Молебен священномученику протоиерею Петру Скипетрову

В первый день февраля — день памяти священномученика протоиерея Петра Скипетрова Александро-Невское братство отметило 92 года с момента своего создания. Сегодня, 2 февраля, в Свято-троицкой Александро-Невской лавре был проведен торжественный молебен, посвященный священномученику, защищавшему Лавру и ее прихожан от разорения и издевательств большевиков.

Ныне, по истечении почти сотни лет, участникам Александро-Невского братства вновь приходится вступать в борьбу за святыни, отобранные у верующих богоборческой властью.
 
Уже больше двух недель продолжаются горячие дебаты между верующими и чиновниками от музеев по поводу возвращения церкви отнятого «имущества». Хранители ворованных сокровищ и ангажированные журналисты, объединившись в жесткую оппозицию, всячески уводят дискуссию в сторону, прикрываясь интересами государства и пытаясь обелить махровую дыбенковщину. Но с помощью красивых слов из народной памяти не удастся вытравить кровь мученников, бесстрашно встававших на пути расхитителей и поругателей святынь.

Вот как пишет о трагических событиях начала 1918 года иеромонах Нестор (Кумыш) в своей книге Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской епархии:
«19 января 1918-го года, после обнародования декрета об отделении Церкви от государства, большевики предприняли попытку захвата Александро-Невской лавры и раки Св. благ. великого князя Александра Невского. В этот день, в час дня, в Лавру прибыл отряд матросов и красногвардейцев во главе с комиссаром Иловайским, который тотчас же последовал в покои митрополита с требованием их освободить. Затем комиссар, в сопровождении красногвардейцев, направился в собрание духовного собора Лавры, где в то время находился наместник преосвященный Прокопий, и потребовал сдать все лаврское имущество».

После отказа подчиниться распоряжениям новой власти епископ был тут же арестован и заключен под стражу в собственной келлии. Той же участи подвергли и членов духовного собора.

Однако народ, оказавшийся в Лавре, движимый чувством негодования, без долгих колебаний и сторонних призывов, решительно поднялся на защиту своих святынь. В это время с лаврской колокольни раздался набат. Оказалось, что находившиеся в лаврском дворе богомольцы, узнав о появлении красногвардейцев, по собственной инициативе бросились на колокольню и забили тревогу.
 
К Лавре стали быстро стекаться толпы народа. Особенно много было женщин. Слышались крики: «Православные, спасайте церкви!» Затем толпа обезоружила матросов, а комиссара сбила с ног, отобрав у него предварительно револьвер. Красногвардейцы побросали оружие и разбежались».

Все это только разъярило власти. Через некоторое время к Лавре подъехал грузовик с новым вооруженным отрядом и двумя пулеметами, которые тотчас же были поставлены на лаврском дворе. Начался новый приступ. «По звонарям дали несколько залпов. Однако набат продолжался. Один из красногвардейцев вошел в церковь, наполненную богомольцами, и потребовал, чтобы ему указали вход на колокольню. Взобравшись наверх, он с револьвером в руке согнал оттуда звонарей. Внизу красногвардейцы и солдаты энергично изгоняли богомольцев из лаврского двора. Было произведено несколько выстрелов».

В этот самый момент и появился у ворот Лавры протоиерей Петр Скипетров со своим сослуживцем, отцом В. Покровским. (За день до захвата Лавры, 18 января, они были вызваны к трем часам дня на прием к митрополиту Вениамину.) Здесь-то и встретил отца Петра его сын, семинарист Николай, с настойчивой просьбой не идти далее. То, что произошло после этого, отражено в подробном отчете Особой комиссии под руководством прот. А. Кононова, производившей расследование обстоятельств гибели отца Петра Скипетрова. Этот отчет был полностью опубликован в газете «Петроградский церковно-епархиальный вестник» для того, чтобы развеять нелепые слухи народной молвы вокруг смерти настоятеля Скорбященской церкви. Вот что там, в частности, сообщалось:

«В разных местах Лавры наблюдался народ в тревожном настроении по причине появления в Лавре красногвардейцев. Войдя в коридор главного подъезда, протоиереи увидели нескольких гвардейцев, которые пререкались с женщинами и угрожали им винтовками и револьверами. Протоиерей Скипетров обратился с горячим пастырским увещанием к вооруженным людям не производить насилия над верующими, и не издеваться над народными святынями. Не прошло и нескольких секунд, как последовал выстрел из револьвера со стороны одного из красногвардейцев, и о. Петр, как подкошенный, безмолвно опустился на пол коридора. Лицо его имело совершенно спокойное выражение, но показавшаяся мгновенно изо рта кровь свидетельствовала, что он ранен.
После ранения прот. Скипетрова вооруженные люди разбежались, скрывшись от возбужденной толпы. Потерявшего сознание священника бережно перенесли в лаврскую братскую больницу. Сюда был вызван по телефону сын о. Петра врач П. П. Скипетров, который нашел отца в крайне тяжелом состоянии. Револьверная пуля прошла через нижнюю челюсть и засела в шее. Экстренная медицинская помощь привела раненого на краткий момент в сознание, он попросил воды, а затем отрывисто сказал: «Маму… детей… благословить… умираю… владыку митрополита…» Пытался благословить подошедших детей, но это ему не удалось, так как он не мог поднять руки. Ввиду необходимости немедленной помощи он был перенесен в ближайший лазарет, располагавшийся по Невскому пр., 135. Дежурный врач этого лазарета д-р Любовский внимательно осмотрел рану, констатировал перелом нижней челюсти, наложил повязку и шину, затем больного перенесли в отдельную палату. Здесь к больному была допущена его жена, которую он узнал, пытался ей что-то сказать, но не мог, так как разговаривать было запрещено. Вскоре прибыл владыка Вениамин и благословил о. Петра, тот открыл глаза, но не произнес ни одного слова. Кроме доктора Любовского, деятельное участие в уходе за больным принимали старший врач проф. Звержховский и сестры лазарета. Были употреблены все средства, но, несмотря на это, около 10 часов вечера состояние больного внезапно и резко ухудшилось, и в 10 часов 45 минут вечера о. Петр отошел в лучший мир».

Священномученик Петр Скипетров был прославлен 25 декабря 2001 г.
 
Участники сегодняшнего молебна в Лавре намерены обратиться (обратились) к руководству города с призывом о возвращении святынь. В нем подчеркивается: «Признавая преступления прошлого, недопустимо пользоваться их плодами. Пользуясь плодами церковного грабежа и вандализма 20-30 годов, мы солидаризируемся с их организаторами и исполнителями. Следует признать ненормальным положение вещей, когда первый храм Лавры, по которому она названа, не принадлежит Церкви, а является музеем. Позорна и кощунственна та ситуация, когда для входа в Дом Божий и для поклонения праху защитника Отечества А.В.Суворова требуется платить деньги. Призываем к скорейшей передаче всех отобранных святынь Александро-Невской Лавре».