Епископ Кронштадтский Назарий совершил Литургию в Никольском Староладожском монастыре

В Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученика Димитрия Солунского, 8 ноября, наместник Александро-Невской Лавры и благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий совершил Божественную Литургию в Староладожском Никольском мужском монастыре.

Братии и прихожанам был представлен новый настоятель обители – игумен Филарет (Пряшников).

После богослужения владыка Назарий обратился к присутствующим.

«Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня я прибыл к вам, чтобы исполнить волю правящего архиерея и представить нового игумена святые обители сия. Чтобы не рассказывать всю его биографию, я остановлюсь только на одном. На каждой литургии, когда будет служить отец Филарет, вы будете слышать имя монахини Людмилы. Это его мама. Почему я говорю об этом? Потому что отец Филарет, которого владыка митрополит назначил сюда игуменом на смену отцу Варфоломею, он сын монахини Людмилы, той матушки, которая в свое время погибла на Сахалине от руки психически нездорового человека. Вы, наверное, слышали эту историю, она была громкая. Но это просто один из штрихов его биографии.

Отец Филарет четыре года был в Александро-Невской Лавре, и я могу сказать, что решение владыки митрополита застигло меня врасплох, потому что он занимал немалое место в жизни нашей обители. И с одной стороны это очень хорошо и почетно, когда воспитанники Александро-Невской Лавры, как и некогда до революции, пополняют и занимают места в управлении Русской Православной Церкви. Я могу сказать, что около 70 архиереев вышло из стен Александро-Невской Лавры. Множество обителей имеют в качестве игуменов воспитанников нашей обители. В лице отца Филарета я теряю человека, которому было поручено очень важное, особенно в нынешнее время, дело – он руководил духовно-просветительским центром. И мне надо было срочно искать замену. Но, слава Богу, мы не так малочисленны, как и эта обитель, поэтому мы произвели такую замену и отец Илия, который служил сегодня как старший диакон, будет на замену отцу Филарету.

Каждый человек по своему ценен, но самое главное, чтобы эта ценность была не для меня лично как игумена Александро-Невской Лавры, не для кого-то другого, а была бы важной для Церкви. Сегодня мы читали два отрывка из Евангелия – одно воскресное и одно в честь великомученика Димитрия Солунского. В самом начале второго Евангелия было сказано «Да любите друг друга» (Ин. 13:34) Если вы, насельники, прихожане, и те, кто действительно любит эту древнюю обитель, исполните только эту заповедь, то больше ничего и говорить не надо, потому что любовь Христова вмещает в себя все. Это и добрые братские отношения, это и всякое прощение друг другу прегрешений наших – это все. И поэтому конечно, отец Филарет, самое первое, что я желаю тебе, чтобы ты исполнил эту заповедь. Потому что она была первичной и для ушедшего от нас приснопамятного архимандрита Варфоломея. Это самая главная заповедь. И как бы мы ни старались, что бы мы ни делали, но если любви между нами не будет, то не будет ничего. Мы друг другу можем улыбнуться, мы можем даже поклониться друг другу, но Господь ведь знает наше внутреннее. И поэтому я призываю и отцу игумену, и братии осуществить эту единственную заповедь. И все этим будет сказано. 

Отец Филарет не новичок в Церкви. Он прошел различные послушания — и епархиальные и настоятельские, и всякие разные. Поэтому я надеюсь, что Господь недаром указал перстом владыке митрополиту на этого человека, хотя для Александро-Невской Лавры это своего рода потеря. Однако мы будем радоваться, если на этом месте отец Филарет никак не уронит звание Лаврского насельника.

