Мероприятие по празднованию 165-летия со дня рождения одного из основателей Российского Императорского военно-воздушного флота России А.М.Кованько

Пресс-служба Ленинградского областного отделения Александро-Невского братства получила от члена нашего Братства Петра Владимировича Бабенко информацию и приглашение к участию в мероприятии по празднованию 165-летия со дня рождения одного из основателей Российского Императорского военно-воздушного флота России А.М.Кованько.
Мероприятие запланировано на 20.03.2021 года 
 

 Александр Матвеевич Кованько (1856 — 1919)

Основоположник использования в российской армии аэростатов, дирижаблей и самолётов, изобретатель и пилота-аэронавт, Командующего Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы, (1856-1919)

Эта история началась ни много ни мало 136 года назад, 27 октября 1884 года. Тогда генерал-майор Михаил Боресков по приказу военного министра Петра Ванновского начал формировать команду воздухоплавателей. Окончательно же подразделение было создано 24 октября 1885 года. А первым командиром военных воздухоплавателей стал Александр Кованько… подпоручик. 

Здесь сыграли роль образованность и эрудиция молодого офицера: около шестидесяти патентов, которые на свое имя зарегистрировал Александр Кованько, — не шутка. Изобретать начал еще в военном училище. Причем интересовался совершенно разными сферами: играл на рояле, писал маслом и акварелью, резал по дереву, пытался докопаться до секретов скрипок Страдивари, придумывал новые типы клеенок, конструировал пожарные сигнализации и минные датчики. Принципы же, на которых базировались рационализаторские предложения Кованько, используются и сейчас. Плюс ко всему этому — знание шести языков и неимоверная отвага, доказанная им во время военных кампаний. Все это сыграло свою роль в судьбоносном как для Кованько, так и для государства решении.

Начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько родился 4(16 марта) марта 1856 года в Петербурге в Эртелевом переулке (сейчас улица Чехова) в семье потомственных  полтавских казаков.

В 1878 году он окончил Николаевское инженерное училище, затем служил в лейб-гвардии Саперном и понтонном батальонах. В 1884 году Кованько выставил проект аэроплана и воздушного винта, после чего его привлекли к работе по организации отечественного воздухоплавания

26 января 1885 года Кованько А.М. сформировал первую в России команду,  положившая основу военному воздухоплаванию в стране, которая в последствии была реорганизована в Учебный воздухоплавательный парк, а затем в Офицерскую  авиашколу.

В парке существовали мастерские, голубиная и учебная метеорологические станции, лаборатории, фотографический павильон.

Сам Кованько знакомил офицеров с историей техники воздухоплавания за границей и в России. В 1890 — 1910 годах он командовал Учебным воздухоплавательным парком в Санкт-Петербурге. Воздухоплаватель совершил свыше 80 полетов на аэростатах, в том числе перелет Петербург — Нижний Новгород осенью 1885 года, он участвовал во многих атмосферных и метеорологических  исследованиях. Под руководством Кованько проводили разработку и испытания аэростатов и дирижаблей, аппаратов для получения газа и т.п. Заслуги Кованько в деле воздухоплавания и экспонаты, представленные учебным воздухоплавательным парком на Всемирных выставках в Париже (1900) и Сент-Луисе (1904), были отмечены наградами.

Во время русско-японской войны,Александр Матвеевич командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном, занимавшийся воздушной разведкой и корректировкой артогня. В 1909 году, когда в России все больше становилось частных самолетов и летчиков, государство авиацией не располагало. Поэтому Кованько и инженера Н.А. Скрицкого командировали для сбора информации о состоянии европейской авиации.

В марте 1910 года для обучения авиаделу во Францию были отправлены 7 офицеров и 6 нижних чинов. С мая началась подготовка пилотов в Гатчине, 11 ноября — в Севастополе. В ноябре 1910 года Россия имела 33 пилота и уступала в этом отношении лишь Франции.

Отдельно стоит рассказать о том как силами авиапарка. Еще до Первой мировой войны он организовал работы по аэродинамике. Его школа располагала одной из первых аэродинамических труб. Военное ведомство  поддержало предложение Кованько на разработку самолетов и выделило средства 20 декабря 1908г .Капитан М.В. Агапов, и штабс-капитан Б.В. Голубов, Б.Ф. Гебауэр, А.И. Шабский изготовили в 1909 году каждый свою конструкцию. Это были самолеты с двумя, тремя и даже девятью крыльями. Аэропланы, построенные в мастерских парка, известны в истории техники, как «гатчинские конструкции». 

Из пяти проектировавшихся в Гатчине было построено было только три. Лишь биплан «Фарман-Соммер» Агапова, созданный с применением особенностей двух иностранных конструкций, успешно летал, и в 1910-1912 годах его использовали как учебный при подготовке пилотов в Гатчинской школе(на военном поле Кирасирского полка). В начале 1913 года на базе нескольких иностранных образцов сын А.М. Кованько, поручик А.А. Кованько, спроектировал и изготовил одноместный расчалочный бесфюзеляжный моноплан. Самолет применяли в школе как учебно-тренировочный; его хорошие летные и эксплуатационные характеристики побудили военное ведомство заказать еще два самолета этого типа

Организовал Кованько и обучение летчиков. В 1910 году на Гатчинском военном поле силами возглавлявшего им учебного заведения был оборудован аэродром –первый военный аэродром в России.  С 1912 утверждён

 2-ой отдел « Авиационный» что позволило сформировать несколько авиационных рот, материальную часть для которых (самолеты «Фарман» и «Ньюпор») выпускали отечественные заводы.

После революции 1917 года тяжелобольного генерала родственники вывезли в Одессу, где он скончался 20 апреля 1919 года. 

 

День Памяти одного из основателя Российского Императорского военно-воздушного флота потомственного полтавского казака Кованько А.М. на 20.03.2021, к 165-летию со дня рождения

Сбор участников мероприятия МО ДОСААФ России Приморского р-на гор. Санкт-Петербурга Ул. Афонская д. 5


Выставка рисунков «Первые Покорители воздушного пространства»,  учащихся СИВЕРСКОЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ И.И. ШВАРЦА


История первых Аэродромов РОССИСКОЙ ИМПЕРИИ — КОМЕНДАНСКОГО, КОРПУСНОГО и ГАТЧИНСКОГО


Молебен во всякое благое дело и памяти 165-летия со дня рождения Коваванько А.М. для гостей и участников дня Памяти


Научно-познавательная конференция «Зарождение Российского Императорского военно-воздушного флота» к 165-летию со дня рождения потомственного полтавского казака Кованько А.М.


Торжественное открытие дня Памяти: митинг приветственные речи представителей власти и организаторов « Дня Памяти одного из основателя Российского Императорского военно-воздушного флота потомственного полтавского казака Кованько А.М.»  


1.Показательные выступления Первичного отделения Федерации рубки шашкой «КАЗАРЛА» ДОСААФ.
2. Награждение почетных гостей и участников  дня памяти памятными значками и грамотами от Ассоциации выпускников  Училищ Тыла.