Итоги конференции ''Проблема пацифизации российской молодёжи. Пути решения''

3 ноября 2010 г. в С-Петербурге в Духовно-Просветительском Центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры состоялась конференция по теме «Проблема пацифизации российской молодёжи. Пути решения».

Конференция проводилась в рамках реализации Программы «СПАС», осуществляемой Ленинградским областным общественным фондом содействия национальному единению и согласию «Миротворец» совместно с Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской Епархии и с Координационным Советом военно-патриотических и спортивных клубов Санкт-Петербургской Епархии.
Цели Конференции:

● Привлечь общественное внимание к проблемам духовно-нравственного просвещения и военно-патриотического воспитания российской молодёжи.
● Привлечь государственные и общественные, светские и религиозные, военные и гражданские, благотворительные и коммерческие организации к деятельному сотрудничеству в деле духовно-нравственного просвещения и военно-патриотического воспитания российской молодёжи.

Участники Конференции:
● Представители Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, профильных отделов Санкт-Петербургской Епархии, общественно-церковных организаций.
● Представители органов государственной власти С-Петербурга и Ленинградской области.
● Представители Вооруженных Сил и Правоохранительных Учреждений РФ.
● Преподаватели ВУЗов и учителя школ С-Петербурга и Ленинградской области, Москвы.
● Представители профильных учреждений Министерства образования науки РФ, Академии наук РФ.
● Руководители и члены военно-патриотических и спортивных клубов, а также молодежных организаций РФ.

Среди докладчиков Конференции:
● Апёнышев Н.С., генерал-лейтенант, руководитель областного отделения ДОСААФ-Петербург.
● Карпов В.Б., полковник, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского.
● Лутовинов В.И., (г.Москва) профессор РАГС при Президенте РФ, советник ЦС РОСТО.
● Василик В.В., дьякон, к. ф. н., доцент исторического факультета СПбГУ.
● Однобокова Л.Е., редактор отдела молодежной политики альманаха «Всеволожский вестник».
● иерей Дионисий (Тараут), секретарь Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской Епархии.
● Владимир Я. С. (верно ли написана фамилия?) д. п. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ.
●Семёнов В.Е., д.п.н., директор НИИ комплексных социальных исследований.
● Шматченко В.В., к.т.н., доцент ЛИИЖТ.
● Галицкий С.Г., директор православного издательства «Град духовный».

По обобщённым результатам докладов участники Конференции приняли резолюцию по следующим вопросам.

● Что такое пацифизация
Современное российское общество столкнулось с массовым нежеланием молодёжи служить в армии, с отказом от готовности защищать Отечество. На практике это проявляется в активном уклонении от конституционной обязанности выполнять воинский долг. Большинство молодых людей, которые не смогли уклониться от призыва, воспринимают срочную службу в армии как вынужденную и неизбежную обузу, почти как наказание, в лучшем случае как впустую потраченный год молодости или напрасно «убитое» время. Это явление, имеющее обусловленность мировоззренческую, духовно-нравственную, культурную, и даже физическую, участники Конференции обозначили как «пацифизация молодёжи России».

● Причины пацифизации российской молодёжи.
Социальные причины. Современное образование, воспитание, все информационное пространство в котором находится молодежь с раннего детского возраста, исключает военную тему, либо формирует негативное, в лучшем случае безразличное отношение к ней. Это информационное пространство целенаправленно формируется институтами – социальными и политическими.
Разрушение системы допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания (далее ВПВ) в России. В современной России система ВПВ молодёжи дискредитирована и во многом разрушена, изгнана почти из всех государственных институтов, прежде всего из СМИ, образовательной, культурной, научной и других сфер, лишилась поддержки со стороны властных структур.
Учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности основных субъектов военно-патриотического воспитания, большинства военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах Российской Федерации и в сельской местности.
До сих пор в российском обществе отсутствует концептуальное видение решения проблемы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества и военной службе, отсутствует стратегия осуществления этой деятельности в рамках функционирования принципиально новой системы, адаптированной применительно к изменившимся условиям.

● Угрозы национальной безопасности России в связи с проблемой пацифизации российской молодёжи.
Следствием перехода на одногодичный срок службы по призыву стало значительное снижение уровня подготовленности находящихся в строю солдат. И это негативно отразилось на состоянии боевой готовности армии и флота. При условии сокращения численности призывного контингента, без принятия кардинальных мер по повышению качества ВПВ и допризывной подготовки (улучшению состояния здоровья призывной молодежи, развитию массовых видов спорта и созданию современной системы ВПВ) в ближайшем будущем может возникнуть ситуация, когда потребности Вооруженных Сил Российской Федерации будут удовлетворяться на 60%, а в перспективе на 50%.
Складывающаяся ситуация свидетельствует, что сложившаяся система ВПВ и допризывной подготовки молодежи не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.