Обращаюсь к братии. Если вы примете отца Филарета как своего брата – в первую очередь – а не как начальствующего, тогда все станет на свои места и все будет хорошо. Понятно, что у каждого человека есть свои черты, свои привычки, но они не касаются жизни Церкви – ни внешней, ни внутренней. Потому что если мы Христовы, то мы одинаковые. Мы можем в своих человеческих качествах быть другими, но если мы Христовы, то мы друг друга прекрасно поймем. Какой бы у нас ни был характер, какие бы у нас ни были личные привычки – некоторые из них необходимо оставить там, за порогом храма. А когда вы приходите сюда, то и те, кто служит у престола и те, кто стоит в храме, должны быть Христовы. И тогда никаких проблем не будет.

Я очень надеюсь, что ты продолжишь дело отца Варфоломея, он практически с самого начала здесь был. И могу сказать по собственному опыту: когда я начинал в Коневском монастыре на Ладоге, мы с немногочисленной братией все начинали с ноля. И могу сказать, что когда пришел следующий игумен после меня, то он немножко хотел – как говорят – заточить под себя. Но не все хорошо получилось. Если ты продолжишь дело отца Варфоломея, то все будет прекрасно. Если начнешь затачивать под себя всех, то ты один – а всех остальных много. Поэтому ты должен заточиться под эту обитель. Здесь все, что было, просто необходимо продолжить.
Я надеюсь, что все здесь поддержат отца Филарета. Это не было его личным желанием, мы все послушники. Он не стремился сюда, но указующий перст владыки митрополита попал на него, и он должен подчиниться и должен нести это послушание, как и я в свое время. Я не знаю сколько Господь благословит отца Филарета быть здесь, но даже пусть самое короткое время – история этой обители запомнит еще одного игумена, конечно, как и всех ее насельников. Все те, кто находится в монастыре – они уже вошли в историю».

В ответном слове отец Филарет поблагодарил владыку Назария и выразил надежду, что общими усилиями ему, братии и прихожанам удастся продолжить дело отца Варфоломея и сохранить память о нем.

«Для меня это было неожиданным решением, я буду стараться, чтобы память о батюшке – она всегда была. Батюшка будет доволен, когда мы с вами будем идти по пути развития, когда люди будут хорошо говорить о нашей обители, когда приедут паломники и гости и обретут здесь добрую братию, будут общаться с прихожанами, молиться и увозить отсюда частичку тепла – это наша с вами задача. И я уверен, что отец Варфоломей будет радоваться от того, что мы с вами здесь будем также радоваться, вместе молиться и готовиться к вечности. А вечность покупается только добрыми делами. Я постараюсь оправдать ваше доверие, и, конечно же, доверие владыки митрополита и владыки Назария. Я очень благодарен ему, эти четыре года в Лавре очень много мне дали, я приобрел большой опыт, общаясь с владыкой».

По завершении Литургии епископ Назарий и новый настоятель Староладожского монастыря совершили заупокойную литию на могиле новопреставленного архимандрита Варфоломея (Чупова), прежнего игумена Никольской обители.

*****

Староладожский Никольский мужской монастырь находится в полукилометре от Староладожской Рюриковской крепости, на левом берегу реки Волхов. По преданию основан святым благоверным князем Александром Невским и его дружинниками, а древние курганы-захоронения VIII-Х веков, расположенные в этой местности – это могилы ладожан, погибших в Невской битве и Ледовом побоище.

В XVII в. после разорения шведами Валаамского монастыря выжившие нашли убежище в Староладожском монастыре, куда перенесли мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Никольская обитель также пострадала в период Смутного времени, несколько раз разорялась шведами, после чего была отстроена заново. Почти сто лет она находилась в подчинении Александро-Невского монастыря (с 1797 г. – Лавры). В XVIII веке Никольский монастырь ненадолго закрывался, но жители Ладоги добились его открытия.

В советские годы монастырь был упразднен — здесь действовали общежития, ремонтная база сельхозтехники.

Монастырь возрожден в 2002 году и передан Церкви в критическом состоянии, были проведены реставрационные работы. Настоятелем с момента возрождения обители и до дня своего преставления являлся игумен (с 2016 г. – архимандрит) Варфоломей (Чупов).