских общин в Анталии, Алании и на Северном Кипре.

Ц.: И весь этот путь вы проделали с изображениями православных икон и георгиевской ленточки на ваших машинах? То есть во всех странах, включая Турцию, все видели, что это автомобильный крестный ход?

В. К.: Конечно. Только на Украине «Газель» с георгиевской ленточкой не была. Все нас отговаривали, говоря, что если даже нас случайно пропустят на границе, то найдутся безумцы, которые будут на это бросаться. В итоге Украину я один прошёл с нашим крестом. Пропустили только меня одного.

Ц.: Но вернёмся в Турцию. Так почему же вам не удалось оттуда добраться на Святую землю?

В. К.: Сначала мы добрались до Анталии, оказалось, что там только формируется русская православная община. Местным русским дали священника, отца Георгия, и раз в месяц они стали собираться в арендованном помещении на литургию. С отцом Георгием мы побывали в древних Мирах Ликийских (ныне – турецкий город Демре), в храме, в котором служил Святитель Николай Чудотворец. Нас туда пропустили с крестом. И не просто пропустили, но и сами турки-охранники попросили помолиться за них. И мы там служили краткий молебен.

В Алании нас тоже встретила местная русская община. До слёз: нас там ждали часа два, когда мы подъедем, вышли встречать и стар и млад, прикладывались ко кресту, плакали. Как российского воздуха вдохнули. И дальше помогли добраться до Кипра, надеясь оттуда добраться до Святой Земли. Но в начале сентября оттуда перестали ходить паромы в Израиль.

Но и на Кипре была целая история, там ведь до сих пор состояние войны между Северным, турецким и греческим Кипром. А мы проехали на Северный Кипр из Турции. Но и там смогли пересечь и побывать на юге Кипра, Слава Богу, там не ставят штампы в паспорта, но дают вкладыши, иначе нас бы лишили Шенгенской визы (эта граница не признана Европой).

А вернувшись с Кипра, мы обнаружили в почте ответ. До этого мы писали Башару Асаду с просьбой разрешить нам проехать через Сирию в Израиль. И в итоге получили ответ из нашего Министерства обороны, что ехать не рекомендуют нам, поскольку никто не может гарантировать нам безопасность. В итоге с Кипра мы вернулись в Турцию, поскольку с Северного Кипра больше никуда не выпускают.

А из Турции уже поехали в Грузию, в надежде возвращаться домой. Но в братской православной Грузии наткнулись на серьёзную проблему. Оказалось, что год назад они приняли новое законодательство, по которому грузовики в Грузию могут въехать только со специальным разрешением, которое мы могли получить только в России. В итоге проехали только на микроавтобусе с крестом, побывали в Батуми, в Тбилиси, в монастыре Самтавро, где покоится преподобный Гавриил (Ургебадзе).

Побывали и в Патриархии, где попытались решить вопрос с таможней, но там только руками развели. Оказалось, что в Грузии мы оказались на следующий день после того, как грузинский Патриарх Илия II выразил ноту протеста против того, что наш Патриарх Кирилл поздравил абхазского президента, и из-за этого осложнились отношения между нашими Церквами. Тем не менее грузины нам всё равно старались помочь, и в грузинских храмах и монастырях, в которых мы побывали, нас принимали как братьев.

Но в итоге из Грузии пришлось вернуться обратно в Турцию, и возвращались обратно в Россию опять через всю Европу и Белоруссию. Вернулись уже в конце октября.

От Крыма и Северного Кавказа до Сибири и Дальнего Востока

Ц.: Но на этом крестный ход не остановился?

В. К.: Нет, из Белоруссии мы вернулись в центр России через Белгород, Орёл, Воронеж, опять побывали в Донбассе: Донецк, Луганск, а оттуда в Крым. И мало того, что проехали через весь Крым, но в Севастополе командующий Черноморским флотом вице-адмирал Осипов дал нам свой катер. И мы с крестом на адмиральском катере прошли по Севастопольской бухте мимо всех кораблей, которые стояли на рейде. Побывали и на крейсере «Москва», там тоже был молебен, который совершил помощник командующего флотом по работе с верующими военнослужащими отец Александр.

А к ноябрю стали выбираться на Северный Кавказ: от Адыгеи до Дагестана, до Махачкалы. Побывали и в адыгейском Михаило-Архангельском монастыре, основанном русскими монахами-афонитами. Там игумен попросил нас проехать и по другим монастырям Северного Кавказа, которые были основаны афонскими монахами. Ну а дальше по республиканским столицам, по кафедральным соборам. Очень интересными были посещения Грозного и Владикавказа.

Ц.: Интересно, как принимали вас в Грозном?

В. К.: Очень необычно: православные боялись, потому что мы не успели получить благословение правящего архиерея, архиепископа Махачкалинского и Грозненского, его не было на месте. В Грозном мы побывали в храме Архангела Михаила, на который два года назад было нападение, и сейчас он находится под постоянной охраной.

Но лучше всего нас там принимали наши знакомые грозненцы из общества «Двуглавый орёл». Мы вместе с ними были на кладбище, которое они охраняют и восстанавливают. Там много русских могил, памятник советским воинам. Для них он является главным символом нашего единства и общего прошлого. Дальше – Махачкала. Мы побывали в кафедральном соборе, прочитали там акафист.