● Возможные последствия пацифизации российской молодёжи.
Так называемый современный патриотизм, позиционируемый в демократически-модернизированном варианте в самых различных новациях и разновидностях, таких например, как «просвещенный», «гуманный», «социальный», «гражданский», «либеральный», и т.п. максимально вытесняет или вовсе исключает необходимость защиты Отечества и военной службы перед лицом тех реальных военных и иных угроз, которые направлены против национальных интересов и безопасности Российской Федерации. К сожалению, даже такое высокое по своему содержанию направление патриотического воспитания как духовно-патриотическое, выступающее в настоящее время в качестве приоритетного, также по существу лишено военного компонента.
Этим самым прерывается величайшая традиция всей нашей драматической и героической истории, в которой высшим проявлением духовности всегда являлось выполнение воинского долга, служение своему Отечеству с оружием в руках. Высший патриотизм – это именно самоотверженная борьба с врагами Отечества, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны.

● Необходимость решения проблемы пацифизации российской молодёжи путём военно-патриотического воспитания.
Анализ событий и явлений последнего времени, такие как пацифизация, нежелание молодежи выполнять конституционный и воинский долг по защите Отечества, показывает, что только системное ВПВ может решить эту проблему. Никакое другое направление патриотического воспитания, вне зависимости от того, каким бы новационно-модернизационным оно не представлялось, не может выступать в качестве альтернативы ВПВ. Совершенно очевидно, что именно ВПВ является одним из важных факторов обеспечения военной безопасности, особенно в условиях тех изменений, которые происходят в сознании и общественном мнении не только личного состава Вооруженных Сил РФ, но и российского общества в целом.
Таким образом, в сложный период исторического развития России и её армии ВПВ должно занять достойное место среди других направлений патриотического воспитания и воспитания российской молодежи в целом.

● Общие проблемы ВПВ в современной России
В современных условиях на пути преодоления проблемы пацифизации в России возрастает значение общественных организаций и объединений, которые участвуют в патриотическом и военно-патриотического воспитания молодёжи. За последнее время именно общественные объединения и организации вносят основной вклад в формирование у молодежи готовности к защите Отечества и военной службе. Этот вклад многих и многих тысяч объединений (клубов) патриотической и военно-патриотической направленности является действительно реальным. Он не афишируется, не политизируется, а направлен на спасение нашего подрастающего поколения, без которого у России не может быть будущего.
Однако военно-патриотическое воспитание в России продолжает находиться в крайне сложном, критическом положении. Это объясняется наличием целого комплекса следующих основных проблем:
На государственном уровне – не всегда проявляется должное внимание и соответствующее отношение к военным угрозам, вопросам обеспечения военной безопасности, необходимости укрепления военной организации и Вооруженных Сил, повышения уровня и престижа военной службы (в том числе путем улучшения ее условий и стимулов) – к выполнению важнейшей конституционной обязанности – защиты Отечества.
В информационной сфере – господствует насаждение, целенаправленное внедрение в общественное сознание, особенно в отношении подрастающего поколения так называемых «норм», «ценностей», «образцов» и стереотипов поведения, развращающих бездуховностью, искажающих нравственные ориентиры, социально значимые интересы, снижающих социальную ответственность и готовность самореализовать себя на благо общества и государства в целях возрождения величия России и укрепления ее могущества. В то же время информационное взаимодействие между субъектами ВПВ является очень слабым, единое информационное пространство до сих пор отсутствует.
В научной сфере – многие важнейшие проблемы ВПВ не решены, их разработкой и исследованием никто не занимается. Системного подхода к этой деятельности нет. Вследствие этого не определены концептуальные основы ВПВ, которые характеризуются размытостью, односторонностью, отсутствием или слабостью духовно-гуманитарного содержания, фрагментарностью, утилитаризмом и др.
В правовой сфере – отсутствует правовая база ВПВ, вследствие чего нет и правовой основы деятельности военно-патриотических объединений и клубов, организации и проведения важнейших, в том числе традиционных форм работы. Особенно много нерешенных проблем на федеральном уровне: ими попросту некому заниматься.
Координация и управление деятельностью ВПВ. Системного, постоянного, эффективного механизма координации и управления этой деятельностью нет, особенно на горизонтальном уровне – между министерствами, ведомствами, муниципальными организациями; между регионами, на региональном, в том числе и на местном уровне (за небольшим исключением). Отсутствует единый орган координации и управления ВПВ, который был бы способен осуществлять взаимодействие между субъектами ВПВ как по вертикали, так и по горизонтали.
Учебно-материальное и техническое обеспечение (УМТО). УМТО деятельности большинства военно-патриотических объединений является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах РФ. В отсутствие системного и целенаправленного обеспечения данная проблема давно стала проблемой самовыживания, особенно для тех, кто непосредственно осуществляет работу по ВПВ, то есть на местах.
Финансирование ВПВ является не только недостаточным, но просто мизерным. Причина – в негативном отношении к этой деятельности в соответствующих структурах исполнительной власти, особенно в Минфине. В большинстве субъектов РФ, которые являются дотационными, финансирование ВПВ является недопустимо низким, а в ряде из них отсутствует вообще. Внебюджетные источники, спонсорская помощь имеют очень слабое распространение. В целом можно констатировать, что отношение соответствующих органов, организаций, министерств и ведомств к ВПВ и их реальный вклад в выполнение задач в этой сфере деятельности за последнее время все более снижался и фактически сошел на нет. Причина этого в том, что, во-первых, в условиях рыночных отношений даже государственные организации стремятся всеми силами уйти от любой деятельности, которая является затратной и не дает прибыль; во-вторых, отсутствует должный контроль за конкретными результатами деятельности по ВПВ, за ее эффективностью и т.д. Нет ни соответствующего органа, ни самого механизма.
В целом деятельность соответствующих структур, органов, организаций и объединений, участвующих в ВПВ, но не имеющих научно-обоснованных, соответствующих современным реалиям концептуальных подходов, приоритетных направлений и механизмов их реализации характеризуется инертностью, неопределенностью, бессистемностью. Причина этого не только в отсутствии общей стратегии и резком ослаблении управления важнейшими звеньями и механизмами в процессе организации этой деятельности. Более важным и, пожалуй, главным негативным фактором является то, что на протяжении уже многих лет не преодолена дискредитация не только существовавшей десятилетиями практики ВПВ, но и самой идеи формирования и развития личности гражданина-патриота.

Пути решения проблемы пацифизации российской молодёжи
Коренное изменение состояния дел в сфере ВПВ к лучшему предполагает гораздо более эффективное использование потенциала этой деятельности, который по-прежнему очень велик. Речь идет прежде всего о создании необходимых условий для успешной организации и осуществления ВПВ:
1) создание механизмов активизации и значительного повышения эффективности деятельности субъектов ВПВ, прежде всего соответствующих министерств, ведомств, органов (как высшей власти, так и большинства субъектов РФ), организаций.
2) создание механизма постоянной поддержки (обеспечения нормальных условий функционирования) деятельности существующих военно-патриотических объединений, которых в России многие тысячи.
3) налаживание взаимоотношений и сотрудничества с рядом некоммерческих (общественных) организаций (профсоюзных, культурных, творческих, научных, спортивных и т.д.) с целью изменить их направленность в сторону ВПВ. В первую очередь это касается молодежных движений, объединений самого различного профиля, которые в наибольшей степени способны к новациям, к поиску новых форм, средств, технологий в деле вовлечения допризывной молодежи в участие в мероприятиях военно-патриотической направленности, связанных с подготовкой к защите Отечества и военной службе.
4) привлечение к сотрудничеству коммерческих организаций, состоятельных частных лиц, способных на определенных условиях, с учетом их интересов выступить значительным источником внебюджетных средств, оказывать существенную помощь и поддержку ВПВ подрастающего поколения страны.

Участники Конференции утвердили совместную программу действий по духовно-нравственному просвещению и военно-патриотическому воспитанию российской молодежи:

1) создание федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе; создание общероссийской системы ВПВ, т.е. объединения на добровольной основе большей части военно-патриотических молодежных объединений, секций, клубов;
2) создание во взаимодействии с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, другими федеральными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе во всех субъектах Российской Федерации;
3) разработка совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, ДОСААФ, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Программы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе, а также ежегодных планов совместной работы по данному направлению;
4) организация взаимодействия с Русской Православной Церковью с целью объединения усилий по духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию, выработке единых подходов и образовательных программ для преподавания в Центрах военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе в образовательных учреждениях России;
5) организация взаимодействия и разработка совместных программ с казачьими обществами по допризывной подготовке молодежи;
6) организация взаимодействия с ветеранскими организациями с целью создания системы содействия молодёжи в подготовке к службе в Вооруженных Силах России;
7) издание и распространение военно-патриотической литературы, электронных и печатных средств массовой информации, специализирующейся на военно-патриотической тематике;
8) проведение научных исследований и научных разработок в сфере военно-патриотического воспитания в России, создание специализированного научно-методического совета по совершенствованию форм и методов военно-патриотического воспитания в России;
9) внедрение в процесс военно-патриотического воспитания современных обучающих технологий, игровых методов, сочетающихся с военно-прикладными занятиями, авиационными и техническими видами спорта.
Реализация вышеперечисленных задач позволит сформировать у молодежи допризывного возраста моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верность Конституционному и Воинскому Долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность. Это позволит обеспечить поддержание высокого уровня морально-психологического состояния призывного контингента, его крепкой дисциплины и сплоченности, обеспечивающих постоянную готовность к выполнению поставленных задач в условиях военной службы.

Информационная служба Ленинградского областного общественного Фонда содействия национальному единению и согласию «Миротворец».

16 ноября 2010 г.