А уже с Кавказа стали возвращаться в центр России, в Москву, которая звала нас всё лето. Но прибыли уже в начале декабря – через Ставрополь, Астрахань, Элисту, Волгоград, Тамбов, Оптину пустынь. Побывали и в Твери. А 6 декабря в Храме Христа Спасителя приняли участие в заседании Бюро Всемирного Русского Народного Собора, где у нас состоялась большая беседа с Константином Валерьевичем Малофеевым.

 

XXIII Всемирный Русский Народный Собор: Народосбережение – настоящее и будущее России

Ц.: Ваш крестный ход очень близок основной идее ВРНС – духовному собиранию, сближению земель Русского мира – Святой Руси. Но правильно ли я понимаю, что и Москва для вас стала лишь промежуточным этапом крестного хода?

В. К.: Да, после этого мы отправились в начальную точку – Магадан. Уже 7 декабря были в Александрове на открытии памятника царю Ивану Грозному. Потом – вновь Годеново, ровно через полгода, 11 декабря, мы пошли обратным крестным ходом: от места явления креста в Годеновский монастырь.

А после этого – в Магадан, надеялись проскочить морозы и успеть к Новому году. Но, разумеется, не получилось. Везде нас пытались позвать: как же вы к нам не заехали, поэтому было много незапланированных заездов. Были и приключения из-за сибирских морозов. Мы же как выехали в апреле в кроссовках, так в кроссовках и возвращались. И по пути нам люди собирали одежду: где-то дали валенки, где-то тулупы. Конечно, это отдельная история, как люди встречают крестный ход. Это просто чудо!

И уже после Нового года, 2 января, мы въехали в Якутию и впервые остановились на утепление, начали утеплять машины, понимая, что дальше холода уже под 40. И 6 декабря, к Рождеству мы прибыли в Якутск, где отпраздновали Рождество. По прогнозам, до 10 января вроде бы ещё не было морозов до 50 градусов (это такой рубеж, и психологический, и технологический, для машин это уже в металле изменения, не говоря о резинках). И мы отправились в Усть-Неру, это Оймяконский район, примерно тысяча километров от Якутска, примерно половина пути от Якутска до Магадана, полюс холода.

Но прогнозы не оправдались, и когда мы приехали в Усть-Неру в два часа ночи, то термометр у местного настоятеля отца Феодора показывал минус 50. И дальше двое суток мы ехали при температуре за 50, и в один момент у меня проваливаются тормоза: пытаюсь затормозить – и чуть не въезжаю в «Газель», едва сворачиваю. Слава Богу, просто в сугроб уткнулся.

А ещё через 100 километров в «Газели» масло стало давить во все щели, даже через свечи выдавливало. Три канистры долили и так доехали до Сусумана – второго по величине города Колымы, центра золотодобычи. И там, слава Богу, нашли тёплый бокс, машины подремонтировали, чтобы добраться до Магадана. И в Магадан приехали в ночь с 11 на 12 января.

В планах – Чукотка, Камчатка, Владивосток и Китай

Ц.: Но ведь и это не завершение крестного хода?

В. К.: Это только остановка, чтобы подготовить машины и дальше идти на Чукотку. Мы решили, что крестный ход не заканчивается, но продолжается и идёт три года до 600-летия явления Годеновского креста. Как просветительский миссионерский крестный ход, рассказывающий о значении явления этого креста в России.

За это время мы уже получили благословение архиепископа Анадырского и Чукотского, архиепископа Петропавловского и Камчатского. И сейчас магаданцы готовятся к тому, чтобы выехать на Чукотку уже совсем скоро, в феврале. С колонной, которая пойдёт на Чукотку доставлять грузы. Потому что дорог там нет, есть возможность по зимнику до Билибино. А потом крестный ход продолжить по Чукотке, потом по Камчатке. Таким образом, выполнить благословение черногорского владыки Амфилохия о «Святой Руси от Камчатки до Цетине».

Ц.: Задача грандиозная. Но впереди до празднования 600-летия явления Годеновского креста ещё три года. Какие планы?

В. К.: Как я уже сказал, ближайшее время – это Чукотка, Камчатка, Владивосток. То есть обойти самые восточные рубежи. А потом из Владивостока зайти в Китай и пройти через Китай к Благовещенску или Чите, в том числе, возможно, побывав в местах русской эмиграции. Правда, маршрут по Китаю ещё не составлен.

Ц.: Благословение владыки Амфилохия вы уже почти выполнили. И всё-таки, по опыту первого года вашего крестного хода: существует ли единое пространство Святой Руси, от Черногории до, пусть вы ещё не дошли до Камчатки, но до Магадана?

В. К.: Есть! И это для меня просто удивительное открытие, что даже в Европе, где, казалось бы, уже похоронены все обломки христианства, оно сохраняется. Так, в той же Венгрии местное правительство выделило 8 миллионов евро на восстановление православных храмов. И там есть наша полноценная православная епархия. Но Европу давят, и на нас там смотрели, как на каких-то «посланцев Большой России», которая помогает возрождению Православия.

https://spb.tsargrad.tv/articles/sv…